(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Искусство

Кантилены Диканьки

ГОД ГОГОЛЯ

«Черевички» в Камерном музыкальном театре под руководством Б.А. Покровского

Царский выход на Никольской улице; Владимир КУЗЬМИНПетра Ильича Чайковского принято – и по праву – считать автором остродраматических произведений, в которых нашли своё отражение «глубокие социально-этические конфликты, рождённые русской действительностью». И вдруг обращение к тексту, который, по словам Пушкина, обрадовал всех «живым описанием племени поющего и пляшущего, свежими картинами малороссийской природы, <…> весёлостью, простодушной и вместе лукавой». Что сподвигло на это Чайковского? Возможно, лёг на душу совершенно особый, южный колорит повести, неповторимый «строй», сотканный из мотивов украинского фольклора, из героико-исторических дум, анекдотов, вертепных комедий. Возможно, Николай Васильевич Гоголь, русский писатель с «хохлацкой» закваской, поразил композитора в самое сердце удивительной мелодикой речи казаков из хутора Диканька, где всегда происходит что-то феерическое.
«О, это Гоголь!» – восклицает сегодня художественный руководитель Камерного Борис Покровский. И, возможно, точно так же воскликнул в 1874 году Чайковский, когда решил принять участие в конкурсе на сочинение оперы по повести «Ночь перед Рождеством», объявленном Петербургским русским музыкальным обществом.

Пётр Ильич взялся за работу с какой-то молодой радостью. Оперу, получившую название «Кузнец Вакула», написал очень быстро, за одно лето. Жюри конкурса признаёт партитуру, представленную под девизом «Ars longa, vita brevis», лучшей и удостаивает первой премии в размере 1500 рублей.

И хотя сочинение имело успех на премьере в Мариинском театре («прекрасные мелодии, полные настроения и благородного изящества» – писали газеты), Чайковский остался собой недоволен. Автору казалось, что он излишне утомлял слушателя, «давал ему сразу слишком пряной музыкальной пищи». Сказывалась вечная тяга к совершенству и натура труженика. Благодаря которым спустя десять с небольшим лет и появилась вторая редакция оперы – «Черевички», первыми исполнениями которой с триумфом дирижировал в Большом театре сам автор. На память об этом дебюте ему преподнесли сувенир – серебряные туфельки-черевички с выгравированными на них нотами основных музыкальных тем главных действующих лиц оперы.

«Черевички» ставили во многих театрах России и за рубежом. Даже до знаменитого Ла Скала они дошли несколько лет назад. А вот в Москве последний сколько-нибудь заметный спектакль состоялся, кажется, ещё перед войной в том же Большом. В 1942 году создатели этой постановки, находившиеся тогда в эвакуации, получили за неё Сталинскую премию.

По не вполне понятным причинам, но как-то так случилось, что мы стали подзабывать феерическую оперу, которую «с любовью и наслаждением» сочинил «первый наш композитор». Редко когда встретишь её в наше время на афише, а в старом, запылившемся томе с грустью прочтёшь слова умнейшего Б. Асафьева, констатирующего: нет в творчестве Чайковского «более светлой оперы <…>, как нет более убедительной победы, одержанной в душе над тем, что её тревожило».

Разве нам, каждому, в сегодняшней жизни этой победы не надо?
Так что Камерный театр Бориса Покровского совершил в известном смысле прорыв. Ставший одновременно уже восьмой постановкой по произведениям Гоголя. В зале на Никольской улице с успехом идут «Женитьба» и «Нос», «Шинель» и «Коляска», «Игроки» и «Сорочинская ярмарка», с прошлого сезона – «Ревизор». В каждой из этих работ коллектив искал высокую энергетику и сущностные способы в актёрском мастерстве, позволяющие удержаться на «гоголевской волне». И вот теперь, впервые – Чайковский. И не тот привычный, лирико-драматичный, а весёлый, шальной. Да ещё с большим масштабно разнообразным сочинением. Дирижёр Игорь Громов так и говорит: «Опера многогранна, многосоставна. Здесь комедия и фантастика, яркие жанрово-бытовые и обрядовые сцены, особая музыка Петербургского куртага… Каждая грань требует поиска».

