(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Литература

Елена Пиетиляйнен: Расслабляться нам не приходится

«ЛГ»-ПРОВИНЦИЯ

Литературно-художественный, общественно-политический журнал «Север» скоро отметит своё 70-летие. В его истории немало ярких страниц. Так, в 1966 году, в бытность главным редактором Дмитрия Гусарова, «Север» открыл для читателей Василия Белова, опубликовав его повесть «Привычное дело». Здесь печатали свои произведения Фёдор Абрамов и Дмитрий Балашов, Даниил Гранин и Ольга Фокина… А в 2004 году, когда издание возглавлял Станислав Панкратов, в нём состоялся дебют одного из ярких представителей нового поколения прозаиков – Захара Прилепина. И это далеко не полный список громких писательских имён, связанных с журналом. Полтора года назад главным редактором стала поэтесса Елена Пиетиляйнен, автор сборников «Оттаявший свет» и «Время дождей». Сегодня Елена Евгеньевна отвечает на вопросы «ЛГ».

– Что изменилось в журнале с вашим приходом?

– В истории каждого периодического издания есть периоды «приливов» и «отливов». Известно, что в последние полтора десятилетия тиражи всех российских литературных журналов упали по сравнению, скажем, с 70–80-ми годами минувшего столетия. Эта тенденция не обошла и нас. Например, в Карелии, где издаётся журнал, в 2006–2007 годах было всего чуть более сотни подписчиков. И с этим нельзя было мириться. Глупо видеть причину такого невысокого читательского спроса только в низкой культуре населения. Поэтому, сохраняя традиции, журнал обновляется содержательно. Наряду с традиционными прозой, поэзией и публицистикой мы обращаемся к новым жанрам, темам, вводим новые рубрики.

Впервые на наших страницах появилась литература для детей и юношества. В 2008 году свои новые произведения представили такие известные писатели, как Владислав Крапивин и Андрей Усачёв. С размышлениями о роли детской литературы выступил Эдуард Успенский, по его рекомендации у нас дебютировал молодой москвич Алексей Олейников…

Другое нововведение – рубрика «Антология литературы Карелии», в которой представлен литературный «золотой фонд» нашей республики. Сегодня велик читательский интерес к документальным произведениям, литературе факта. Поэтому появилась рубрика «Личный архив». Памятуя о былом громком успехе журнала «Вокруг света», мы ввели рубрику «С другой стороны», в которой наши соотечественники делятся своими впечатлениями о дальних странах. Краеведческая рубрика «Милая малая родина» позволила открыть немало интересных фактов, связанных с нашим краем, а «Неизвестное об известном» – с неожиданной точки зрения увидеть какие-то исторические фигуры и события. Обновился и «Дискуссионный клуб». Рубрика «Литературный перекрёсток» помогает держать читателя в курсе крупных событий в области словесности.

Читателям интересно не только какое-то литературное произведение, но и личность автора. Поэтому появившаяся в прошлом году рубрика «Интервью на заданную тему», где представлены крупные имена, вызвала заметный читательский резонанс. Немало откликов получило искреннее, почти исповедальное интервью с Евгением Евтушенко. А ведь, несмотря на свои многолетние связи с Карелией, в «Севере» он впервые опубликовал свои новые стихи только в прошлом году. Как, впрочем, и Александр Кушнер. В первом номере этого года читатель встретится с Евгением Поповым, Вильямом Козловым, дебютантами из Карелии.

– Сегодня писательское сообщество расколото на разные союзы и объединения. Отражается ли это на политике журнала в выборе авторов?

– Мы исходим из того, что для читателей нет ни левых, ни правых, ни своих, ни чужих. Главный наш критерий – художественный уровень произведения. Поэтому мы стараемся привлекать тех, кто интересен читателю, независимо от членства в каком-либо союзе. Кстати, недавно в Москве у меня состоялся интересный разговор с Фазилем Искандером, который и будет представлен в ближайших номерах.

 – Такое обилие крупных писательских имён на страницах журнала впечатляет. Чем вы заманиваете этих авторов?

