(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Гуманитарий

Соблазнять ли малых сих?

ДНЕВНИК УЧИТЕЛЯ

Инна КАБЫШ

Наша жизнь становится всё более рациональной. Многое из неё уже кануло в Лету, оставшись только в нашей памяти: коляски с младенцами возле магазинов, дома без кодовых замков, школы без охранников.
Кстати, о школе.
Школа не может отличаться от жизни за её пределами как часть не может отличаться от целого.
Школа тоже – день ото дня – становится рациональнее.
Уже загнаны в ЕГЭ все предметы (кроме тех, как шутят учителя, которые на три буквы: ОБЖ и МХК), а значит, теперь у выпускников не будет традиционных экзаменов (первым из которых по праву шло сочинение) и всего, что с ними связано: волнения, цветов, застолий.
Впрочем, волнение наверняка останется, просто будет оно другое – не праздничное. Всё-таки экзамен, как говорил герой одного старого фильма, «это всегда праздник».
(Оказалось, что это праздник, который не всегда с нами.)
Но, как говорится, се ля ви.
И вот новая напасть.
Сверху брошен клич: во что бы то ни стало организовать вторую половину дня  школьников. Это значит, что учителя должны постараться всеми силами продлить пребывание ребёнка в школе.
«Соблазняйте, обольщайте ребёнка, – вменяли нам на недавнем педсовете, – но привлеките его в кружок или секцию».
Несколько синонимичных кружков (например, литературных) должны объединиться – такое объединение будет носить название «модуль», – модули, в свою очередь, тоже могут объединяться между собой (например, литературный и туристический – с целью организовать поход… ну хоть в Переделкино) – это будет называться…
– Бинарный модуль! – радостно пискнула молодая учительница с первой парты.
– Умница! – похвалил её учёный муж, представлявший нам это ноу-хау от педагогики. Электив, модуль, бинарный модуль…
Впрочем, как гласит русская пословица, хоть горшком назови, только в печь не ставь.
Дело не в наукообразном названии, а в сути.
А суть дела – загнать в некие формы свободное время детей, как уже загнали в них экзамены.
Но, согласитесь: между экзаменом и досугом – дистанция огромного размера…
Вспоминаю своё «босоногое» дет-ство.
Нас не нужно было «соблазнять и обольщать»: во второй половине дня мы и так торчали в школе, переходя из кружка в кружок. Почему? Ответ простой: нам некуда было пойти. За пределами школы простиралось, фигурально выражаясь, дикое поле.
Только позднее, когда мама вышла замуж и мы переехали в Москву, у меня появилась альтернатива: Дом пионеров.
Но это было в прошлом веке.
С тех пор наша страна пережила революцию. Эта революция, которую мы назвали перестройкой, принесла много горя, но, положа руку на сердце, и много хорошего.
В числе последнего – многообразие форм досуга. И, кстати, отнюдь не только детей, но в первую очередь взрослых.
Современный человек в свободное время занимается аквааэробикой, дайвингом, горными лыжами, скалолазанием… да мало ли чем!
Дети – эти современные человеки – с последним звонком буквально бегут из школы: им нужно успеть в спортшколу, фитнес-клуб, в манеж…
Я смотрю на них с радостью: они бегут к профессионалам, которые умеют то, чего не умею я, а значит, жизнь их становится интереснее, полнее.
Скажите на милость, зачем я буду насильно удерживать детей в школе (даже самой любимой) во второй половине дня? Ведь, кроме всего прочего, всё приедается: класс, доска, учитель (даже самый лучший).
Пусть дети отдохнут от привычных интерьеров и лиц, пусть испытают новые ощущения, приобретут новый опыт.
(Между прочим, я сама в этом году начала заниматься верховой ездой и кроме синяков и мозолей на непривычных местах приобрела новое понимание до боли известных сюжетов: мне стали роднее Холстомер и Фру-Фру, конкретным смыслом наполнились слова «на рысях», «иноходь», «галоп», я острее прочувствовала сон Раскольникова и смерть Пети Ростова.)
Придирчивый читатель может возразить: сама сетовала на всё большую рационализацию жизни, а ведь убегающий  (в кружок, секцию, в клуб) ребёнок – существо очевидно менее патриархальное, чем  проводящий в школе весь день (и все дни). Может, отчасти это и так. Но я совсем не уверена, что охваченный «бинарным модулем» ребёнок будет больше привязан к родной школе (скорее, наоборот). Так что рациональность рациональности рознь.
А «бинарные модули», на мой взгляд, идут против жизни, как всякое «обольщение и соблазнение» со времён Адама и Евы.

Обсудить на форуме

Статья опубликована :

№2 (6206) (2009-01-21)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
3,3
Проголосовало: 6 чел.
12345
Комментарии:

Инна КАБЫШ


Выпуски:
(за этот год)