(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Общество

Дорога к ненависти

ПОЛЕМИКА

Зависть вопреки мнению А. Мелихова, высказанному в «ЛГ» (№ 43), может «созидать» лишь концлагеря, дыбу, «испанские сапоги», электрический стул и гильотину.

Всю свою сознательную жизнь я, рядовой православный гражданин, с ужасом наблюдал, как усилиями разного рода секулярных идеологов в России постоянно искажаются традиционные для неё духовные понятия и смыслы. И – подменяются заказными суррогатами. Сначала при строительстве коммунизма, затем – в криминальную перестройку и, наконец, в нынешние лукавые капиталистические будни, лишившие россиян, выражаясь «правдистским» шаблоном, уверенности в завтрашнем дне.

Причина моих волнений проста. Жизнь человеческая имеет основания только тогда, когда она утверждена на глубинных, светлых и неизменных духовно-нравственных началах, формирующих здоровое народное сознание, систему его жизнеутверждающих ценностей и общественную мораль, основанную на милосердии и любви. И страшно, когда эти начала корёжатся и выворачиваются наизнанку.

От содержания тех или иных нравственных установок зависит вектор движения человеческого сообщества – либо к добру и свету, либо к всеобщему разложению.

Сегодня понятие «зависть» активно обсуждается в СМИ, но отнюдь не как однозначно негативное явление, а как один из главных позитивных генераторов глобализма. Так, Александр Мелихов в своей статье «выкатывает» соответствующий пробный шар – как публицист, автор даёт положительное дарвинистско-ницшеанское определение этого смертного греха. Почему А. Мелихов стал адвокатом зависти?.. Увы, иногда удобно отвернуться от Библии с Евангелием и бодро пойти по жизни с томиком Заратустры в руке и расхожей психологией Остапа Бендера в сердце. Ведь в таком случае не надо думать о серьёзном и мучиться над извечными общечеловеческими проблемами.

Владимир АБРОЯННо рано или поздно они обязательно заявят о себе. Таков закон жизни. Ибо куда идти с Заратустрой? К Третьему рейху и ГУЛАГу? К бесчеловечным утопиям Сен-Симона, Фурье и Троцкого? Поэтому нельзя предъявлять публике свои поспешные умозаключения, за которыми скрывается идейная поверхностность, перестроечная всеядность и субъективные личные симпатии по поводу утверждающихся глобалистских тенденций.

Зависть, по учению Церкви, порождается гордостью. Гордыня же, мать и источник всякого греха, – это отрицание Бога, нарочитая самодостаточность твари, сотворённой Творцом и от Него отошедшей. Это дьявол-денница, падшие ангелы, наши праотцы – Адам и Ева, нарушившие заповедь Божию, закоснелые грешники всех времён и народов.

Зависть – это стремление обладать тем, что тебе не принадлежит. Это – смертный грех, нарушение десятой заповеди Декалога (десяти заповедей) Моисеева: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего (ни поля его), ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его (ни всякого скота его), ничего, что у ближнего твоего».

По зависти дьявол отпал от Бога и возжелал присвоить себе Его могущество и власть над миром. По зависти в истории человеческого рода произошло первое убийство – Каин убил Авеля.

По зависти первосвященники руками римлян казнили Господа нашего Иисуса Христа, желая узурпировать Его подлинно Божественную славу и величие.

Зависть пробуждает в человеке самые низменные чувства, которые никогда и ничего не созидают (вопреки тому, что утверждает А. Мелихов), а только развращают его душу. Руководствуясь завистью, можно лишь что-то украсть, хитростью присвоить, насилием или доносом отнять, чем-то, изловчась, завладеть, поживиться за счёт обмана. Вот и всё. Да, это типичные для капиталистического уклада нечистые качества человеческой души, потрафляющие сомнительным успехам и победам. Но – где и в чём? В ростовщичестве, в хищничестве, в коррупции, в обмане, в насилии над неугодными конкурентами. И в результате – неправедно присвоенные чужие деньги, проценты, акции, недвижимость, влияние, власть. Но в основе-то – всё та же зависть. Гнилая, гнусная и чёрная.

Зависть приводит людей к взаимной ненависти, к культивированию жестокости, к насилию и пролитию крови. Зависть не имеет ни одного положительного параметра. Цель зависти, по глубокому убеждению Святых Отцов Церкви, – видеть того, кому завидуешь, в неблагополучии. Сущность зависти – ложь и злоба. Она – страсть, и притом самая тяжкая как для окружения, так и для её носителя. Конец зависти – неминуемое убийство и смерть. Святитель Иоанн Златоуст так и говорит: «Корень убийства – зависть». Это – проверенные тысячелетиями духовные реалии.

Александр Мелихов говорит: конкуренция и порождаемая ею зависть являются источником прогресса, могучим стимулом всяческих усовершенствований, шедевров мирового искусства.