– Не поверите, но – не деньгами. Конечно, мы надеемся, что в будущем с увеличением тиража появится возможность платить хорошие гонорары. Но сегодня я искренне благодарна писателям, откликнувшимся на мою отчаянную просьбу о сотрудничестве. Например, меня часто спрашивают, почему такой известный автор, как Владислав Крапивин, решил опубликовать свою новую повесть не в столичном журнале?.. Дело было так: я позвонила Владиславу Петровичу в Тюмень, где он сейчас живёт, и простодушно попросила для публикации его новую рукопись. Поскольку лично мы незнакомы, сначала он не хотел со мной говорить, отсылал к своему московскому литературному агенту. Я пыталась объяснить, что нашим юным читателям просто необходима его пронзительно чистая проза. Мне казалось, что писатель повесит трубку, но ему стало интересно, наверное, с какой луны я свалилась. Мы проговорили больше часа. О литературе. О современной молодёжи. О моих редакторских трудностях. Так, повесть «Дагги-Тиц» появилась в нашем журнале. Теперь мы с Владиславом Петровичем часто общаемся по телефону, хотя лично никогда не встречались. И очень приятно, что в своих многочисленных предъюбилейных интервью (писателю исполнилось 70 лет) он с теплотой говорил о нашем издании.

– «Север» – журнал региональный. Какое место в нём занимает литература Северо-Запада и Карелии?

– Приоритетное. Хотя, повторяю, при отборе рукописей главный критерий – качество текста. Читателю не важно, карельский писатель или московский. Важно то, что и как им написано.

– Тираж издания за прошлый год заметно увеличился. Только ли в результате обновления содержания?

– Не только. В течение года мы провели множество творческих встреч с читателями как в Петрозаводске, так и в районах республики, в основном в молодёжной среде – ведь любовь или, скорее, привычка к чтению закладывается в юности. И к нам потянулись молодые читатели! На нашем сайте открыли «Литературную мастерскую» для начинающих авторов, в которой обсуждаются присланные тексты, даются рекомендации юным сочинителям.

– Не связана ли ваша ориентация на молодёжь и подростков с вашим прошлым педагогическим опытом? Опытом, кстати, успешным: в середине девяностых вы стали победителем конкурса «Учитель года России» среди словесников, защитили кандидатскую диссертацию по педагогике...

– Наверное, связана. Меня, например, беспокоит, что в последнее десятилетие из образования ушла культура. Образование не может считаться таковым без культурной составляющей. Образование, как известно, – то, что остаётся, когда всё выученное забывается.

– Журнал выходит с цветными иллюстрациями, высок и уровень полиграфии, что неизбежно сказывается на себестоимости издания. Кто оказывает финансовую поддержку?

– Поддерживает учредитель – правительство Карелии в лице Министерства культуры. Но, как показывает мой опыт общения с коллегами из других областей, нам выделяется денег не больше, чем другим аналогичным изданиям. Надо сказать также, что план по собственным доходам нам удалось перевыполнить в минувшем году более чем на треть – журнал кроме Карелии выписывают ещё в 39 регионах России. Плюс экономия за счёт минимального штата – творческих работников всего два человека…

– То есть расслабляться вам не приходится. Не мешает ли это вашему поэтическому творчеству?

– А расслабляться мне и раньше не приходилось. Сегодня ведь очень немногие живут чисто литературным трудом. Что касается поэзии, то подготовила новый сборник стихов «Предощущение», подала его на конкурс программы книгоиздания в Республике Карелия, получила хорошие отзывы экспертов и… отозвала рукопись. Почему? Считаю, что в условиях дефицита бюджетных средств я, будучи председателем Союза писателей Карелии, не имею морального права создавать конкуренцию другим писателям. Моя задача – поддерживать тех, кто испытывает трудности с публикацией своих произведений.

Беседу вёл Александр НЕВЕРОВ

Обсудить на форуме

Статья опубликована :

№5 (6209) (2009-02-04)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
5,0
Проголосовало: 3 чел.
12345
Комментарии:
13.02.2009 12:19:39 - Елена Евгеньевна Пиетиляйнен пишет:

Кажется, весна пришла!

