(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

ТелевЕдение

Произвол судьбы малого экрана

ТЕЛЕГЛУБИНКА

Сегодня любой райцентр может позволить себе приобретение хорошего компьютера и одной-двух не самых дорогостоящих цифровых видеокамер. Остаётся только заручиться согласием сетевого партнёра с одного из центральных телеканалов, и всё – считай, что собственное муниципальное телевидение у тебя в кармане. К сожалению, именно так чаще всего и создаётся «малое» телевидение. И никого при этом не смущает абсолютное отсутствие специалистов, которые во все времена являлись главным достоянием любого телеканала. Да и где их взять? Квалифицированные в район не поедут. Их и в областных центрах днём с огнём… Приходится полагаться на свои, доморощенные кадры без какой-либо профессиональной подготовки.
 
Чаще всего телезвёздами районного масштаба становятся учителя, библиотекари, культпросветработники. В лучшем случае это «перебежчики» из районной газеты, в худшем – просто энтузиасты без всякого образования. На ощупь, методом «художественного тыка» они осваивают язык телевидения, его законы и правила. Некоторым это удаётся, и даже весьма успешно. Но остальные так и продолжают методично наступать на одни и те же грабли, будучи не в силах запомнить их постоянное местоположение. 

Другая серьёзнейшая проблема – абсолютная зависимость муниципального телевидения от диктата местной власти. Как следствие, даже на телефестивали выставляются «новости», в которых четыре сюжета из шести отданы главе района. В первом он встречает важное областное начальство, во втором комментирует итоги очередного заседания местной Думы, в третьем «освящает» новую часовню, в четвёртом о чём-то беседует с учителями. И везде говорит, говорит, говорит… Минут двадцать из получасового выпуска в кадре пребывает «говорящий глава». Мы, помнится, много сетовали на чрезмерную идеологизированность советского телевидения?.. Так вот, подобная, извините, «вёрстка» информационного выпуска в те времена ни одному редактору и в страшном сне не приснилась бы. Просто потому, что это непрофессионально. 

Сами районные тележурналисты чаще всего понимают и переживают безысходную унизительность своего положения. Но ни о каких общественных советах они и слыхом не слыхивали, а вот то, что плевать против ветра проблематично, это все ещё с детства усвоили. Со временем многие привыкают к такой «специфике работы» и по-другому уже просто не могут. Им ведь, бедным, не то что «в жилетку поплакаться», просто посоветоваться не с кем. Нет сегодня в России организации хотя бы на уровне профсоюза, объединяющей и координирующей деятельность местных телерадиокомпаний. Сагалаевская Ассоциация национального телевидения «родной матерью» для периферийных телевизионщиков пока что не стала. 

На фоне такой разобщённости в отдельных регионах стали возникать местные ассоциации, объединяющие районных телерадиовещателей независимо от формы их собственности (государственные, муниципальные, частные). Одним из главных результатов их деятельности стала организация ежегодных фестивалей телевизионных программ. Сегодня это единственная реальная и общедоступная форма повышения квалификации через обмен творческим опытом. Минувшим летом в Центральном федеральном округе России прошло два таких фестиваля. Это «Берега» в Тарусе (Калужская область) и «Территория хороших новостей» в Твери. 

Фестиваль «Берега» родился пять лет назад по инициативе руководителей Калужской и Тульской государственных телерадиокомпаний. Изначально он затевался исключительно для студий бассейна реки Оки – отсюда и «Берега». Но прошло пять лет, и сегодня в нём с удовольствием принимают участие телевизионщики Новосибирской, Кемеровской, Томской, Челябинской, Воронежской, Ивановской, Екатеринбургской и других областей, ряд республик Северного Кавказа… Всего более 80 телекомпаний со всех концов России представили сюда около 120 работ. 

Фестиваль формально действует под эгидой ВГТРК, но все хлопоты по его организации, включая поиск спонсорских средств (основного источника финансирования), по-прежнему лежат на калужских и тульских инициаторах. Здесь нет каких-то очень ценных подарков и призов. Дипломы, грамоты, фотопейзажи и скромные сувениры – всё, что ожидает лауреатов и дипломантов. Но это никого не смущает. Каждый год люди готовы преодолевать тысячи километров, чтобы вновь оказаться в удивительной атмосфере доброжелательности, которую сумели вдохнуть в фестиваль его организаторы. Четверо суток в уютном пансионате на берегу Оки идёт тёплое, неформальное общение. По вечерам, как водится, пикники, костры, песни… Но тут же, как бы между делом, формируются новые творческие группы (скажем, журналист – из Новосибирска, а оператор – из Брянска). Завтра они отправятся в уютную Тарусу, чтобы снять и здесь же смонтировать свежий материал в номинацию «Репортаж «с колёс» – эксклюзив «Берегов». 

Дневное время посвящено совместным просмотрам конкурсных работ, дискуссиям, мастер-классам, «разборам полётов». Приятно отметить, что в просмотровый зал заглядывают и жители Тарусы, и московские дачники. К сожалению, уровень работ, выставленных на конкурс, очень разный. От высокопрофессиональных до чисто любительских, нередко совсем дилетантских. 

