(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Совместный проект ЛАД

Мелодии в наследство

ПЕРСОНА

Владимир ОЛОВНИКОВНе так уж много найдётся композиторов (и не только в Беларуси), кто остался в памяти потомков прежде всего своими лирико-патриотическими песнями. И когда говорят о творчестве народного артиста БССР Владимира ОЛОВНИКОВА (а в эти дни его имя повторяют особенно часто, поскольку 16 января композитору исполнилось бы 90 лет), в первую очередь вспоминают его бессмертную «Лесную песню», посвящённую белорусским партизанам, и не менее знаменитую «Родину мою дорогую». Песенное творчество мастера во многом предопределило послевоенное развитие белорусской эстрады. И не только в музыкальном, но и в тематическом плане. Не случайно среди тех, кто считает В. Оловникова своим учителем, известный поэт, автор многих песен о родной земле, вошедших в золотой фонд белорусской эстрады, один из авторов Государственного гимна Республики Беларусь Владимир КАРИЗНА. Сегодня он делится с читателями своими воспоминаниями о мастере.

Партизанская мадонна. Михаил Cавицкий– Оловников глубоко национальный композитор. Он тонко передавал белорусский мелос, интонации традиционной, в том числе и народной, песни. Его произведения узнаваемы прежде всего своей принадлежностью к белорусской культуре. Потом Оловников – высокий профессионал. Он поступил в консерваторию, когда её первым ректором был ученик Николая Римского-Корсакова Василий Золотарёв, который здесь, в Беларуси, написал свой знаменитый балет «Князь-озеро», многие романсы. Это было счастье для начинающего композитора – учиться у такого мастера. Наконец, Оловников – патриот в широком смысле этого слова. 22 июня 1941 года для него был последним днём выпускных экзаменов в консерватории. Он не успел получить диплом и добровольцем ушёл на фронт. Направили его в артиллерийское училище, затем на передовую. Он прошёл войну от рядового до гвардии капитана, сполна испытав на себе все её ужасы. Конечно, всё это оставило след в душе, в памяти. Только одни стараются как можно скорее избавиться от боли, от прошлого, другие, как Оловников, живут с ними до конца. Поэтому патриотическая тема стала одной из основных тем в его послевоенном творчестве.

– Теперешние молодые авторы не очень часто обращаются к патриотической теме. Мол, она не востребована слушателем, а раньше всё это была не более чем конъюнктура. Но ведь песни Оловникова пользовались большой популярностью…

– Конечно! В своё время известный советский хоровой дирижёр, народный артист Советского Союза, неутомимый собиратель народных песен Геннадий Цитович записал его «Лесную песню» как народную. А когда я делал передачу для радио с Героем Советского Союза Марией Осиповой, она, вспоминая военное лихолетье, рассказала, как между боями в 43-м партизаны пели «Лесную песню». Я говорю: «Мария Борисовна, вы не могли её петь, поскольку песня была написана в 50-м году!» Она удивилась: «Что вы, это вам кажется!»

А вспомним знаменитую песню «Родина моя дорогая», несколько тактов которой, кстати, стали позывными Белорусского радио. Она дважды номинировалась на Государственный гимн Беларуси. Хотя размер не совсем подходит для гимна: под неё нельзя шагать, она слишком мелодична...

– Зато в 2000-м году, уже после смерти композитора, его давняя «Песня о Минске» стала гимном белорусской столицы, несмотря на то, что в конкурсе участвовало много песен, специально для него написанных.

– Так ведь это действительно очень популярная песня, её знает и любит не одно поколение минчан.

– Говорят, в жизни Владимир Владимирович был очень скромным человеком.

– Очень скромным. И серьёзным. Он во всём знал меру, в том числе и когда дело касалось застолья. И не молчал, когда при нём кого-то оскорбляли, особенно если оскорбляли женщину. Я сам был свидетелем этого.

– Он ведь на протяжении двадцати лет был ректором белорусской консерватории – нынешней Белорусской государственной академии музыки, которую, среди прочих, заканчивал и ваш сын, теперь уже известный композитор. Тяжело, наверное, ему приходилось, ведь об Оловникове говорят как о строгом преподавателе.

– Да, это так. Например, нескольким студентам он давал задание написать двойную фугу на готовую мелодию. Всех закрывал в классе на ключ и возвращался к ним через несколько часов. Как ректор, как преподаватель он был строг, но это был профессионал своего дела. И студента талант­ливого он всегда поддерживал, относился к нему с уважением. Могу без преувеличения сказать: относился к такому студенту, как крестьянин относится к хлебу.

– Оловников – это не только эпоха в белорусской музыке, не только наше прошлое, но и настоящее. И жалко, что многие молодые музыканты этого не хотят понимать. Увы, песени Оловникова сегодня мало звучат на эстраде, в эфире.

– К сожалению, сегодняшняя музыкальная молодёжь плохо знает Оловникова. Плохо знает Аладова, Богатырёва, Пукста, Туранкова, Семеняку. Звучит другая музыка. Но его песни не устарели. И разбрасываться таким прекрасным наследством непростительно. Нельзя обеднять самих себя. У нас великая история, которую необходимо ценить, пропагандировать и сохранять для потомков.

Беседу вёл Алесь БАДАК

Статья опубликована :

№3-4 (6208) (2009-01-28)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
2,0
Проголосовало: 1 чел.
12345
Комментарии:

Алесь БАДАК


Выпуски:
(за этот год)