(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Cовместный проект Евразийская муза

Новое русло великой реки

КРИТИКА

Этот обзор не претендует на то, чтобы дать исчерпывающие оценки всей узбекской литературе XX века: сложно оценить то, с чем пока стоишь «лицом к лицу». Но показателен объём написанного. Он говорит о прорыве массового писателя к слову, желании высказаться, осмыслить действительность. В лучших образцах всех жанров, в том, что стало классикой, происходило становление национального литературного языка одновременно со становлением национального самосознания.

ХХ век был особенным для развития узбекской литературы. Это эпоха появления новых жанров в прозе, поэзии и драматургии. Её начало для национальной литературы было знаковым в культурном отношении – появляется целый круг прогрессивных, ярких писателей: А. Авлони, М. Бехбуди, Фитрат, Хамза, Чулпан, А. Кадыри и другие. Именно они стояли у истоков джадидского движения в стране. Их публицистические статьи печатались в таких газетах и журналах, как «Ойна» («Зеркало»), «Хуррият» («Свобода»), «Садои Туркистон» («Голос Туркестана»). Главная задача движения – через просвещение способствовать прогрессу и улучшению жизни простого народа. 

Основная заслуга представителей джадидского направления – создание жанра драмы, совершенно нового для узбекской литературы. Автор одного из первых драматических произведений на узбекском языке – М. Бехбуди. Его пьеса «Отцеубийца» была опубликована в 1910 году. Вслед за тем появились пьесы Хамзы «Отравленная жизнь», комедия «Проделки Майсары», А. Ка­дыри «Несчастный жених», А. Авлони «Дремота», «Легко ли быть адвокатом?», Н. Кудратуллы «Свадьба». Особо следует отметить вклад в узбекскую драматургию Фитрата. Он первым создал трагедию «Абулфайзхон», а позже «Бунт Сатаны против Бога», «Арслон» – пьесы, в которых поднимаются онтологические проблемы бытия. 

Поэзия всегда занимала ведущее место в узбекской классической литературе, особенно песни: терма, лапары. Не стала исключением и литература начала века. Видными поэтами, стоявшими у истоков новой узбекской поэзии, стали Хамза, Чулпан, Фитрат, А. Авлони, Факири, С. Айни. Просвещение, нрав­ственность, патриотизм – вот темы, волновавшие авторов. 

Сказочный город Хива; фото: ИТАР-ТАССВ 20-е годы активно работают молодые поэты: Гайрати, Г. Гулям, Айбек, Х. Алимджан, Эльбек, Миртемир, Бату, К. Яшен, М. Шейхзаде, У. Насыр. Язык их произведений становится близок к народному. Они обогатили поэзию этого периода новыми формами, сюжетами и образами. 

В 30-е годы наряду с традиционным жанром дастана появляется так называемый новый дастан – реалистический. Главными героями новых дастанов становятся представители простого народа, их тематика и содержание – попытка передать сложное мироощущение современного человека. Это Г. Гулям «Кукан», Айбек «Кузнец Джура», Х. Алимджан «Зайнаб ва Омон», Уйгун «Джантемур».
Начиная с 20-х годов прошлого столетия, в узбекской литературе активно создаются произведения почти во всех жанрах прозы. 

Для формирования прозы реалистического направления немало сделал А. Кадыри, создавший роман «Минувшие дни». Вслед за ним вышел роман Чулпана «Ночь и день», сатирические рассказы А. Кадыри «Из записной книжки Калвака Махсума», произведения Г. Гуляма «Юноша», «Часы», Ш. Сулеймана «Месть», Гайрати «Женщина-попрошайка», Х. Алимджана «Отравленное сердце». 

В годы Второй мировой войны были созданы заметные произведения на военно-патриотическую тему. В стихах Г. Гуляма, Айбека, М. Шейхзаде, Зульфии, Миртемира, Гайрати, Т. Тулы, З. Диёра воспеты героический подвиг солдат, любовь к Родине. 