Нет! Зависть не может быть созидательной по определению. Она неотделима от духа ненависти и разрушения благополучия ближнего. Это её родовое свойство, смысл её существования, альфа и омега всех её проявлений.

Зависть может «созидать» лишь концлагеря, дыбу, «испанские сапоги», электрический стул и гильотину. Прогрессу зависть тоже никак не способствует. И уж тем более не приводит к созданию шедевров мирового искусства. В настоящем творчестве действуют совершенно иные настроения, а именно – радость, вдохновение, желание принести людям добро и счастье. А Сальери – он и есть Сальери. Его зависть закончилась не созданием собственного шедевра, а убийством Моцарта.

От зависти появились Гитлер (Шикльгрубер) и Сталин (Джугашвили), Тамерлан и Чингисхан, Македонский и Наполеон, Шейлок и Скупой Рыцарь, Ненасытный Банкир и Крутой Браток, выстроивший особняки на костях закатанных в асфальт конкурентов и впоследствии узаконившийся на должности мэра или депутата. Все эти персонажи объединяет то, что однажды они все дружно восхотели власти – через присвоение им не принадлежащего. И это что – прогресс?..

Зависть ведёт исключительно к развитию зла во всех его проявлениях. Зло же – всегда деструктивно, хотя часто прячется под личиной добра. «Добр» какой-нибудь эстрадник-кокаинист, орущий непотребство со сцены и дающий на виду у публики пожертвования в детский дом, где на него молятся все воспитатели во главе с директором. И тем самым освящается весь греховный образ жизни этого господина с тату на выбритом тюленьем затылке.

От зависти возникли все расистские теории национального превосходства, доктрины первой и второй свежести, поделившие народы земли на сверхлюдей и недочеловеков. От зависти – переделы мира и войны, гнёт капитала и сексуальная революция, торговля наркотиками и издевательский смех над сакральным миром религиозной духовности. От зависти – стравливание народов и издевательство над патриотизмом, развал семьи и массовое совращение подрастающего поколения. От зависти – чёрные квадраты в живописи и порнозаумь в литературе, грязь, ложь и подлог в публицистике, фальшь, фразёрство и смысловой сумбур в современной философии, вульгарный экуменизм и догматический релятивизм у адептов новой мировой религии.

Вот такие дела, уважаемый полемист Мелихов. И не стоит оправдывать зависть, напяливая декоративную овечью шкуру на волка. Кожа тотчас прорвётся, и весь мир увидит подлинный звериный оскал. Зависть – не прогресс, а самая форменная травля остаточных добрых начал в обществе, противостоящих силам зла. А их действие мы видим повсеместно.

И всё же не в силе Бог, а в правде. И – в доброжелательстве. Желание добра ближнему – вот то подлинно созидательное начало человеческой души, которое противостоит зависти. Именно оно – и только оно одно на протяжении всей человеческой истории создаёт не печальную разновидность глобалистского барака, а нравственно здоровое и светлое общество. Неужели у вас, г-н Мелихов, нет по нему никакой затаённой тоски?

Протоиерей Михаил ХОДАНОВ, главный редактор журнала «Шестое чувство», писатель

Статья опубликована :

№51 (6203)(2008-12-17)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
3,0
Проголосовало: 4 чел.
12345
Комментарии:
20.12.2008 18:58:31 - Виталий Викторович Веселовский пишет:

Протоиерей? Писатель? - может быть, но Ходанов либо глуп, как воинствующий атеист, если даже он академик РАН , либо фарисействует.

В самом деле, как можно замешивать в одну компанию Cталина и Гитлера? То, чем сейчас вовсю занимаются антисоветчики, руссофобы всех мастей. Как можно, соприкоснувшись с реалиями жизни даже только на уровне главного редактора журнала, не понять, что только любовью к ближнему в управлении государством не обойдёшься! Увы, нужны кнут и пряник, да и лагеря не только пионерские. Нет, Ходанов, конечно, не блаженный, иначе оттачивал бы свою мысль в дальнем скиту или пещере. Значит фарисей. Спросите у Юрия Полякова скольких "ближних" надо сожрать, чтобы стать главным редактором.

