(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Искусство

Неслучайное для неслучайных

Алла Демидова. В глубине зеркал. - М.: Вагриус, 2008. - 352 с.: ил.

Трудный человек, который не в состо­янии однозначно ответить на простые вопросы» - более точной самохарактерис­тики мне встречать ещё не при­ходилось. И к самой себе, и к своей профессии Алла Демидо­ва относится с изрядной долей беспощадности. Впрочем, как и к окружающим, если только это не очень-очень близкие ей люди.

Единственное интервью, которое мне однажды уда­лось всё-таки взять у Аллы Сергеевны, она, не дав мне и рта раскрыть, начала с того, что не понимает, зачем вообще нужны журналисты. Если чело­веку интересно знать, кто такая Демидова, то он не интервью в журнале прочитать должен, а прийти на её спектакль или на концерт, а ещё лучше - прочесть хотя бы одну из написанных ею книг. А то, что журналисты обыч­но пишут об актёрах, вообще о людях искусства, к этим людям не имеет никакого отношения. В этом актриса убеждена абсо­лютно. Тем не менее отрывки из каких-то интервью в свою книгу Алла Сергеевна всё же вклю­чила. Они - часть актёрской профессии, и с этим вынуждена мириться даже эта бескомпро­миссная женщина.

«В глубине зеркал» - книга очень жёсткая: беспристраст­ный, сугубо деловой взгляд на профессию. Но это не «трактат», содержащий некие непреложные законы актёрского мастерства (их ведь в природе не сущест­вует). Скорее, «памятка для зрителя», написанная, похоже, исключительно для того, чтобы развеять романтический туман, которым по какой-то неписаной традиции окутывает свою про­фессию большинство актёров. Но Демидовой хочется, чтобы  у читателя-зрителя сложилось о ней (профессии, разумеется, хотя ,пожалуй, и о самой актрисе тоже) более или менее реалис­тичное, пусть противоречивое и нелогичное представление.

Даже о Высоцком, кумире из кумиров, - скупо и строго. Тех, кто был с ним рядом, часто упре­кают - не уберегли. А Демидова без лишних ахов и охов сравни­вает его с взлетающим самолё­ том, который нельзя остановить руками. Да, можно было отме­нить те, ставшие последними в его жизни, спектакли. Но актёры Таганки тогда не были бы актёра­ми Таганки, а Высоцкий не был бы Высоцким. Вообще Алла Демидова пишет не о коллегах, о соратни­ках. Чем больше страниц тобою перевёрнуто, тем сильнее впе­чатление, что и театр, и кино для неё - это, если воспользоваться звонкой гамзатовской строкой, «бой, откуда нету возвраще­нья». Никого из тех, о ком она вспоминает, уже нет на земле. Но для неё они живы. И жизнь их продолжается там, в глуби­не зеркал, в которые она не может не вглядываться. Эфрос и Смоктуновский, Шепитько и Тарковский, Стреллер и Антуан Витез. И о каждом - не просто какой замечательный это был человек (о людях незамечатель­ных воспоминаний, как правило, не пишут), а как с ним работа­лось и что из этого получилось или не получилось. У Демидовой всё замыкается на творчество. Всё, что извлекается из глу­бин, - неслучайно. Даже когда она рассказывает о вещах, на первый взгляд непосредствен­но к творчеству отношения не имеющих. Например о том, как Параджанов устроил у себя в Тбилиси приём для актёров гаст­ролировавшей там Таганки. Или о лоскутной занавеске, сшитой Лилей Брик: на оборотной сто­роне многих лоскутов её рукой было выведено «Я счастлива». И дата.

Читателя, как и зрителя, Демидова хочет видеть своим союзником. При этом она не собирается его завоёвывать, что-то ему доказывать. Он волен разделять её взгляды или не раз­делять. Для неё важнее другое. Чтобы он был человеком неслу­чайным. Не из тех, кто читает книги, ходит в театр, в кино, на концерты для того лишь, чтобы вечерок скоротать.

В.П.

Статья опубликована :

№49 (6201)(2008-12-03)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
0,0
Проголосовало: 0 чел.
12345
Комментарии:

В. П.


Выпуски:
(за этот год)