(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

События и мнения

Наш «секьюрпак»

ОЧЕВИДЕЦ

Юрий БОЛДЫРЕВ

Председатель правительства В. Путин, выступая в Давосе, заявил, что Россию ждёт качественное обновление страны в течение ближайших десяти-двенадцати лет. Что ж, в целом такое намерение вполне может заслуживать поддержки. Но с одной оговоркой: каково будет направление этого обновления?

Президент Д. Медведев наконец обратил внимание на ситуацию с единым государственным экзаменом (ЕГЭ). Он процитировал один из вопросов методички по подготовке к ЕГЭ по истории и чудовищные варианты ответов на него. Реакция СМИ последовала незамедлительно: сначала сообщили, что президенту подсунули фальшивку, затем уточнили, что это из вариантов ЕГЭ 2006 года – мол, проехали. Но, значит, всё-таки было? И кого за вариант ответа с «расстрелом всех немецких военнопленных» привлекли к ответу или хотя бы уволили со службы?

Затем министр образования А. Фурсенко в эфире телеканала «Россия» на всю страну заявил, что «этот листок – непонятно из какого пособия…» и что сегодня подобного уже нет. Но тут же телеканал продемонстрировал, что всё это продолжает издаваться. Правда, пилюля была подслащена: министерством подготовлен некий проект документа, который будет регулировать издание методической литературы для ЕГЭ.

Но мне хотелось бы напомнить, что до начала не подготовки к ЕГЭ, а уже самих ЕГЭ остаётся менее четырёх месяцев – когда же проект «документа», до которого почему-то раньше не додумались, станет нормативным актом? И успеют ли издать «правильные» методические материалы хотя бы до начала ЕГЭ?

В качестве же универсального рецепта государственный телеканал порекомендовал нам материалы исключительно с грифом ФИПИ – Федерального института педагогических измерений. Что ж, это могло бы обнадёжить тех, кто ещё не знаком с творчеством этого храма науки. Но что делать тем, кто в отличие от наших высших руководителей и редакции телеканала «Россия» уже и с этой «панацеей» столкнулся?

Так, открываем «Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009: ИСТОРИЯ <…> – Федеральный институт педагогических измерений». Куплено не с рук за углом, а в центре Москвы в магазине «Педагогическая книга». И выясняем (стр. 200–201), что в ответ на вопрос об одной из войн, каковых в нашей истории было немало, необходимо написать: «русскотурецкая». Здесь я должен попросить корректора «ЛГ» не править то, что я написал, – это не я ошибся, а освящённое ФИПИ пособие требует от наших детей именно такого написания. Равно как и написания «церковныйраскол», «ядерноеоружие» и «ГосударственнаяДума».

Но почему со столь явным нарушением правил русского языка? Надо понимать, у них для считывания ответов с бланков «программа такая» – дефисы и пробелы не понимает…

Ну, подумаешь, сочтёт кто-то, разве сложно школьнику войти в положение важных и занятых взрослых людей, у которых «программа такая», и запомнить, что на экзамене по истории один раз надо написать неправильно? Пожалуй, несложно, и некоторые справятся. Но только ведь смысл обучения в школе не только в том, чтобы что-то узнать и один раз (на экзамене) использовать, но ещё и в том, чтобы некоторые важные навыки довести до автоматизма. В условиях стресса на экзамене – какое написание должен подсказать этот «автомат»? И если «автомат», который для ЕГЭ по истории надо настроить против правил русского языка, даст сбой и заставит писать грамотно, кто виноват? И если затем на ЕГЭ по русскому школьник напишет по спецправилам ЕГЭ по истории – кто тогда виноват? Получается, только сам школьник.

Ну а мы самим себе можем ответить, кто виноват? Составители тестов – известные, но с фамилиями, никому и ни о чём не говорящими? Или руководители Министерства образования, как это было только что продемонстрировано, абсолютно не владеющие ситуацией? Или же руководители государства, отвечающие, кстати, и за кадровую политику в своём правительстве, и за весь этот замечательный эксперимент с ЕГЭ?