В наиболее грустном положении оказались, как это ни досадно, государственные телерадиокомпании, выставившие на фестиваль преимущественно информационные сюжеты. И это один из главных парадоксов нашей нынешней теледействительности. Они оснащены, как правило, лучшей техникой, укомплектованы грамотными специалистами, впитали в себя основные традиции отечественного телевидения, уходящие корнями в 50-е, 60-е годы прошлого столетия. Но чьим-то «мудрым» решением именно они реорганизованы сегодня в нечто подобное корпунктам ВГТРК. Такая узкоинформационная специализация поставила некогда лучшую часть провинциального телевидения на грань жизни и смерти. Специалисты старшего поколения уже покидают экран. Новая журналистская поросль специализируется на полутораминутных «информашках» и ничего другого делать просто не умеет. Хотя и тут далеко не все отличают, скажем, репортаж от некоего усреднённого информационного телесюжета. «Делать новости», особенно в условиях провинции, где этих новостей не так уж и много, тоже надо учиться. Годами наблюдать и раскрывать характер своего героя, как это делает, например, режиссёр телерадиокомпании «Вятка» Алексей Погребной, сегодня в России, пожалуй, больше и некому. 

Если же говорить о типичном для большинства конкурсных работ недостатке, то это вопиющее многословие. Авторы будто забыли (а может, и не знали), что телевидение общается с аудиторией языком зрительно-звуковых образов. Где понятие зрительный стоит на первом месте. А слово, даже не всегда являющееся главной его составляющей, входит в звуковой компонент образа. К сожалению, эта тенденция сегодня присуща всему российскому телевидению. С тех пор, как так называемые авторские программы буквально оккупировали телеэкран, он всё больше стал превращаться в «радио с картинками»… Об этой опасности нас предупреждал ещё Юрис Подниекс, культовый режиссёр-документалист конца прошлого века: «Авторское телевидение – это погибель для документального кино». И самого телевидения, добавим мы.

Тверской фестиваль «Территория хороших новостей» существует уже одиннадцать лет. Вначале он тоже планировался только для своих, районных телевизионщиков. Но постепенно в его орбиту втянулись и телекомпании областного центра, испытывающие те же проблемы, что и муниципалы, но только на своём, более высоком уровне. А последние два года он действует как Открытый фестиваль Центрального федерального округа России. Он кочует по малым городам Тверской земли. Сначала это был Ржев, затем Осташков, Вышний Волочёк, Калязин, нынче – старинный Кашин. В отличие от Тарусского Тверской фестиваль находится под плотной административно-хозяйственной опекой аппарата губернатора, а в последние годы ещё и руководства ЦФО. Хотя без существенных спонсорских вливаний и здесь, разумеется, не обходится. Отчасти такое опекунство имеет своё положительное влияние. Более насыщенная культурная программа, более весомые награды и призы для победителей. Это профессиональные видеокамеры и микрофоны, другие серьёзные телеатрибуты. Есть за что побороться. Но в любом случае самое важное для участников фестиваля – это, конечно же, общение. Друг с другом, с членами жюри, со столичными мэтрами. 

При всей авторитетности и несомненной профессиональной компетентности гостей следует помнить, что все они – люди из другого измерения. Ну не может понять хорошо образованный и высокопрофессиональный московский режиссёр, почему допускают на фестиваль «абсолютно безграмотные», кое-как склеенные телесюжеты. По существу он, конечно, прав. Но как ему, сердешному, объяснить, что в штатном расписании районных телекомпаний должность телережиссёра просто не предусмотрена?! Все обязанности режиссёра, монтажёра и телеоператора там, как правило, выполняет один человек. Чаще всего тоже самоучка, слыхом не слышавший о Льве Кулешове или Сергее Эйзенштейне. 

В областных (государственных) телекомпаниях режиссура по-тихому умирает. Как, впрочем, и редактура. Нынешняя телемолодёжь даже и не понимает смысла старого правила «слово – не воробей, вылетит – вылетишь». Вот и летит в эфир всякий бред. Да и как не быть этим несуразицам, если в отдельные дни на одного провинциального корреспондента приходится до пяти информационных сюжетов со съёмками и монтажами. Им неизвестно понятие «монтажная смена», поскольку на «сборку» каждого такого сюжета в аппаратной даётся в среднем минут двадцать. Это норма, которая просто непостижима для сознания столичных коллег. Давно ведь известно – «сытый голодного не разумеет». 

Вот и получается большинство таких фестивальных мастер-классов похожими на разговор слепого с глухим. Одни рассуждают «о высоком», другие переживают «о насущном». А в памяти конкурсантов всё это остаётся просто экзотической картинкой, вроде встречи с пришельцами из других миров.
– К нам Лысенко приезжал!
– А к нам Муратов.
– Да? А кто это? (Да простит меня уважаемый Сергей Александрович, «родитель» КВН.)
И никто не сможет даже через час рассказать, о чём шла речь на этих «звёздных встречах». Да и что может дать беседа на тему «Пресса и власть» людям, целиком и полностью от этой власти зависимым? 

Если же говорить о стратегических ошибках, то главная из них – полное безучастие государства в судьбе местного телевещания страны. Надо, чтобы сановные мужи осознали, что за пределами МКАД лежит огромная страна с многонациональными традициями и многоконфессиональными укладами. К примеру, в одной только Тверской области жители северных районов говорят почти «по-вологодски», а в юго-западных уже почти «по-белорусски». А сколько этих особенностей по всей России! Эта многоликость требует своего особого подхода к информационному освещению жизни её регионов. И альтернативы «малому» телевидению тут просто нет. 

Москве подобная работа никогда не была и не будет посильна. Скорее, наоборот, сами регионы должны насыщать московские каналы (или один специальный канал) своей телепродукцией. И это может стать первым существенным шагом к созданию наконец по-настоящему общественного национального телевидения России. 

Александр КОКАРЕВ, ТВЕРЬ

Обсудить на форуме

Статья опубликована :

№43 (6195)(2008-10-22)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
3,7
Проголосовало: 3 чел.
12345
Комментарии:

Александр КОКАРЕВ


Выпуски:
(за этот год)