(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Новейшая история

Обольщение аморализмом

ПОСТСКРИПТУМ

Наверняка многим политологические видения и прозрения автора покажутся чрезмерно экзотическими и не имеющими отношения к реальности. Однако сам автор утверждает, что «это на практике отчасти и происходит, но мало кто обсуждает эти процессы». И доля истины в этом утверждении есть. А значит, есть что обсуждать. Подпольные процессы всегда опаснее и непредсказуемее тех, о которых известно обществу.
Что же касается самих идей… 

Одна из них – «выбор меньшего из двух зол». Мысль очень даже знакомая. Разделение на «чистых» и «нечистых», «своих» и «чужих», «социально близких» и «социально чуждых» не раз в истории становилось руководством к действию самых разных политических сил. Принося кое-какие сиюминутные выгоды и победы, неминуемо приводило к торжеству беззакония, насилия, нравственному разложению. Примеров – тьма. 

Особо же следует остановиться на идее отложить до лучших времён мораль и закон. «А там, возможно… Но это будет потом…» 

Удивительное всё-таки дело! Не успели очухаться от большевистского подхода – «классовая мораль», когда всё позволено во имя победы революции. Только стали приходить в себя от нравственного опустошения 90-х годов, когда новорождённый российский бизнес с поразительным упоением демонстрировал свою аморальность, внеморальность и постморальность. Когда обществу высокомерно объясняли, что бизнесмена может и должна интересовать только прибыль, выгода, никакие иные соображения просто не принимаются во внимание. 

Вспоминается давний уже разговор с довольно молодым ещё бизнесменом, убеждённым, что он схватил бога за бороду, потому как успел получить лицензию на экспорт нефти и удачно играл в аттракционе «Пирамида ГКО». О, это была целая философия! Весьма сильная и по-своему увлекательная. 

– Нас пичкали идеалами, а реальность – это насилие, – снисходительно объяснял он. – Или тебя насилуют, или ты насилуешь. Когда ты думаешь о бизнесе, надо освободиться от понятий хорошего и плохого, морального и аморального. Должна быть лишь одна мысль: «Победить! Взять! Отнять!» 

Кстати, очень скоро на этого героя напал волк покрупнее и отнял у него весь бизнес. И осталось нашему герою только горько причитать: «Ни стыда, ни совести у людей нет!» 

Наш выдающийся социальный мыслитель Александр Зиновьев говорил, что люди биологически предрасположены к тому, чтобы больше взять, но меньше дать, им не нужно объяснять, что своя рубашка ближе к телу, что нельзя не порадеть родному человечку. Такова природа человека. Но…
Прогресс общества предполагает выработку способов ограничения этих самых примитивных законов поведения. Собственно, он в этом и заключается, этот самый прогресс. Мораль, право – как раз средства такого ограничения. 

И потому людей веками приучали соотносить своё поведение с ними. В их отсутствие общество погружается в насилие, безответственность, обман, серость. В нём воцаряются хамство, тоска, раздражение, постоянное ожидание худшего. Оно обречено на застой и хроническое гниение. Такое общество – лёгкая добыча соседей и конкурентов. 

Уж этот-то урок вроде бы пора и усвоить! Нет, нам опять предлагают отложить мораль до лучших времён. Выдать своеобразные индульгенции «своим». Стоит ли?

Ждём откликов читателей по адресуgromov@lgz.ru

Обсудить на форуме

Статья опубликована :

№43 (6195)(2008-10-22)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
4.0
Проголосовало: 12 чел.
12345
Комментарии:
23.10.2008 18:05:18 - Дмитрий Владимирович Беликов пишет:

А что взамен?

Политологические прозрения автора, к сожалению, имеют гораздо большее отношение к реальности, чем это кому-то кажется. А "выбор из двух зол" - есть суть всякой политики, которая, как известно - "искусство возможного". И вовсе не этот принцип приводит к торжеству беззакония, насилия и т.д. Отказ от выдачи индульгенций своим, при неспособности покарать всех, равнозначен выдаче индульгенций всем. Это более морально, на Ваш взгляд?;) Впрочем, может быть. Но уж точно более разрушительно для общества, т.е. не во Благо обществу. Мораль и право - вовсе не продукты прогресса, равно как и не его жертвы. Политик может и должен быть моральной личностью, но в своих ПОЛИТИЧЕСКИХ действиях он должен руководствоваться исключительно ОБЩЕСТВЕННЫМ БЛАГОМ, которое вовсе не обязательно должно согласовываться с его личными (и общественными) моральными нормами. Если Буш бомбит Ирак - это аморально, но если при этом достигается энергетическая безопасность США, то он действует во Благо американского общества. И наоборот, политик, пытающийся руководствоваться непосредственно моральными нормами в политических действиях, жалок, смешон и нелеп. Горбачев мог представлять себя вершителем Добра, освободителем Восточной Европы от советской оккупации (предположим такую версию). Он делал это Добро бескорыстно (для России), "без аннексий и контрибуций". т.е. не торгуясь постыдно о цене. Результат - НАТО по периметру наших границ и никакой благодарности. То же самое с Крымом, Порт Артуром и т.д. Всякий идеализм в политике, в том числе и "моральность" - верный путь к поражению. Но политика, к счастью, вовсе не единственный способ и не единственный уровень общественного бытия. Моральное ограничение власти не может исходить от неё самой. Для этого в обществе существуют совершенно иные инструменты, а именно - церковь. Церковь в двух вариантах: церковь-организация (православие, католичество) или церковь - общество (протестантство, ислам, атеизм). Забота о моральном здоровье общества есть, прежде всего, забота о здоровье церкви, о её действительной независимости от власти (а не от государства!). Такова "технология". _______ P.S. Для интереса предлагаю сопоставить образ мысли современных "ярых обличителей" власти и коррупции с Вашими словами о том, что в безнравственном обществе..."воцаряется тоска, раздражение, постоянное ожидание худшего." Могут ли нести такие люди нравственное начало?


__________________


Выпуски:
(за этот год)


©"Литературная газета", 2007 - 2013;
при полном или частичном использовании материалов "ЛГ"
ссылка на
www.lgz.ru обязательна. 

По вопросам работы сайта -
lit.gazeta.web@yandex.ru

Яндекс.Метрика Анализ веб сайтов