А ведь подобных примеров абсурдности не отдельных заданий, а всей системы нынешнего поголовного ЕГЭ, явно не продуманного и не подготовленного достаточно кропотливо и профессионально для того, чтобы быть внедрённым безальтернативно, – множество. И это ни для кого не секрет. Реакция же типична: одно из правил нынешнего ЕГЭ – недопустимость апелляции на содержание заданий и правила заполнений бланков…

Если это не «правовой нигилизм», то что же ещё?

Но каждый новый день преподносит новые сюрпризы.

Так, в московских школах родителям выпускников под расписку вручили памятку для участника ЕГЭ («иллюстративный материал»).

Комиксы для совсем тупых видели? Так это ещё по сравнению с памяткой – верх интеллектуального творчества. Пиктограммы представляете? Уже для безнадёжно тупых? Или в ситуациях, когда объяснять некогда, например, на дорожных знаках? Вот это – оно. Но каково содержание!

Так, первая страничка озаглавлена: «Образовательное учреждение (ОУ)» и имеет подзаголовок «Выдача участникам ЕГЭ пропусков на экзамен». И что же важное на ней изображено? Два головастика (видимо, участники ЕГЭ) за партами и ещё один головастик (должность не установлена) вручает, надо понимать, участнику ЕГЭ бумагу с надписью «пропуск». И далее ещё на двенадцати страницах всё в таком же духе. Явно, извините, передрано, не приходя в сознание, с какого-то американского пособия для умственно отсталых.

Но главное – впереди. Как вы думаете, что может быть изображено на последней картинке? Даже подскажу… Что в нашей великой, встающей с колен, хотя и всего лишь «энергетической», но всё же «державе» может запечатывать некий, видимо, руководящий процессом головастик с неустановленными должностными, половыми и возрастными признаками в конце действа? Разумеется, «Секьюрпак»…

В тех же упоминавшихся телепередачах нам разъяснили, что «происходящее в мировой экономике – за гранью понимания мировыми банкирами и аналитиками». Но происходящее у нас самих – вне всякого мирового кризиса – ещё в зоне понимания? Разве за рамки ещё не вышло? И какое же обновление нас ждёт?

Обсудить на форуме

Точка зрения авторов колонки может не совпадать с позицией редакции

Статья опубликована :

№5 (6209) (2009-02-04)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
4,7
Проголосовало: 11 чел.
12345
Комментарии:
14.02.2009 21:59:49 - Людмила Викторовна Сергеева пишет:

Наш «секьюрпак»

Уважаемый Юрий Юрьевич! Действительно весьма для меня уважаемый общественный деятель и публицист. Впервые возникло желание возразить после прочтения вашей еженедельной колонки в «ЛГ», хотя в свое время уже рискнула высказаться по существу излагаемого вопроса ( «ЛГ» №35, 2008г.(«Фельдфебели на службе отечеству»). Все, что вы говорите, конечно же, правда, но т.н. традиционная форма сдачи экзаменов содержит гораздо больше огрехов, проблем и даже преступлений, просто эти проблемы скрыты от общества security процессом. Ведь именно ЕГЭ сделал прозрачным содержание школьных предметов, позволил предметно обсуждать эффективность педагогических технологий и поставить вопросы об объективности вступительных экзаменах в вузы. Общество в целом выиграет, предъявляя одну шкалу измерений качества обучения. Идея проведения ЕГЭ в стране и обязательный учет его результатов при приеме всеми вузами должна победить, несмотря на избранность, исключительность и особое мнение некоторых вузовских руководителей (цитата из статьи). Вселенский плач, организованный по поводу ЕГЭ – это все-таки не плач Ярославны, а скорее крокодиловы слезы. Любой закон, правило, порядок могут обеспечить только люди, поэтому важен не закон, а окружающая реальность Сергеева Л.В.

05.02.2009 21:01:14 - Сергей Викторович Ефремов пишет:

Пора объявлять конкурс на самый тупой тест из ЕГЭ

Предлагаю читателям "ЛГ" ответить на тест из пособия по обществознанию за 2008 г. (автор Г.И. Аверьянова): Верны ли суждения? Геополитическое положение России было А) Благоприятным для развития страны. Б) Неблагоприятным,тормозило развитие экономики, социальных и политических институтов. 1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны Даже не хочется комментировать такую глупость.

