(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Первая полоса

Федерализм с человеческим лицом

300  лет назад Пётр I разделил Россию на губернии

Антон МЕНЬШОВ«Федерация и демократия возможны только там, где в народе воспитано чувство долга, где ему присущи свободная лояльность, верность обязательствам и договорам, чувство собственного достоинства и чести и способность к общинному и государственному самоуправлению», – считал знаменитый русский мыслитель Иван Ильин.

В 1708 году Пётр I решил перенести основную часть управления регионами на места, так как «человеку трудно за очи всё разуметь и править». И разделил своим указом Россию на губернии, наделённые определёнными правами и некоторой суверенностью.

Сегодня этот указ порой называют началом российского федерализма. Однако вряд ли это справедливо. И до введения губерний и губернаторов значительные части государства входили в него путём добровольного присоединения, заключения договоров, разделения полномочий. Многие историки считали, что «вся история Руси есть постепенное развитие федеративного начала, но вместе с тем и борьба его с началом самодержавия».

Что же до Петровских реформ… «Губернские учреждения получили отталкивающий характер пресса для выжимания денег из плательщиков. Всего меньше думали о благосостоянии населения», – так подвёл их итог историк Василий Ключевский. Там было слишком мало от принципов, о которых писал Ильин, и слишком много самодурства, безответственности, прямого воровства. Как со стороны начальства губернского, так и со стороны центральной власти. Наш федерализм по-прежнему в стадии мучительного становления. С ним связана масса мифов, за которыми как искренние заблуждения, так и откровенные политические спекуляции. Например, много рассуждают о федерализме как единственном способе решения национального вопроса. И потому рассматривают Россию не как изначально единое государство, а как необязательное объединение суверенных государств.

Утверждают ещё, что федерализм – синоним и эквивалент демократии. Но децентрализация власти очень часто ведёт не к гражданскому обществу, а к утверждению местных авторитарных режимов.

И вообще постсоветская федерализация в России началась не с демократических выборов местных властей, а с перераспределения властных полномочий и государственной собственности между центральной и региональной номенклатурой. То есть наш нынешний реальный федерализм образовался в облике разделившейся советской номенклатуры. Регионалы в жёстком торге с центром, не стесняясь в средствах, сохранили и упрочили свою власть. При этом рост «суверенности» местного начальства значительно опережал становление демократии и права в регионах. А то и просто давил их. Центр же стремился лишь контролировать ключевые экономические и финансовые ресурсы, а во «внутреннюю политику» регионов практически не вмешивался. Так, в обмен на лояльность региональные руководители получили право не на местное самоуправление, а на местное самоуправство. Неминуемо грянувшее следом укрепление пресловутой «властной вертикали» по российскому обычаю обернулось чрезмерным усилением «начала самодержавия».

Словом, родословная у нашего нынешнего федерализма, скажем так, противоречивая.
До воплощения идеалов Ивана Ильина, несмотря на три столетия, прошедшие с петровского указа об учреждении губерний, нам ещё идти и идти.

Дмитрий МАКАРОВ

Обсудить на форуме

Статья опубликована :

№51 (6203)(2008-12-17)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
0,0
Проголосовало: 0 чел.
12345
Комментарии:
20.12.2008 10:49:35 - Сергей Станиславович Костин пишет:

С открытым ртом...

В отличие от писателей и философов, г-н Макаров, политикам приходится иметь дело с тем, что есть на самом деле. Со страной, которая такова, какая есть и с народом, который живёт в этой стране, а не в голове философа. И очень хочется надеяться, что политика, наконец, станет не "воплощением" чьих то "идеалов", а реальной, каждодневной и кропотливой работой по обеспечению народу достойных условий жизни. Федерализм - это не общественный строй, на который можно "повесить"в зависимости от политических предпочтений "лицо", маску или что нибудь ещё из домашнего обихода. Федерализм - правовое поле в котором живут и взаимодействуют региональные субъекты права со своей самобытностью, культурой, интересами, историческим опытом. Чрезвычайная сложность федеративной политики в том, что с одной стороны невозможны никакие шаблоны, с другой стороны требуются обязательные для всех общие правила. Чем большую часть федеративного правового поля будут занимать такие общие правила, тем федерация устойчивей. При этом нельзя ограничивать возможностей регионов в самоорганизации, так как без этого невозможно развитие и регионов и страны в целом. Именно поэтому, г-н Макаров, России требуется не "лицо федерализма", а его интеллект.


Дмитрий МАКАРОВ


Выпуски:
(за этот год)