(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Литература

Невещественный капитал нации

Отмечая 50-летие Союза писателей России, убеждён: мы имеем пол­ное право считать, что русская литература второй половины минувше­го века, а точнее сказать — литература российская, потому что она включала в себя произведения писателей всех на­родов страны, пишущих как на русском, так и на родных языках, является тем «невещественным капиталом» нации, которым Россия может гордиться. Без преувеличения, мы имеем великую ли­тературу, смело соревнующуюся как с богатейшей русской литературой пер­вой половины ХХ века, так и с класси­ческой русской литературой века XIX, равно как и с современной им мировой литературой.

Достаточно сказать, что русской ли­тературе принадлежит самый крупный, на мой взгляд, по масштабу таланта и глубине видения мира художник ХХ ве­ка — Михаил Александрович Шолохов, как никто другой выразивший величай­шую драму ХХ века — русскую револю­цию, определившую вектор развития всей новейшей мировой истории.

На протяжении минувших 50 лет в русской, российской литературе рабо­тало (и работает) столько великолеп­ных, подлинных по Божьему дару мас­теров слова, что один только перечень их имён мог заполнить всё пространс­тво этой статьи. Мы богаты талантами так же, как богаты лесом, питьевой во­дой, нефтью, газом, земными и небес­ными просторами.

И всё-таки главное завоевание рус­ской литературы вообще и последних пятидесяти лет в частности — не язык, но мысль, особая, специфическая рус­ская художественная мысль, рассматри­вающая жизнь человеческую как бытие, а родную историю — как судьбу.

И, конечно же, заслуга нашей лите­ратуры минувшего полувека — в под­линно художественном и безошибочно точном осмыслении событий Великой Отечественной войны. Произведений такого уровня правды об этой шекс­пировской по трагедийности странице мировой истории нет, пожалуй, ни в одной литературе мира. Проза М. Шо­лохова, романы и повести В. Быкова, В. Некрасова, Ю. Бондарева, В. Бого­молова, К. Воробьёва, Г. Бакланова, Е. Носова, М. Алексеева, В. Карпова и многих других, богатейшая «военная» поэзия второй половины ХХ века, где что ни имя, то явление, — это непрехо­дящая художественная память поколе­ния, пережившего и выигравшего войну для своих потомков.

Победа народа в Великой Отечествен­ной войне вызвала к жизни принципи­ально новое для советской жизни явление общественной психологии, а следователь­но, и литературы: возникновение наци­онального самосознания, взрыв патрио­тических чувств, гордости за свой народ и свою страну. И одновременно — острую боль за неё, резко обострившуюся особен­но после ХХ съезда партии, что не могло не привести и к усилению критического пафоса литературы.

Это пафос возник вовсе не с «шести­десятников», как привыкли думать. Шо­лоховскую традицию в прозе продолжи­ли «деревенщики». Их проза, впрочем, была не столько «деревенской», сколько бытийно-философской, рассказывала правду о самом главном, самом корен­ном для России трагическом вопросе — крестьянском. Это была проза глубоко патриотическая, принадлежащая перу го­сударственников, утверждавших нацио­нальное самосознание, гордость за свер­шения народа и страны, и прежде всего за победу над фашизмом. Но суть этой прозы — в глубочайшей боли за трагедию крестьянства и родной страны.Скромная по форме, но выдающая­ся по силе художественного слова, эта проза правдой своей высказала наконец власти критику, не сравнимую с кри­тикой никаких «вражеских» голосов. Назову всем известные и памятные произведения Ф. Абрамова, В. Аста­фьева, В. Шукшина, А. Яшина, Вл. Со­лоухина, М. Алексеева, А. Иванова, П. Проскурина, Е. Носова, Б. Можаева, Г. Троепольского, С. Залыгина, а так­же — живущих и работающих поны­не В. Белова, В. Распутина, В. Личути-на, В. Крупина.

М. Шолохов с молодыми писателями. 1959 г.;фото:А.РЯПАСОВОбострённое отношение к жерт­вам, которые понёс народ не только в годы войны, но перед войной и после неё, вызвал к жизни и так называе­мую городскую прозу, также отмечен­ную трезвым, критическим анализом народной жизни, внутренне родствен­ным пафосу «деревенской» прозы. К этой плеяде принадлежали Юрий Три­фонов, Владимир Максимов, Георгий Владимов, Анатолий Рыбаков.

Этому времени принадлежат и такие выдающиеся художники, осмыслявшие историю нашей страны, как Леонид Леонов, Валентин Пикуль, Дмитрий Балашов, Николай Рубцов, Юрий Куз­нецов, произведения которых отмече-ны глубочайшим патриотическим па­фосом.