05.02.2009 20:30:55 - Виталий Викторович Веселовский пишет:

Если бы дело было только в подобранных так или иначе, там или не там Медведеву или кому-то ещё примерах!

Если бы дело было только в подобранных так или иначе, там или не там Медведеву или кому-то ещё примерах! Проделана огромная работа организационная, специалистов в области компьютерной техники, алгоритмистов, программистов, педагогов предметников и учёных. Я с огромным уважением отношусь к труду каждого из них, так как пришлось проработать в области информатики около 20 лет. Не понаслышке знаю и тяготы преподавания и сложности приёма экзаменов, как письменных так и устных. Именно это в совокупности и в частности опыт и знание проблем работы с компьютерной обработкой текстов позволяет мне говорить о том, что ПАРАДИГМА "ЕГЭ", связанная главным образом с идеей тестирования ума естественного умом искусственным концептуально, философски смешна, глубоко порочна своим антигуманизмом и антисоциальна. Если и нужна философская культура в программах обучения специалистов всех областей знания, то для того, чтобы они, не вникая в хитрости того или иного проекта могли разобраться, не является ли он очередным "вечным двигателем", и уж совсем хорошо, если ещё и оценить служит ли он силам Добра или Зла. Можно восхищаться, наверное, профессиональным мастерством специалистов, принявших участие в этом грандиозном проекте. Можно и посочувствовать их интеллектуальной ограниченности (культурки маловато). Но нельзя не возмущаться гражданской позицией тех из них (и таких исполнителей циников достаточно много), кто хорошо на нём заработал, прекрасно осознавая весь вред, который будет нанесён общему и высшему образованию отказом от традиционной системы письменных и устных экзаменов. Что касается идеологов этой программы, сознательных проводников в жизнь концепции элитарного образования, то остаётся надеяться, что рано или поздно их не минёт заслуженная кара.

05.02.2009 19:21:43 - Виталий Викторович Веселовский пишет:

Если бы дело было только в подобранных так или иначе, там или не там Медведеву или кому-то ещё примерах!

Если бы дело было только в подобранных так или иначе, там или не там Медведеву или кому-то ещё примерах! Проделана огромная работа организационная, специалистов в области компьютерной техники, алгоритмистов, программистов, педагогов предметников и учёных. Я с огромным уважением отношусь к труду каждого из них, так как пришлось проработать в области информатики около 20 лет. Не понаслышке знаю и тяготы преподавания и сложности приёма экзаменов, как письменных так и устных. Именно это в совокупности и в частности опыт и знание проблем работы с компьютерной обработкой текстов позволяет мне говорить о том, что ПАРАДИГМА "ЕГЭ", связанная главным образом с идеей тестирования ума естественного умом искусственным концептуально, философски смешна, глубоко порочна своим антигуманизмом и антисоциальна. Если и нужна философская культура в программах обучения специалистов всех областей знания, то для того, чтобы они, не вникая в хитрости того или иного проекта могли разобраться, не является ли он очередным "вечным двигателем", и уж совсем хорошо, если ещё и оценить служит ли он силам Добра или Зла. Можно восхищаться, наверное, профессиональным мастерством специалистов, принявших участие в этом грандиозном проекте. Можно и посочувствовать их интеллектуальной ограниченности (культурки маловато). Но нельзя не возмущаться гражданской позицией тех из них (и таких исполнителей циников достаточно много), кто хорошо на нём заработал, прекрасно осознавая весь вред, который будет нанесён общему и высшему образованию отказом от традиционной системы письменных и устных экзаменов. Что касается идеологов этой программы, сознательных проводников в жизнь концепции элитарного образования, то остаётся надеяться, что рано или поздно их не минёт заслуженная кара.

04.02.2009 17:25:26 - РОбинзон Крузо пишет:

Наш секьюрпак

Как только развитием образования будут заниматься русские люди на самых высоких постах все встанет на свои места!


Юрий БОЛДЫРЕВ


Выпуски:
(за этот год)