В годы войны создаются замечательные рассказы и очерки не только о военных сражениях, но и о тяжёлом труде в тылу: «Дедушка Асрор», «Женщины» А. Каххара, «Дорогие мои девочки» Айдын, «Я говорю от имени узбекского народа» Х. Алимджана, «Матушки» Г. Гуляма, «Весна победы», «Преданные девушки» Айбека, «У порогов Фархада» С. Ахмада. 

В этот же период Айбек пишет романы «Священная кровь» (1940) и «Навои» (1944), за последний писатель был удостоен государственной премии. 

Появляются пьесы на исторические темы: Х. Алимджана «Муканна», Айбека «Махмуд Тараби», М. Шейхзаде «Джалалиддин Мангуберди». 

После завершения Второй мировой войны страна восстаёт из разрухи, начинается строительство мирной жизни. Поэзия послевоенного времени прославляет созидательный труд простых людей, воспевает дружбу народов. Эти темы занимают значительное место в творчестве Г. Гуляма, Айбека, Уйгуна, Миртемира, А. Мухтара, М. Бабаева, Мирмухсина, Р. Бабаджана, Т. Тулы, Зульфии, Х. Гуляма, Шухрата. 

В лирическом потоке можно обнаружить и сатирическую струю. Писатели послевоенного времени нередко обращаются к жанру притчи, афоризма, басни (сборники С. Абдукаххара «Басни», О. Кучкарбекова «Стихи и басни»). 

К новаторским чертам литературы данного периода можно отнести создание тематических циклов, сборников, альманахов. Этот факт говорит о стремлении поэтов целостно осмыслить время, в котором они живут, выделить в нём главное. Например, сборники Миртемира «Каракалпакская тетрадь», М. Бабаева «Под небом Ирана». 

В прозе развиваются жанры рассказа-миниатюры, повести, романа. Заметными прозаиками этого времени становятся С. Ахмад, А. Мухтар, А. Якубов, П. Кадыров, С. Зуннунова, С. Анарбаев. 

Особенно продуктивно писатели работают в жанре романа и повести. Событиями в литературе стали «Огни Кошчинара», «Птичка-невеличка», «Сказки о былом» А. Каххара, «Сёстры», «Там, где сливаются реки» А. Мухтара, «Новый директор» С. Зуннуновой, «Ровесники» А. Якубова, «Дорогие сердцу поля» С. Ахмада, «Ветер золотой долины» Айбека. 

В драматургии послевоенного времени усилился интерес к образу современника, однако современность чаще всего рассматривалась сквозь призму прошлого. Так, на фольклорных и исторических сюжетах основаны «Равшан и Зулхумор» К. Яшена, «Алпамиш», «Му­­кимий» С. Абдуллы. 

60–80 годы – время переоценки ценностей, развенчания культа личности, хотя бы частичной реабилитации «врагов народа». Это время взлёта узбекской поэзии. Наряду с уже известными мастерами: Зульфиёй, Г. Гулямом, Р. Бабаджаном, А. Мухтаром – успешно работают молодые поэты: Э. Вахидов, А. Арипов, У. Азимов, О. Хад­жиева, Х. Худайбердиева, А. Суюн, О. Мат­чан, Ш. Рахман. Их творчество отмечено новизной, свежестью мысли и восприятия, а также острой полемичностью. Яркие дастаны принадлежат перу Айбека «Гули и Навои», М. Али «Машраб», Гайрати «Фуркат». 

Интересная особенность этого периода развития литературы – становление жанра стихотворного романа. Мирмухсин пишет «Зиёд и Адиба», Б. Бай­кабулов – «Великолепный караван». 

Приобретает новое звучание проза. За короткий срок создано более ста романов. Впервые в узбекской романистике появляется роман-трилогия С. Ахмада «Горизонт», роман-новелла А. Мухтара «Чинара», У. Хашимова «Меж двумя дверьми», созданы исторический психологический роман А. Якубова «Сокровищница Улугбека» и романы П. Кадырова «Звёздные ночи», Мирмухсина «Зодчий». 

