(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Искусство

Дискурс каннибала

ПРЕМЬЕРА

В Театре на Юго-Западе открыли нового драматурга

Слева направо: Курочкин - А. Наумов, мисс Магадан - С. Рубан, Пётр - В. Афанасьев; В.ИГНАТОВМаксим Кантор, живописец и гра­фик с завидной европейской репу­тацией, пару лет назад ошарашив­ший читающую публику своим «Учебником рисования» — романом в полторы тысячи страниц, вслед за тем обратился к драматур­гии, написав зараз целых восемь пьес. Наша газета, в своё время рассмотрев составив­шийся из них объёмистый том, пришла к выводу, что корпус этих произведений при всей их социально-политической хлёст­кости и лингвистической остроте страдает, кажется, некоторыми ощутимыми пробле­мами по части сценичности («ЛГ», № 35). Составить собственное мнение читатель сможет, обратившись к № 41 за 2007 год,в котором была опубликована пьеса «Эхо России». Впрочем, далее было замечено, что окончательный ответ сможет дать толь­ко сама Её Величество сцена.

И вот одна из восьми — трагикомедия «Вечер с бабуином, программная, главная, если учесть, что весь сборник получил од­ноимённое название, — довольно скоро обретает сценическое воплощение в самом «юго-западном» театре столицы.

И кому как не Валерию Беляковичу рис­ковать (о том, в чём, собственно, риск, — чуть позже). С его, с одной стороны, твор­ческой «всеядностью», а с другой — явным интересом к свежим и радикальным (иног­да даже с перебором) именам в насыщен­ной афише театра.

Итак. Писатель Курочкин (Александр Наумов), только что выпустивший трактат о демократии, наделавший много шуму, при­глашён в некий богатый дом. Его прелесть какая глупенькая жена Алла (Елена Шес-товская) после пяти минут общения с гос-теприимным хозяином приходит к выводу, что попали они в замок доброго великана, где исполняются любые желания. Великана — да, в определённом смысле. Доброго? Не смешите! Желания и вправду исполняются. Но не гостей, разумеется, а самого велика­на. Потому что живёт он «по понятиям».

Некий «бандит в хорошем смысле сло­ва», представляющийся скромно и просто — Пётр (Валерий Афанасьев), страдает от не­достатка «интеллектуального дискурса». По этой причине у него даже в привратниках (Виктор Борисов) служит не кто-нибудь, а бывший главный редактор журнала «Вопро­сы философии». А то ведь коллеги Петра — люди, к его великому сожалению, не очень-то образованные. Вот он интеллектуалов к себе в гости и приглашает. Чтобы было с кем поговорить. Об «экзистенциальной ис­тине, присущей самой жизни», к примеру, или о «субстанциональной сущности чело­веческих отношений».

А перед обедом — невинное развлечение, партия в «очко». С живым человеком в ка­честве ставки (с деньгами-то у интеллекту­алов негусто), которого в случае проигры­ша... подадут на обед в качестве коронного блюда. Полагаете, это шутка? Курочкин то­же так думал. Вот и поставил на кон свою Аллочку, которая, кстати, ничего против не имела. А вот второй званый гость — публи­цист и пламенный боец за демократию Ку­зин (Евгений Бакалов) — похитрее оказался. Женой рисковать не стал. На самого Куроч-кина поставил. Свобода выбора, знаете ли.

Говорить о конкретных актёрских уда­чах в этом спектакле трудно. Не столько потому, что Театр на Юго-Западе — театр ансамблевый, сколько. из-за текста пье-сы. Стремительный и очень насыщенный философский диалог перетягивает на себя внимание зрителя, и в стремлении не упус­тить, так сказать, нить дискурса больше следишь за тем, что говорит артист, чем за тем, как он отыгрывает ситуацию, в кото­рую поставлен автором его персонаж.

Главное достоинство пьесы при пере­носе на сцену превратилось в главный не­достаток. Вот почему постановку «Вечера с бабуином» я сочла рискованной. Максим Кантор, мне кажется, всё-таки больше про­заик, нежели драматург. Диалоги его персо­нажей гораздо интереснее читать самому, чем слышать, как их произносят другие. Не лишённые остроумия философские изыска­ния, заключённые в них, очень сильно тор­мозят развитие сюжета. Ибо они для автора важнее сюжета. Загнав своих героев в угол, Кантора меньше всего волнует, как они оттуда будут выбираться. После азартного диспута о свободе выбора как парадигме развития человечества, избранные предста­вители которого будут по собственному ус­мотрению «крышевать» или «чмырить» всех остальных, и застольная беседа о гастроно­мических достоинствах «вымени» и печени свежеприготовленной жертвы не вызывает мороза по коже (а по идее — должна бы), и вполне вроде закономерный финал кажется слегка притянутым за уши.

Возможно, если бы режиссёру удалось уместить эту фантасмагорию в одно дейс­твие, спектакль, не утратив острой социаль­ности, присущей пьесе, получился бы более динамичным. Не было бы надобности вво­дить дополнительных персонажей, устраи­вать переодевание в костюмы XVIII века и заставлять кузинскую жену Ирину (Надеж­да Бычкова) распевать свои реплики на ма­нер оперного речитатива. Как сценический ход это смотрится весьма и весьма эффект­но, но не спасает сюжет от провисания. За­то перед Беляковичем-сценографом нельзя не снять шляпу. Гигантский вращающийся подиум, на котором и поют и, пляшут, и в карты друг друга проигрывают, очень по­хож на пропеллер, из-под лопастей которо­го никому не удаётся вовремя убрать свои ноги-руки-головы. Гостеприимный хозяин не из тех, кто готов вовремя крикнуть «От винта!».

Ударные реплики, хлёсткие остроты, злая ирония. Комедия на злобу дня (че­го стоит один только пассаж о том, кто на самом деле кому должен — Америка всему миру или весь мир ей) гостья — по нынеш­ним временам на театральных подмостках — весьма редкая. Уже этого достаточно, что­бы своими глазами увидеть, что собой пред­ставляет «Вечер с бабуином». Почему с ба­буином, а не с орангутаном или ещё каким человекообразным? А потому, что бабуины, хоть и стадные животные, больных и ране­ных за собой не тащат. Предоставляют им право выбора: сдохнуть самим или быть съеденными кем-нибудь более хищным. Демократия потому что.

Виктория ПЕШКОВА

Обсудить на форуме

Статья опубликована :

№49 (6201)(2008-12-03)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
0,0
Проголосовало: 0 чел.
12345
Комментарии:
07.12.2008 11:06:57 - Сергей Станиславович Костин пишет:

Любителям животных.

Напрасно г-жа Пешкова отказывает г-ну Кантору в таланте драматурга. "Вечер с бабуином" несомненное явление в театральном мире физиологической ориентации. Даже на "Книгу Гиннеса" тянет. Анекдот на полтора часа - это надо уметь!


Виктория ПЕШКОВА

 

 

 

 

 


Выпуски:
(за этот год)