Где же всему этому развернуться на «ограниченных» самим его названием сценических возможностях Камерного театра. Ведь даже создатель его порой вздыхает: «Сложность нашего театра состоит в том, что у нас сцена камерная. Вроде бы и развернуться негде…» Правда, тут же оборвёт себя лукаво: «Но это лишь видимость…»
Действительно, видимость. Не метры и сантиметры решают исход дела, а жар творчества, фантазия, выдумка…

Режиссёр-постановщик Ольга Иванова, многолетней работой доказавшая свою любовь к большой русской опере, работавшая с вдохновенным Колобовым, ставившая на сцене мощные народные драмы – «Бориса Годунова», «Хованщину», «Катерину Измайлову», – чудодейственным способом увеличила свои «владения», соединив пространство сцены со специально сооружённым, взамен двух снятых рядов кресел, помостом, перешагнувшим оркестровую яму и вплотную приблизившим героев оперы к почтенной публике.

На помосте, прямо перед лицом зрителя, полыхают страсти, в глубине сцены, за тюлевой занавесью, расписанной вручную по эскизам художников Ириной Акимовой и Юрия Устинова, в этом словно бы воздушном пространстве заявляют о себе грядущие сюжетные линии, возникают новые персонажи. Оркестр волей постановщиков непосредственно вовлечён в действие, а в зрительном зале жители Диканьки судачат о том, что происходит у них на хуторе, сплетничая и балагуря, как и положено добрым соседям.

Всё смешалось в единый поток жизни, где поют, танцуют, влюбляются, грустят, пекут пироги, дарят подарки, варят самогон, посмеиваются друг над другом. Никто в Диканьке не удивляется чудесам: ангел сидит на качелях, чертенята вылезают из мешка, Бес крадёт месяц с зимних небес, несётся по небу с Вакулой и вообще вытворяет пакости, угодные чёртовой душе, надеясь, что этого никто не видит. Но Вакула видит: он ведь художник, и глаз у него особый. Не отдаст он душу Бесу, одолеет его и слетает на нём в Петербург за царскими черевичками для капризной Оксаны, в которую страстно влюблён. Но как слетает? Светящейся точкой на заднике декораций? Отнюдь. Театр и сам способен сотворить чудо не хуже гоголевского. Заведующий постановочной частью Олег Михайлов предложил передвижение декораций по «технологии» XVIII века. Так что не только Вакула с Чёртом, но и зрители совершают путешествие из Диканьки в екатерининский Петербург.
Есть в спектакле и другое – «обыкновенное» чудо.

В музыке Чайковского Ольга Иванова расслышала прежде всего тему любви Оксаны и Вакулы. Это эмоциональное пространство стало основным, вокруг него бушует стихия народной жизни. Как выразительно звучит голос Леонида Казачкова (Вакула), сколько кокетства и задора у Татьяны Федотовой (Оксана) и, наоборот – нежности и мягкости у другой исполнительницы партии Ирины Алексеенко. Фактурен, убедителен, но не по чину обаятелен Бес из пекла, «лицо фантастическое», в исполнении Германа Юкавского, которого так не хотелось отпускать с подмостков.

В партитуре «Черевичек» немалое значение имеет хор… А его нет в Камерном театре. Не положено «по штатному расписанию». Однако дирижёр-постановщик Громов сумел так «зажечь» труппу, что они – солисты театра – развернули на малом пространстве полноценное хоровое действо. И когда парубки и девчата – эти лишь сегодня скромные хористы, а завтра примадонны и премьеры, – грянули знаменитое «Добрый вечер… Добрый вечер», зал недаром задрожал от аплодисментов.

Вы скажете: ну вот одна лишь похвала премьере. Да нет, есть и замечания-пожелания. Ну, например, не хочется видеть на чёрте, да ещё столь обаятельном, головной убор спецназовца. Не хочется, чтоб так затягивалось начало. Хочется при этом, чтобы рисунок ряда сцен был более чёток и динамичен… Но ведь ковка спектакля находится в процессе. Даже сам Пётр Ильич поначалу гневался на Вакулу-кузнеца, который не хотел быть оперным героем, артачился. А потом ничего – перековался.

Если вам взгрустнётся у ёлки на асфальте или на сером газоне, то поспешите на волшебную рождественскую ночь, на сорочинскую ярмарку радости, подарите себе чудесный гармонический вечер на «покровском» хуторе близ Кремля.

Элла МАТОНИНА

Статья опубликована :

№50 (6202)(2008-12-10)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
5,0
Проголосовало: 1 чел.
12345
Комментарии:

Элла МАТОНИНА


Выпуски:
(за этот год)