(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Многоязыкая лира России

Mr. Vinokuoroff: возвращение из Русской Америки

РАЗЫСКАНИЯ

Василий ХАРЫСХАЛ, Якутия

В поисках следов эмигрантов-якутян я узнал, что в библиотеке Конгресса США долгие годы работал некто Винокуров из Якутска. И решил поближе познакомиться с его архивами. С трепетом перешагнул порог библиотеки, предвкушая сенсацию. Но не тут-то было. За три дня безуспешных поисков найти удалось лишь некоторые справочные материалы и доклады Михаила Зиновьевича Винокурова.

На следующее утро пошёл на поклон к директору департамента архива библиотеки Конгресса США господину Джозефу Нельсону. Сэр Нельсон очень внимательно меня выслушал и тут же дал задание собрать информацию. Через день на стол мне положили увесистую кипу бумаг. Выяснилось, что Михаил Зиновьевич свой архив завещал «Русской Америке» и хранится он в библиотеке штата Аляска в городе Джуно.

Михаил Винокуров (Таёжник)На следующий же день я отправился на Аляску. Как оказалось, не зря.
Была ещё и предыстория. В конце семидесятых, почувствовав свою близкую кончину, Михаил Винокуров написал письмо руководителям Якутской АССР, что хочет подарить свой архив и библиотеку родной Якутии, а взамен просил разрешения быть похороненными ему и его супруге Анастасии Семёновне, тоже уроженке города Якутска, на родине. Естественно, в те времена и речи быть не могло о такой акции, как получить «подачку от белоэмигранта» и к тому же хоронить его прах на «советской земле». Якутские «товарищи» оставили письмо без ответа. И Винокуров перед самой кончиной архив и часть своей богатейшей библиотеки подарил «Русской Америке» (он никогда не писал «Аляска»).

Работая в отделе каталогов библиотеки Конгресса США, он заказывал все рус­скоязычные издания, выпускаемые во всём мире. Можно себе представить, какой была личная библиотека Винокурова! Всю жизнь собирал учёный уникальные документы из истории освоения Восточной Сибири и «Русской Америки». Сам Михаил Винокуров описывает свою специализацию как «Библиография, география, история и этнография Русской Америки и Восточной Сибири».

Интерес его был отчасти и семейный. Самый ранний предок Винокурова, дьякон Иоанн Винокуров, служил в Якутске в первой четверти XIX века. Был женат на Ефимии Винокуровой. Их сын, Георгий Винокуров (дед М. Винокурова), родился в Якутске 1827 году. Окончив церковно-приходскую школу в Якутске, он продолжил учёбу в Иркутске. Михаил Винокуров с супругой Анастасией Семёновной с детьми Георгием и ЕленойКогда учился в Иркутской духовной семинарии, умер отец, и все тяготы по обеспечению семьи легли на плечи Георгия. По завершении семинарского курса ему, как одному из самых способных выпускников, предложили поехать на Аляску. А он, будучи озабоченным судьбой матери и младших братьев, попросил выдать его зарплату семье на три года вперёд. Аляскинская епархия согласилась.

Георгий Винокуров начал свою службу в православной церкви псаломщиком в кафедральном соборе Новоархангельска (Ситка). Дослужился до семинарского учителя и настоятеля собора (благочинный) в Ситке.

В 1853 году 25-летний отец Георгий женился на Надежде Ульяновой, дед которой был русским священником и служил в Ситке и Кадьяке. Когда в 1862 году Надежда умерла от родильной горячки, без матери остались пятеро сыновей и дочь.

После десяти лет службы в «Русской Америке» отец Георгий попросил разрешения вернуться в Сибирь. В 1863 он с двумя сыновьями прибыл в Якутск. Был назначен настоятелем церкви, где мальчики могли получить лучшее образование, чем в колонии.

Оба сына стали священниками. Старший, Зиновий, стал духовником Якутской семинарии, а до этого несколько лет возглавлял Чукотскую духовную миссию в Нижне-Колымске.

Отец Зиновий женился на Параскеве Охлопковой, семья имела трёх сыновей. Старший, Иннокентий, продолжил семейную традицию в священничестве, второй сын, Тихон, стал ихтиологом. Михаил Винокуров, их третий сын, родился в Якутске в 1894 году.

Семья Винокурова была соединена с церковью на протяжении трёх поколений, и Михаил продолжил традицию. В поздних письмах описывал он свою учёбу в Якутском духовном училище и семинарии:
«Я получил своё образование только в Сибири (обучался в нашей Якутской православной духовной семинарии). Хотя стремился получить высшее образование в Петрограде, но началась война, и я был вынужден возвращаться в Сибирь…»

Молодой Михаил проявил интерес к русской литературе, особенно поэзии. Его коллекция содержит много томов прозы и поэзии, тщательно скопированных его рукой, ведь пишущие машинки тогда были редкостью. В 1912 году, в 17-летнем возрасте, Винокуров опубликовал поэму «Тайга» в газете «Якутская окраина». До 1916 года появилось 8 других поэм, написанных под псевдонимом «Таёжник».

С отречением императора Николая II тихая провинциальная жизнь Якутска изменилась. Ещё в Петрограде Ми­хаил Вино­куров стал членом социал-революционной партии, поддержал Керенского и Временное правительство, что потом сыграло роковую роль в его судьбе. В 1918 году служил секретарём в социал-революционной газете «Голос труда», опубликовал две поэмы (одна из них – «Как рыцарь пришёл спасти отечество» – посвящена Керенскому).