Все эти писатели принадлежали к со­зданному в 1958 году Союзу писателей России. Это было мудрое, справедливое решение. 50-летие Союза писателей Рос­сии — это прежде всего праздник великой русской литературы, утвердивший себя в России и в мире за последние 50 лет.

Основателем Союза писателей Рос­сии был замечательный русский проза­ик, имя которого связано прежде всего с российским флагом, — Леонид Соболев. Беспартийный писатель, русский дво­рянин, убеждённый патриот — именно ему была поручена организация Союза писателей России. Я стал членом Союза писателей России 46 лет назад, в 1962 го­ду, когда Союз возглавлял классик оте­чественной детской литературы Сергей Владимирович Михалков, первым за­местителем был Юрий Бондарев, кото­рому позже С.В. Михалков передал свой пост. Сегодня Союз писателей России возглавляет В.Н. Ганичев.

В. Распутин, В. Крупин, Ф. Кузнецов. 1989 г.;фото:А.КАРЗАНОВХочу сказать особое слово благодар­ности от всех писателей России старей­шине нашей литературы С.В. Михал­кову, благодаря усилиям и авторитету которого Союз писателей России смог получить для своей работы великолеп­ное здание на Комсомольском проспек­те, которое крайне важно сохранить.

Как я помню и знаю, именно со времён С.В. Михалкова — благодаря его литературному и политическому опы­ту — дом на Комсомольском проспекте стал родным домом для всех писателей РСФСР. Здесь царили дружба народов и стремление к единству творческих сил во имя общих интересов России.

Надеюсь, что эти высокие традиции сохранятся и впредь. Верю, что в на­ступающее пятидесятилетие на смену нашему поколению, которое в едином строю русской литературы прошло эти нелёгкие полвека, придут новые талан­ты, которые не уронят достоинство ве­ликой русской литературы, сочтут за честь и далее служить своему народу и Отечеству.

Феликс КУЗНЕЦОВ, сопредседатель правления Союза писателей России, член-корреспондент РАН, член Союза писателей России с 1962 года

Обсудить на форуме

Статья опубликована :

№49 (6201)(2008-12-03)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
1,5
Проголосовало: 2 чел.
12345
Комментарии:
06.12.2008 17:00:23 - Сергей Станиславович Костин пишет:

"Провалы" в памяти.

С литераторами нынешними, которые «сочтут за честь и далее служить своему народу и Отечеству» посредством собственного мрако-мыла, обсуждать традиции русской литературы дело бесперспективное и никому не нужное. Другие цели, другой язык, другие персонажи. Но что происходит с теми, кто знал, видел, работал вместе с творцами, кто русскую литературу, как часть мировой культуры делал? Г-н Кузнецов не скупится на высокий слог в отношении литературы русской и даже российской, но ни разу! не обмолвился, что русская литература прошлого века это литература советская. И Солженицин, который так же не удостоился внимания г-на Кузнецова – тоже советский писатель. Зато г-н Кузнецов лихо изобрёл новый вид спорта - соревновательность литературных эпох. Так ли безобидна такая забывчивость и подобное новаторство? Не здесь ли кроется причина того безобразного провала в художественной литературе, который мы наблюдаем сейчас? Можно ли на пустом месте, без «связи времён» создать что-либо значимое? Советская литература второй половины прошлого века – это прежде всего литературное наследие военных писателей. Талантливых, блестящих художников. Но ни одному их них не суждено стать в один ряд с Пушкиным, Гоголем, Чеховым. Война! Они все были солдатами. И они не могли перед лицом смертельной угрозы стране позволить себе созерцательность, без чего художественное произведение мирового уровня создать нельзя. Перо военного писателя такое же смертоносное оружие, как и винтовка бойца. Ненависть, даже к врагу, не во благо искусству, этому «золотому мосту между духовным и материальным». Именно поэтому говорить о «под¬линно художественном и безошибочно точном осмыслении событий Великой Отечественной войны» со стороны советских военных писателей, значит недооценивать их великого вклада в великую Победу. То, что военное поколение писателей всегда отдавало предпочтение патриотическому пафосу, абсолютно оправдано, но не могло не сказаться на художественной форме, трагедийности, как вечном поиске общечеловеческих ценностей. Эту нишу пытались заполнить «шестидесятники» и «деревенщики», но не смогли, так как первые свалились в диссидентство, вторым оказалась не по силам взятая ими роль носителей некой «народной правды». Шукшин, Айтматов, Рапутин и др. создали площадку для нового расцвета советской литературы, но это возделанное поле не успело дать плодов. Разрушение страны под ложными идеями, обман народа, воинствующее буйство пороков привели к купированию самой потребности в литературе, как культурной среде. И никаких попыток к возрождению лучших традиций! Так что позвольте, г-н Кузнецов, Вашего оптимизма не разделять.


Феликс КУЗНЕЦОВ


Выпуски:
(за этот год)