Активно развивается драматургия. Многие пьесы, рождённые в этот период, остались живыми и читаемыми до сих пор. В них борются вечные антитезы: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть. Известными драматургами были К. Яшен, Уйгун, М. Шейхзаде, И. Султан, С. Ахмад, Т. Тула, У. Умарбеков, М. Бабаев, Ш. Баш­беков, А. Ибрагимов, Х. Му­хам­мад, Р. Ба­­баджан, Э. Вахидов, А. Арипов. 

Нельзя не отметить и обогащение жанра – появление в репертуаре театров комедий. Как наиболее яркие можно отметить «Голос из гроба» А. Каххара, «Бунт невесток», «Зять» С. Ахмада, «Кто стучался в дверь?» Ш. Башбекова. 

После обретения независимости в общественно-политической, экономической и духовной жизни Узбекистана произошли большие перемены. Но главное – возникла возможность объективного освещения истории народа и государства. 

Осознание своей независимости, стремление к полному раскрытию духовного потенциала нации сквозной нитью проходят через современную узбекскую поэзию. Здесь надо упомянуть такие имена, как А. Арипов, Э. Вахидов, Р. Пар­фи, М. Юсуф, Х. Даврон, О. Мат­чан,  Ш. Рахман, Н. Нарзуллаев, У. Рахмат,  З. Муминова, О. Хаджиева, Б. Бай­кабулов, Х. Ху­дай­бердиева. В творчестве больше внимания стало уделяться особенностям национального характера, в котором основное, по мнению авторов, – доброта, отзывчивость, любовь к своим предкам. 

Обновился и жанр песни. Родились песни на стихи А. Арипова, Э. Вахидова, М. Юсуфа, Х. Худайбердиевой. 

В эти годы также созданы дастаны, стихотворные романы, баллады, лирико-эпические произведения, передающие дух времени и вместе с тем пытающиеся осмыслить неоднозначные исторические моменты. 

С обретением независимости были сняты запреты и с религиозных тем. В этом можно убедиться на примере стихотворных драм А. Арипова «Сахибкиран», Т. Мирзы «Сахибкиран Тимур», а также стихотворного романа Б. Байкабулова «Хайрат-аль-Ахрар». 

За последние 15 лет написано более 50 романов. О недавних событиях в Узбекистане – романы П. Кадырова «Прощание матери-соколихи», Мирмухсина «Маверанахр»,  Т. Мурада «Долины, оставленные отцом» и многие другие, в центре которых находятся такие исторические личности, как Амир Тимур, Бабур, Машраб, Беруни. Романы эти продолжают реалистические традиции. 

Драматургия также устремилась к но­­­вой проблематике и темам. Кардинально изменилось отношение к А. Тимуру, заслуги которого не были оценены раньше. Сейчас его стали изображать, основываясь на объективных исторических фактах. Именно об этом драмы А. Арипова «Сахибкиран» и Т. Мирзы «Сахибкиран Тимур». 

В пьесах «Чёрный пояс» Ш. Холмирзаева, «Проклятый отцом» У. Азима поднимается непростая тема басмачества, которое в советское время оценивалось однозначно отрицательно. Ш. Холмирзаев рассматривает басмачество не как негативное явление, а напротив, как борьбу народа за национальную свободу. 

Наряду с литературой на родном языке развивается литература и на русском языке. Наиболее яркими представителями русскоязычной литературы Узбекистана являются А. Файнберг, Ш. Абдуллаев, М. Ким, Афлатуни, Р. Фархади. 

Несмотря на уже достаточно долгий плодотворный путь собственного развития, узбекская литература продолжает традиции классической литературы Востока. Развиваясь в единой литературной макросистеме, современная литература Узбекистана сохраняет свою самобытность, находится в постоянном поиске, утверждая духовные ценности, опираясь на национальное самосознание. 

Нургали СЫЗДЫКБАЕВ, докторант кафедры мировой литературы и теории литературы Узбекского государственногоуниверситета мировых языков

Статья опубликована :

№41 (6193)(2008-10-08)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
0,0
Проголосовало: 0 чел.
12345
Комментарии:

Нургали СЫЗДЫКБАЕВ


Выпуски:
(за этот год)