(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

ТелевЕдение

От Менделеева до Познера

ТЕЛЕДНЕВНИК

Александр КОНДРАШОВ

ВСЯ НАША МАЛИНА
Конечно, Гордон никакой не Дон Кихот и сражался он еженедельно почти два месяца не с ветряными мельницами, а с гораздо более опасными сооружениями. Добрейший Рыцарь печального образа вряд ли бы справился с тотальной пошлятиной и гламурной профанацией, которую практикует наш жёлто-голубой экран, скорей всего благородного идальго затоптали бы ещё на подступах к телецентру. Александр Гордон неотъемлемая часть того, «что вечно хочет зла», но всё же иногда «совершает благо». «Гордон Кихот» свидетельствует: шоу-бизнес находится в кризисе собственного воспроизводства. Если звёзды гаснут, так нещадно чадя при вспыхивании, значит, это кому-нибудь нужно. Напоследок они могут «привлечь к себе любовь пространства» лишь публичным саморазоблачением. Хотя Гордон часто (из соображений то ли благородства, то ли личной безопасности) не давал своим жертвам сбросить окончательные одежды. (Единственный, на кого наш «Дон», на мой взгляд, зря ополчился, это – Михаил Задорнов, кстати, там и проигрыш «Кихота» был очевиден, изыскания сатирика в языкознании, возможно, чрезмерные и завиральные, но вряд ли увеличат количество скинхедов, а заинтересовать молодёжь родной историей могут.)

А заключительный выпуск был посвящён «русскому шансону». Романтизация блатной (лагерной, преступной, уголовной) этики, как, слава богу, выяснилось в программе, отвратительна. Она свидетельствует о том, что мир криминала, который влился в 90-е во все сферы жизни, начал навязывать обществу не только воровскую мораль, но и соответствующую субкультуру. Всё позволено: умри ты сегодня, я – завтра; моё – моё, а твоё – давай делиться; за нас с вами и хрен с ними… Такая вот бескрайняя экспансия либерализма, в которой главное – поклонение Мамоне, а свобода слова выражалась в беспрепятственном распространении похабщины и матерщины. Даже бывшие профессора «заботали» по фене.

Произошла глобальная подмена. Вместо Магомаева и Бернеса – Шуфутинский и Новиков, вместо Шолохова и Солженицына – Ерофеев и Минаев, вместо Валентины Леонтьевой и Владимира Ворошилова – Ксения Собчак и Шкет, вместо Сергея Королёва – Сергей Мавроди… Жаль, что в выпуске с Мавроди, ставшем отчасти пиаром его книги, Гордон не «дожал» «великого комбинатора» цитированием его выдающегося с точки зрения саморазоблачения произведения. Там искреннее, нескрываемое, яростное презрение к людям. К лохам, которые мошенничать не хотят (автору представляется, что как раз очень хотят, но не могут по бесталанности). Продажная, воровская этика, инфицировавшая бизнес после грабительской приватизации, стала вытеснять прежние «отсталые, совковые» представления о добре и зле. Цена жизни упала до довоенного уровня. В лагерях  людей стало не меньше, чем при Берии в конце 30-х. Десятки тысяч погибли в перестрелках-стрелках, а победившие в них явочным (да и неявочным) порядком навязали недоумённому обществу свои понятия, свой мафиозный орднунг. О мире блатарей много писал ещё Варлам Шаламов, который ненавидел его ещё больше, чем бериевских вертухаев; мог ли он представить, что после победы демократии уголовный мир будет героизироваться из фильма в фильм, из песни в песню?

Запрещать «шансон-блатняк», конечно, глупо, а вот как с ним бороться? То, что Александр Гордон поставил этот вопрос, хорошо, а его уверенность в том, что великий наш русский народ (цитирую дословно) и эту беду превозможет, удивила и порадовала.

Но вера – одно, а дело – другое. Воскресный криминальный сериал «Гончие» на НТВ идёт с 17 до 19 вечера. Кровь, убийства, зона, зэчки, менты, киллеры, трупы, продажные опера… Сериал так себе, но лексика самая что ни на есть лагерная, да с расширением, ранее отсутствовавшим на ТВ. На федеральном канале (!) в детское время (!!!) можно открыто сквернословить? Слова, извините, «жопа», «насрать», «говно», обильно употреблённые в сериале, уже реабилитированы?

НАСЛЕДНИКИ БЕРИИ
В обсуждении скандала с обыском на испанской вилле депутата Резника и подозрением его в криминальных связях неожиданно проявил себя Олег Митволь («К барьеру!»). Он, бывший (или не бывший?) крупный бизнесмен и чиновник, а теперь неустанный народный защитник, «дрался» с сенатором от Краснодарского края Александром Починком (человеком тоже очень небедным)… Вспомнилось, как осенью 1993 года последний в должности председателя Комиссии по передаче дел Верховного Совета РСФСР защищал Ельцина и склонял депутатов к переходу на его сторону: грозил, покупал… А также наплыли воспоминания о куршевельском скандале с владельцем норильского комбината, построенного когда-то зэками во имя светлого будущего. Оно пришло, это будущее, чересчур ослепительное для меньшинства, подавляющего большинство. У Прохорова тогда тоже очень было много защитников. Вообще у нас любят защищать олигархов, такие силы вдруг собираются…

То, что Владислав Резник «попал» под Бальтазара Гарсона, конечно, огорчительно. Конечно, в том, что председатель Комитета по финансовому рынку Госдумы очень богатый человек и имеет собственность в Испании, ничего криминального нет, но позиция Митволя при народном телеголосовании сокрушительно победила защитника олигархов, бывшего министра труда Починка. И полезли неудобные вопросы (тема в субботу продолжалась в «Постскриптуме» Алексея Пушкова): «А проголосовал бы народ за такого народного избранника? Как, кстати, один из ключевых финансовых руководителей страны заработал свои миллионы? А не было ли там «уголовки»? Да и как он будет отстаивать интересы страны, если у него такие «слабые места» за бугром? И главное, почему в антикоррупционном законе из числа родственников чиновников, имущество которых подлежит декларированию, убраны самые верные и близкие: родители и взрослые дети?»