19.12.2008 03:09:36 - Екатерина Дмитриевна Ромейко пишет:

Белая зависть как основа труда и умения

Весьма странная статья для религиозного автора. Откуда такое узкое, примитивное понятие зависти? Ведь зависть часто вызывается чувством несправедливости, которое присуще каждому человеку. Разве мы завидуем только материальным благам, предметам? Конечно, нет! Разве мы всегда недоброжелательны к тем, кому завидуем?! Конечно, нет! В русском языке есть хорошее и очень точное выражение "белая зависть". Это зависть без злобы, зависть добрая. Как сказал поэт: Что ни говорите, не обидно ведь Белой-белой завистью завидовать! И, наверно, крылья кто-то выдумал Потому, что птице позавидовал! Будь со мною зависть только белая – К тем, кто не для славы дело делает, Кто открыл дорогу к звездным россыпям, Кто последним шагом стал Матросовым! Еще Аристотель писал о соревновательной зависти. Извините, не завидую только животные. Самые большие праведники по хорошему завидуют другим праведникам, которые, например, имеют больше возможностей помогать людям, учиться, давать милостыню... Вот у нас старушка одна в доме завидует другой, что той дети дают деньги и та может милостыни больше давать. И эта старушка тоже, как только получит что от кого-то, сразу отдает нищим и бомжам и радуется, что ту, другую, "обскакала" и больше подала. Так разве это плохо? Они же подруги и никакого зла друг другу не хотят, а это именно соревнование в доброте. И в православии есть понятие хорошей зависти, удивительно, что автор это замалчивает, например, почитайте, что пишет Старец Паисий Святогорец: - Значит, есть и хорошая зависть ? - Да, когда кто-нибудь завидует добродетели другого и одновременно радуется за него, тогда эта зависть хо­рошая.

18.12.2008 17:21:44 - Сергей Станиславович Костин пишет:

Верните заповедь на место, г-н Мелехов!

Все мы рождаемся безгрешными, но неизбежно становимся теми, кто мы есть. В этом и разница в позициях гг. Ходанова и Мелехова. Первый хочет, чтобы мы «какими есть» не становились, а второй принимает «всех» как реальность и пытается с этим что-то сделать. Тут же следует и вторая «разность». Для первого «самодостаточность твари» зло, для второго цель общественного устройства. Есть и ещё одно отличие: г-н Мелехов, пусть и балансирует на грани / надо отдать должное – делает это виртуозно/, но не вторгается в «сакральный мир религиозной духовности». Тогда как г-н Ходанов чувствует себя в мире реальном, даже не как гость. Перечисляя все беды, которые претерпело человечество от зависти, г-н Ходанов от чего-то забыл, что были ещё и крестовые походы и костры инквизиции, был и есть религиозный фанатизм. И чем, если не завистью и гордыней, была идея «Третьего Рима», не без которой Россия оказалась втянута в мясорубку Первой мировой войны? И почему христианская церковь не едина?... При этом г-н Ходанов не отказывает себе в удовольствии помянуть и «непотребство со сцены» и « тюлений загривок». Как следствие, г-н Мелехов представляется более «доброжелательным» и «милосердным», к чему так призывает г-н Ходанов. У г-на Мелихова нет «лишних людей». В его теорию «укладываются» все. Но это лирика… Зависть, г-н Ходанов не только смертный грех, но и грех вечный. Это не значит, что его следует возвести в добродетели, но не признавать сей факт как данность нельзя. Г-н Мелехов оперирует светскими понятиями. Он пытается с одной стороны дать возможность направить энергию зависти в созидательное русло соревновательности на жёстких и объявленных условиях, с другой – расставляет социальные ловушки в виде «индивидуальных пьедесталов почёта» для минимизации разрушительного действия зависти на психику человека. Желание похвальное, тем более, что и на самом деле, имеет место «монокритерий» успеха – деньги. Однако г-н Мелихов, «нагружая» государство функцией устройства таких ловушек, сам же в неё и попадает. В том смысле, что стучится в открытую дверь. Принципы демократии и есть такие «ловушки». Из всех социальных приоритетов человека, общество вычленило принципы демократии именно для того, чтобы каждому обеспечить «персональный пьедестал почёта» в виде признания его лично-персональной жизни, его гражданских прав и неприкосновенности имущества, как непререкаемых благ общества. Там где принципы демократии реально существуют, любой гражданин чувствует себя «на пьедестале» и ни на какие деньги его не променяет. Это вовсе не означает лишение социальных групп прав на самоорганизацию, создание своих субкультур. Но, естественно, на правилах, не противоречащих интересам и правам других субкультур и отдельных граждан. Неустойчивость позиции Мелехова в его же постулате : «Первейшая функция нашей психики – самооборона»… Если «самооборона», г-н Мелехов, значит, предполагается наличие объекта защиты. А таковым может являться только осознание собственного «Я». Здесь, в координатах собственного «Я» и заложены определения границ, за которыми это уже не «самооборона», а агрессия, опасная для общества «пьедесталов». И если г-н Мелихов не хочет, чтобы «самооборона» таковой стала, ему придётся согласиться, что этими координатами должны быть, в том числе, те самые десять заповедей Моисеева Декалога... Что касается «ностальгии по Советскому Союзу» то это тема отдельная, так как система ценностей советского народа явление в мировой цивилизации уникальное и уже поэтому требует максимально уважительного подхода и обстоятельного анализа.


Михаил ХОДАНОВ


Выпуски:
(за этот год)