В Якутске Винокуров работал в публичной библиотеке и в музее Якутского отделения Российского географического общества. В октябре 1917 года женился на Анастасии Якушковой, чья семья, как и его, имела длинную историю священнического служения.

Зимой 1919 года, после большевистского переворота в Якутске, Винокуровы были арестованы из-за членства Михаила в социал-революционной партии. В марте 1920 года, едва освободившись из большевистских застенков, семья навсегда покинула Якутск и отправилась в Охотск, затем на Камчатку, намереваясь попасть в Америку.

В июле 1920 года они покинули Камчатку и оказались в Японии. Там Михаил получил место певца в хоре русского кафедрального собора. Через полтора года семья отправилась в США.

После отъезда из Якутска в Японию Винокуров пытался сохранить связь с семьёй в России. В 1921 году он узнал, что его мать умерла. С братом Тихоном обменивались письмами сначала часто, но с 1930-х письма прекратились совсем. Тихон работал ихтиологом в экспедиции Академии наук, исследовавшей Якутию в 1925 году. По возвращении в Ленинград был арестован и умер в тюрьме. Старший брат Иннокентий, архимандрит Серафим, последний настоятель Троицкого кафедрального собора в городе Якутске, был расстрелян в 1931 году.

В Америке первенец Винокуровых, дочь Евгения, умерла в возрасте двух лет. Сын Георгий трагически погиб в 20 лет. Единственный ребёнок, оставшийся в живых, Елена Тидвелл.

15 ноября 1921 года Винокуров начал работать в библиотеке Конгресса США как ассистент в славянском отделе. Благодаря ему за четверть века русский отдел библиотеки стал самым богатым во всём мире.

Многое удалось сделать. В 1923 году он спас очень ценные документы рус­ского посольства периода революции и Гражданской войны в России. Большая заслуга Винокурова в восстановлении церковных архивов. Почти все архивы «Русской Америки» находились в критическом состоянии. Михаил Зиновьевич долго и упорно добивался средств для восстановления этих уникальных текстов.

В конце концов его старания увенчались успехом, и были организованы три долгосрочные экспедиции по восстановлению архивов православной церкви Аляски.

В годы работы в библиотеке Конгресса США Винокуров установил тесную связь со всеми русскими издательствами Европы, Азии, Америки.

Винокуров работал в библиотеке Конгресса, как сам пишет, «тридцать шесть лет и три года», ушёл на пенсию в 1956 году. Его лично поздравлял с юбилеем президент США Джеральд Форд. До самой кончины Михаил Зиновьевич как библиофил, архивист, историк и полиглот был незаменимым консультантом.

Он умер в 1983 году, несколько месяцев спустя после смерти жены.
Фонд Винокурова после его смерти упорядочил талантливый учёный, архивист Ричард А. Пирс.

Сенсация из фонда Винокурова
Якутские исследователи нашли в фонде Винокурова уникальный документ – свидетельство комиссара Российского правительства по уступке североамериканских территорий России Соединённым Штатам Америки капитана 2 ранга Пещурова в 1868 году о передаче острова Еловый (Spruse Island), что в двух верстах от острова Кадьяк, на вечное пользование Русской православной церкви. Текст гласил: «Остров Еловый ни продаже, ни аренде не подлежит, это святой остров, принадлежит Русской православной церкви».

А история этого острова такова. В 1793 году из Валаамского монастыря на миссию «Русская Америка» были направлены четыре инока. Среди ник в Кадьякскую духовную миссию вошёл преподобный Герман «для проповеди Евангелия среди диких языческих народов Аляски и прилегающих островов». Послушанием, добротой и трудами отца Германа несколько тысяч язычников приняли христианство, заведена была школа для образования новокрещённых детей, выстроена церковь. Отец Герман облюбовал остров Еловый, названный им Новым Валаамом. Этот остров проливом в две версты отделяется от острова Кадьяк. Он небольшой, весь покрыт лесом, посередине его течёт ручеёк, который берёт начало у святого источника. На том месте был построен монастырь и деревянная церковь во имя Воскресения Спасителя.

К отцу Герману за благословлением и исцелением тянулся народ. Всякий мог найти там знак божьего внимания, слова утешения. И после смерти преподобного Германа не заросла тропа к его святой могиле.

Дело преподобного Германа Аляскинского продолжил отец Герасим. После большевистской революции он был единственным священником на Аляске, отстаивавшим владения РПЦ. В 1935 отец Герасим покинул приход и удалился на остров Еловый.

Естественно, в коммунистические времена о владениях Русской православной церкви и речи быть не могло. И тем ценнее героизм, подвижничество русских людей, не по своей воле навсегда покинувших родину, в сохранении православных святынь, доброго имени России. Среди таких подвижников и библиофил Михаил Зиновьевич Винокуров, и отец Герасим, передавшие Русской православной церкви святую землю в сердце штата Аляска – остров Еловый. И он, как и положено, не заселён, а служит местом паломничества православных христиан «Русской Америки».

Статья опубликована :

№50 (6202)(2008-12-10)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
0,0
Проголосовало: 0 чел.
12345
Комментарии:

Василий ХАРЫСХАЛ


Выпуски:
(за этот год)