(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Библиоман. Книжная дюжина

Нравственность нельзя отложить на потом

ШЕСТЬ  ВОПРОСОВ  ИЗДАТЕЛЮ

Издательство «Сократ» (Екатеринбург) выпускает учебную, детскую, историко-краеведческую, художественную литературу. Сегодня у нас в гостях его директор Андрей МОРОЗ.

– Издательский дом «Сократ» начал свою деятельность в 1994 году, преобразовавшись из ПКФ «Сунгирь», существовавшей с 1992 года. Фирма изначально создавалась с перспективой на долговременную издательскую работу, начав свою деятельность с выпуска книг для детей. Это были популярные произведения широко известных авторов, таких как Жюль Верн, Алексей Толстой, Корней Чуковский и другие. В то время вести издательскую деятельность было несколько проще. Достаточно было правильно определить нужную для издания книгу и запустить её в производство. Беда только, что для издания выбирался ограниченный круг книг и тиражи разных издательств перехлёстывались.

Какие перемены произошли с тех пор?

– За прошедшие годы сфера деятельности издательства значительно расширилась. Мы выпускаем сегодня книги самых разнообразных жанров. Учебная и учебно-методическая литература – в ней нуждаются школы Уральского региона. Энциклопедии и справочники – жизнь показала их нужность, хотя, конечно, тиражи здесь небольшие и много заработать не получится. Краеведческие издания становятся более востребованными, да и просто это интересно. Художественная литература – в историческом ракурсе – в рамках издания краеведческой литературы родилась потребность выйти за рамки региона на общероссийский рынок.

Детская литература – с неё и начиналось издательство. А в настоящее время у нас печатаются очень интересные детские авторы – лауреаты премии «Заветная мечта» Светлана Лаврова, Фред Адра, Олег Раин. Вместе с ними мы стараемся вернуть подрастающему поколению любовь к книге.

Вы предпочитаете одиночные издания или серии?

– Основным стратегическим направлением в своей работе издательство считает «длинную идею»: издательские проекты реализуются в виде учебно-методических комплектов для разных этапов обучения (программа и методическое пособие для учителя, учебник, хрестоматия, практикум или рабочая тетрадь для ученика) или сделанных по такому же принципу преемственности серийных изданий. Таковы хрестоматии русской классики, составленные по жанровому признаку, «Энциклопедия читателя», краеведческие серии «Урал: история в ликах городов», «У истоков уральского предпринимательства», серия исторических романов МИР – «Мой исторический роман», учебно-исторические комплекты «История Урала» и «Народы и культуры Урала», серия популярных фэнтези для детей «Уроки фантазии» и многое другое.

Как по-вашему, краеведческая литература имеет сейчас шансы быть замеченной?

– В марте 2008 года Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям были подведены итоги Всероссийского конкурса региональной и краеведческой литературы «Малая Родина». «Сократ» награждён сразу в двух номинациях: за выпуск «Бажовской энциклопедии» и за книгу «Род Строгановых».

Задумывая серию «Урал: История в ликах городов», издательство ставило задачу борьбы с забвением культурных и нравственных ценностей и привития подрастающему поколению любви к своей «малой Родине». Многие отрицали необходимость этого, мотивируя, что лучше сосредоточиться на естественных науках, а нравственность и патриотизм подождут. Время показало правильность выбранного нами пути. В пятнадцать вышедших книг включены культурно-исторические очерки о городах и районах Свердловской области, сгруппированных по определённым «родственным» признакам. Все книги имеют так называемые фонарики – срез исторических событий в России и мире, происходящих в то же время, что и события, описываемые в данной книге, а также уникальные приложения: малоизвестные архивные документы или единожды печатавшиеся литературные произведения.

Каковы, на ваш взгляд, тенденции развития современной российской литературы?

– К сожалению, тенденции диктуются временем. Меньше серьёзной, классической литературы – больше попсы. Конечно, тут и компьютеры приложились, и телевидение. Высокорентабельна так называемая коммерческая литература – детективы, шокирующие произведения. Тиражи же классической – как детской, так и взрослой литературы – оставляют желать лучшего. Хотя для подростков сейчас мало действительно интересных, познавательных произведений.

Может, мы и проходим минимальную точку падения. Мы это замечаем по нескольким примерам. Наши книги по краеведению, в том числе и серия «История в ликах городов», сейчас более востребованы, чем в начале 2000-х годов. И на недавней Московской книжной ярмарке к нашему стенду подходили люди и говорили, что, пройдя всю выставку, не смогли ничего купить, а только у нас нашли интересные книги – как по содержанию, так и по оформлению. Это вызывает прилив энтузиазма.

Как вы отбираете книги, которые издаёте?

– Для финансового благополучия нужно выпускать и заказные книги. Поэтому наше издательство участвует в конкурсах и аукционах на различных уровнях. Это и книги о городах, районах, областях, и о конкретных предприятиях. Так, у нас за последнее время вышли книги «Свердловская область», о Ханты-Мансийском автономном округе – Югра информационно-аналитический альманах «Югра – горизонты настоящего», по городам и районам Уральского региона. По заказу правительства области мы издаём книги о реализации в регионе национальных проектов и государственных целевых программ. Рукописи, приходящие «самотёком», рассматриваются и анализируются, но издаются далеко не все, если риск выпуска и реализации целиком лежит на издательстве. В случае же комбинированной оплаты или финансирования издательства со стороны автора или спонсора не принимаются к изданию только заведомо безвкусные, вызывающе-шокирующие или безнравственные произведения.

Легко ли удаётся вам продвигать книги на рынок?

– Основная проблема в том и состоит, как донести книгу до читателя, заинтересовать его, чтобы он приобрёл данное произведение. Есть проблема вхождения в книготорговые сети, а также концентрации всех потоков в столице, и потому региональным издательствам необходимо решить задачу вхождения на московский рынок. А поскольку наши финансовые возможности несопоставимы с ресурсами крупных издательств, то на деле чаще решается обратная задача… Зачастую центральные столичные издания берут верх благодаря большому количеству одноплановой литературы, и конечно, сложно, чтобы в этом море пробились даже выдающиеся книги, выпущенные издательствами с периферии.

Страницу подготовили Ольга ШАТОХИНА, Ирина ОРЛОВА, Максим БУРДИН

Статья опубликована :

№44 (6196)(2008-10-29)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
0,0
Проголосовало: 0 чел.
12345
Комментарии:

Ольга ШАТОХИНА


Выпуски:
(за этот год)