(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Cемейное чтение

Малые с большой буквы

ВОКРУГ НАС

В.С. НепомнящийМысль о том, что современные дети не читают художественную литературу, или читают её мало, или не ту, не классическую, или не русскую, стала привычной. Пересматривается содержание программ по литературе, разрабатываются новые методики, используются современные информационные технологии. В школе № 1306 на Мичуринском проспекте, известной своими нестандартными подходами к образованию и воспитанию нового поколения, выработали собственное «ноу-хау» решения этой проблемы.

В школе считают, что её «настоящее» открытие состоялось 6 сентября 2001 года, когда «русский француз», известный литературовед Никита Струве делился своими воспоминаниями о нобелевском лауреате 1933 года Иване Бунине. Это была первая литературная гостиная, хозяином которой стал известный пушкинист, лауреат Государственной премии Валентин Семёнович Непомнящий. Доктор филологических наук, заведующий сектором изучения творчества А. Пушкина, председатель Пушкинской комиссии Института мировой литературы РАН, он постепенно открывал детям страницы лирики поэта, а затем подарил ребятам цикл авторских лекций о романе «Евгений Онегин». Это было увлекательнейшее чтение по главам с комментариями. Дети переносились в начало XIX века и шаг за шагом познавали свои национальные традиции, язык, культуру, ценности. Изучали не только гениальный текст Пушкина, а историю народа, свою культуру.

Сейчас в школе заканчиваются съёмки художественного фильма «Моё Захарово», поставлен одноимённый спектакль. Делается это силами учеников начальной школы, которые для постановки взяли первые девять лет жизни Пушкина (московский период) и вдохновенно играют Сашу, его сестру Ольгу и друзей. Они уже не раз бывали в Захарове, в музее. Премьера намечена на конец года.

Большую роль в воспитании уважения и любви к родному литературному слову в буквальном смысле слова играет Малый школьный драматический театр. Он назван Малым не потому, что маленький, – театр оборудован практически профессионально. Он Малый с большой буквы, потому что преподают актёрское мастерство, технику речи и художественное слово актёры Государственного академического Малого театра, педагоги Высшего театрального училища им. М.С. Щепкина.

Ребята ходят в Малый театр смотреть работу своих учителей на сцене. А после спектакля им можно войти и в двери, над которыми горит надпись «Вход воспрещён». Сцена, бутафорский цех, костюмерная, гримёрные… Иногда даже удаётся примерить костюмы!

Открылся театр спектаклем «Снеж-ная королева» по пьесе Е. Шварца в постановке педагогов и режиссёров Натальи Остринской и Владимира Фёдорова. Оба они ученики Натальи Сергеевны Бондарчук, актёры, режиссёры и педагоги московского театра «Бемби». Спектакль получил диплом оргкомитета фестиваля «Московия».

Ученики начальной школы каждый год по традиции дают новогодний спектакль – сказку «Щелкунчик». Работа над этой постановкой объединяет и показывает результаты деятельности нескольких педагогов школы, ведь ребята не только играют как драматические артисты, они и поют, и танцуют…

Сегодня в репертуаре школьного Малого – водевиль «Беда от нежного сердца» Ф. Соллогуба, комедии «Урок дочкам» И. Крылова, «Двенадцатая ночь» У. Шекспира, «Ревизор» Н.Гоголя, пьеса «Волки и овцы» А.Островского, сказка «Морозко», мюзиклы «Ребята нашего двора» О.Юдахиной, «Кошкин дом» С. Маршака. В театре играют все, но право на участие нужно заслужить, потрудившись над собой. Даже у малышей в дошкольных группах есть предмет «сценическая речь», когда они работают со словом. У старшеклассников мастер-классы по художественному слову ведут актёры: начинают с работы над совершенствованием дикции, а уже затем осваивают выразительное чтение, риторику, культуру речи. Выпускники читают отрывки из Булгакова, Чехова и Тургенева. Бывает и такое: два с половиной часа 8-й класс читал и показывал чеховские рассказы. Всё было как на экзамене в Щепкинское училище: освободили зал от лишних кресел, поставили стол под зелёным сукном, посадили в комиссию известных артистов, режиссёров, а на сцене четырнадцатилетние дети, волнуясь, представляли итоги своего труда.

В школе почитают Александра Сергеевича Грибоедова – эталон российского дипломата, в высшей степени образованного, одарённого, мудрого человека (лингвист, музыкант, военный деятель, юрист, дипломат и т.д.). Ребята по-хорошему «болеют» его комедией «Горе от ума»: вся школа цитирует её наизусть. А в прошлом году состоялось открытие бального зала, который назван Грибоедовским. Сначала ребята посмотрели видеозапись спектакля Малого театра «Горе от ума» в постановке М. Царёва, затем версию театральной компании О. Меньшикова и последнюю постановку Малого, а потом устроили обсуждение с актёрами.

В. Непомнящий при вручении ему Государственной премии в области литературы и искусства сказал: «Пре-небрегать положением культуры крайне непрагматично… Нам необходима концепция культуры, понимание, что это за ценность и какова её роль в судьбе страны, нации, государства. Нам необходима национальная доктрина в отношении культурной политики, культурного строительства…»

Эти слова глубоко созвучны философии мечты о школе как центре культуры, духовной и интеллектуальной жизни молодого поколения. Школа с дошкольными группами уже год работает как ресурсный центр совместного проекта ЮНЕСКО, Правительства Москвы и Департамента образования города по проекту «Культура и образование»; получила статус ассоциированной школы ЮНЕСКО.

Культура – это питательная среда личности. В школе убеждены, что передавать эстафету культуры тоже должны и могут только живые люди, яркие талантливые личности, с которыми встречаются дети. А долг педагогов – создавать условия для таких встреч. Только тогда, когда школа становится системой, реально открытой в культуру, в общество, она может эффективно решать свою главную задачу – воспитывать будущее поколение таким, каким мы все хотели бы его видеть. Культурным!

Елена СПОРЫШЕВА, директор школы № 1306, доктор педагогических наук

Наша справка
Государственная общеобразовательная школа № 1306 специализирована на изучении иностранных языков. Здесь открыт школьный историко-культурологический и естественнонаучный «Музей славянского быта». Сформирована яркая музейная программа, которая поддерживает и обогащает базовый учебный процесс. Действует Клуб молодых политиков, гостями которого становятся представители государственной власти и науки. Издаются журнал «Молодой политик», литературный альманах «Прикосновение». Работают литературная, музыкальная, философско-этическая гостиные, художественная галерея.

В школе проходит литературный семинар под руководством Александра Торопцева. В 2008 году администрация школы издала книгу «Дебют» – сборник произведений учеников школы и участников совещания юных писателей, проводимого Литературным институтом им. Горького. Перед учениками выступают известные детские писатели.

Статья опубликована :

№51 (6203)(2008-12-17)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
0,0
Проголосовало: 0 чел.
12345
Комментарии:

Елена СПОРЫШЕВА


Выпуски:
(за этот год)