Подобные «несвоевременные мысли» толкают, например, к тому, что в проекте «Имя Россия» может победить Сталин… Если же перейти к последнему выпуску этого проекта, то он был, на мой взгляд, самым удачным из четырёх прошедших. Сергей Капица блестяще представил великого Дмитрия Ивановича Менделеева, и всё обсуждение было неожиданно глубоким, насыщенным и крайне интересным (не обошлось и без шероховатостей: зачем, например, было так педалировать связь гения с сорокаградусной?). Но как своим гражданским и интеллектуальным уровнем отличалась эта передача от остального ТВ! Как не хватает нашему телевидению таких героев, как Менделеев. А их в России достало бы на десяток подобных проектов. В 90-е подобные герои были как будто под запретом, чтобы, наверное, память о них не мешала грабить страну… Попутно для меня, например, легко разрешилась проблема персонального состава наблюдательного совета на ТВ – разве этим выбранным «Россией» 12 присяжным нельзя доверить общественный контроль за голубым экраном?

ПОСТ СДАН
Другое важное событие теленедели: уход В.В. Познера с поста президента телеакадемии ТЭФИ и перспектива замены его на спецпредставителя президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаила Швыдкого. Награждение статуэтками этой профессиональной премии уже давно никого, кроме телевизионщиков, не волнует, после ухода ВГТРК, НТВ и ТНТ премия вообще утратила смысл, а авторитет потеряла ещё раньше. Значение того, что телеруководители сами (без какого-либо политдавления, как признал и Познер) отставили «главного тележурналиста», в том, что сам ветер времени выдул его из ящика. Сдул, как нечто случайное, неукоренённое, но упорно и много лет навязываемое. Тут уместно словцо, недавно брошенное премьер-министром на встрече в Останкине по поводу засилья американского кинофастфуда на ТВ: обрыдло (см.  «ЛГ» № 42).

Да, обрыдло, а последней увесистой каплей в телевизионном самовыражении Познера, полагаю, был его многосерийный фильм «Одноэтажная Америка». В программе «Времена», как и во все времена – начиная с работы на Иновещании – он «колебался вместе с линией партии», как её верный член – то коммунистический, то антикоммунистический, – а тут вот сорвался на головокружительную патриотическую песнь стране, которая через полгода после демонстрации сериала свалилась сама и ввергла весь мир в страшный экономический кризис. Ещё умудрился успеть Макдоналдс отрекламировать по полной программе (чтоб ему всю жизнь питаться фастфудом, который он нахваливал в фильме!) и зачем-то обрушился на Тютчева, который, видимо, предчувствуя нападки Познера, ещё полтора века назад ввёл в оборот термин «русофобия».

ВВ, как и большинство наших либералов, а также плюралистов и образованцев (термины Солженицына), не любит и не понимает Россию, в чём он также фактически признался в недавнем интервью на СТС. Значит, скорее всего, гуд бай, раша? Всё, что хотел, получил, можно и домой?

Итак, пост сдан. Скорее всего, примет его Михаил Ефимович Швыдкой, который ведёт аж три программы на ТВ. Чего ждать от него на посту президента ТЭФИ? Наверное, не мешало бы в этом странном сообществе самопровозглашённых академиков совершить, наконец, небольшую «Культурную революцию», чтобы действительно стала «Жизнь прекрасна». И жаль, если телеакадемия так и останется «Приютом комедиантов».

Обсудить на форуме

Статья опубликована :

№44 (6196)(2008-10-29)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
4,4
Проголосовало: 9 чел.
12345
Комментарии:
02.11.2008 00:35:47 - Владислав Альбертович Мамченко пишет:



Познер, на мой взгляд, человек без принципов, любовью к России неотягощённый. А Швыдкой? Шило вместо мыла??


Александр КОНДРАШОВ



Александр Иванович Кондрашов, редактор отдела ТЕЛЕВЕДЕНИЕ Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таганке. Четыре года учился в МИЭМе на факультете прикладной математики, а закончил актёрское отделение Школы-студии при МХАТ. 20 лет работал актером в Театре Советской армии, снимался в кино, работал на телевидении и радио, в Московской государственной филармонии исполнял произведения Толстого, Булгакова, Шукшина, Маяковского, Пастернака, Блока... В 37 лет начал писать сам. Первые публикации - в Литературной газете (также печатался в других изданиях: "Независимая газета", "Век", МК, "Огонёк", "Крестьянка", "Космополитен", "Новая юность"...). Работал редактором в журналах "Новый крокодил" и "Русский предприниматель". Лауреат премии "Золотой телёнок" (ЛГ), член союза писателей Москвы. Автор двух книг: сборника рассказов "Театральный Декамерон" (ЭКСМО) и романа "Первый любовник" (АСТ).


Выпуски:
(за этот год)