Думаю, посетителям сайта теперь понятно, почему "Север" отвергает подобные тексты уважаемого Григория Салтупа. Хотя написаны они горячо, с искрой - где-нибудь и пригодились. Безусловно, что талантливый человек, каким является Гр. Салтуп, способен на художественный вымысел. Иначе он бы не состоялся как писатель. И с вымыслами почтенного Григория Борисовича мне, как им ногим дроугим, довелось познакомиться в прокуратуре, куда строчит свои (чуть было не ляпнула: доносы!) художественные тексты наш уважаемый писатель. Правда, в прокуратуре к этим произведениям давно привыкли, посоветовали мне не обращать на них внимание. И предупредили, что они будут повторяться весной и осенью. Закономерность такая. Значит, весна пришла! С чем всех и поздравляю!

11.02.2009 17:27:21 - Григорий Борисович Салтуп пишет:

По ляжке стукачу от "портняжки"

Костя! Давно ли ты перестал получать гонорары за свои доносы в КГБ? Кто тебе сказал, что ты писатель? Справка от начальства есть? Ты хороший журналист районной газеты, так никогда и не вырос из районки. Ни одного художественного текста ты, Костя, за всю жизнь так и не написал. "Творческие фантазии" наши потомки может быть найдут в твоих доносах в КГБ, - но не в опубликованных тобой текстах. По своему интеллектуальному уровню тебе некоторые вещи недоступны. Мой тебе совет: продолжай лизать жопу начальству и радуйся жизни! С неуважением - Гриша Салтуп член «Товарищества детских и юношеских писателей России», автор 6 книг прозы. Пишет прозу и печатается с 1969 г. - Лауреат конкурса «Я люблю Россию» (1- место в номинации «Тихая моя родина») Фонда Андрея Первозванного и Центра Национальной Славы России, 2008 г. (за эссе «Конфеты от Барклая»). - Лауреат «Конкурса литературы для подростов им. С. Михалкова» 2008 г. (за повесть «Ныкалка или как я был миллионером»); - Лауреат международного литературного конкурса «Русский Stil - 2008» в Германии (1- место в номинации «Проза»); - Специальный приз Всероссийского литературного конкурса «Спасибо тебе, Солдат» 2007 г. (за повесть «Сопка над Лаги-ламбой»); - Диплом 1 степени в конкурсе «Добрая Лира» («Премия педагогического признания») 2007 г.; (за повесть «Выстрел милосердия»); - Лауреат 1-го международного конкурса детской литературы им. А.Н. Толстого 2006 г. (за повесть «Сопка над Лаги-ламбой»); - Лауреат 2-го международного конкурса детской литературы им. А.Н. Толстого 2007 г. (за повесть «Выстрел милосердия»); - Горьковская литературная премия 2005 г. в номинации «По Руси». (За исследование о происхождении многоглавия православных храмов); - Премия на литературном конкурсе «Серебряное перо Руси» 2005 г. (За очерк «Сандармох»); - Карельская премия «Сампо», 2003 г. (За повесть «Выстрел милосердия»); - Премии Госкомнаца и СЖ Карелии 2001 и 2006 гг. Художник-монументалист, член «Союза дизайнеров Карелии», автор памятника «Расстрел с ангелом-хранителем» на мемориальном кладбище жертв политических репрессий «Сандармох» под Медвежьегорском (1998 г), фонтана «Журавли» (1997 г), родника «Царевна-лягушка» в Петрозаводске (1995 г), участник и победитель нескольких республиканских и межрегиональных конкурсов скульптуры

11.02.2009 15:22:14 - Константин Васильевич Гнетнев пишет:



Персонаж романа Д. Гранина «Иду на грозу», молодой энергичный ученый Тулин говорит товарищам (сцена в ресторане): «Мне мало, чтобы хвалили мои друзья. Мне надо, чтобы ругали моих врагов». Эта же фраза, сказанная Граниным главному редактору журнала «Север» Д.Я. Гусарову во время вечерней прогулки в Комарово, положила конец их многолетней дружбе. Ни память о фронтовом братстве, ни десятилетия дружбы не заставили Гусарова поступиться принципами и зачислить «Север» по ведомству «Гранинских друзей», чтобы ругать их врагов. Дневниковую запись об этом Гусаров озаглавил предельно ясно «Потеря друга». Вот эта позиция – не превращаться в бейсбольную биту кого бы то ни было – и есть главная традиция «Севера», чего уже более 30 лет никак не поймет наш храбрый и неутомимый портняжка Салтуп и иже с ним. Вместо того, чтобы последовательно бороться со всеми без исключения главными редакторами, придумывая для каждого изъяны и пороки, ему давно следовало бы пойти туда, где его, безусловно, талантливые произведения будут поняты и приняты. Благо, теперь проблема напечатать «острое и возвышенное слово» ожесточенной борьбы всё равно за что и с кем не такая уж острая. И чем популярнее, интереснее станет журнал «Север», тем больше найдется охотников использовать его в своих интересах, любым способом принудить его «ругать моих врагов». Уважаемые комментаторы на сайте «Литгазеты» и «Севера» цитируют мою крохотную заметку-протест об утверждении в качестве государственного задания «Северу» чудовищную пропорцию: 80% площади для местных карельских авторов и 20% для всех остальных. Любопытно, что ни один из штатных критиков нынешнего главного редактора «Севера» не протестует против подобной пропорции, хотя само по себе установление подобных пропорций (любых!) невероятно, немыслимо, оно уничтожает единое литературное пространство страны на вотчины, уделы и закутки. Для «Севера» это обозначало бы неминуемый возврат в первоначальное состояние карельского журнала «На рубеже». Благо, писателям Карелии и, в первую очередь, самой Е. Е. Пиетиляйнен удалось убедить учредителя переписать госзадание, оставив пропорцию 50% на 50%. А как же наши борцы за свободу, наши демократы от литературы? Их всё устраивает. Потому, что им, по большому счету, на журнал наплевать. Для них любая дискуссия о «Севере» лишь возможность сделать кому-нибудь на шляпу и повод свести старые счёты. Хобби у них такое. Комментаторы не заметили еще одной важной вещи. Публикации интервью с Е.Е. Пиетиляйнен редакция «Литгазеты» предпослала рубрику «ЛГ» -- Провинция». Нужно ли доказывать кому-либо, что петрозаводский журнал никогда не станет копией журнала столичного, а по стилю не будет повторять сетевое издание. Если, конечно, главным редактором окажется человек вменяемый, то есть именно такой, какого журнал обрел нынче. Действительно, очень важная проблема – качество редактуры. Не было таких времен в журнале, когда бы это не было злободневным. Но для Пиетиляйнен – это не вина, а беда. Её предшественник за 2,5 года не только потерял 700 читателей из 1000, но и ухитрился сократить штатное расписание редакции до 3 (трех!) творческих единиц. Года работы новой редакции оказалось достаточно, чтобы расширить читательскую аудиторию в 4 раза и довести тираж до 1200 экземпляров. Но это слишком малый срок, чтобы избавить журнал от этого весьма распространенного недуга. Д.Я. Гусаров руководил «Севером» более 36 лет, он заложил такие традиции, которые позволят журналу еще долго сохранять уважение среди читателей. Одна из них - доброжелательность во всём и ко всем. Это чрезвычайно важное качество сегодня. И что бы там ни надумывали пристрастные критики, доброжелательность «Севера» абсолютно очевидна. Константин Гнетнев, писатель

11.02.2009 13:39:18 - Надежда Васильева пишет:

Каждый меряет своим аршином.

К слову, Елена Пиетиляйнен была лауреатом международного конкурса "Глалог" в 1991 году. Её стихи переводились на английский финский, французский и публиковались как в России, так и за рубежом. Елена Евгеньевна возглавляет журнал сравнительно недавно, и в её работе не должны (огульно!) перечёркиваться все, весьма существенные, достижения. Журнал пользуется большой популярностью среди населения республики, стал глубже и интереснее по содержанию. Я лично считаю, что работа главного редактора по развитию и повышению статуса журнала превзошла все наши ожидания. Ведь в свое время именно писатели республики в лице председателей трех писательских союзов предложили ее на эту должность. Елена Евгеньевна обладает особым даром - объединять людей. И этот дар даётся Богом не многим. Всем известно, как тяжело объединить интересы людей творческих. И, тем не менее, Елене Пиетиляйнен это прекрасно удаётся. Ни один человек не может нравиться абсолютно всем. Тем более - в творческой среде. Надежда Васильева, председатель Карельского представительства Союза российских писателей.

11.02.2009 11:53:24 - Григорий Борисович Салтуп пишет:

Пиетилайнен и талант - вещи несовместимые!

Новиков, Вы можете привести хоть одну поэтическую строчку Е.Пиетилайнен на память? Талант организатора у нее есть. Тут она молодец, но как литератор и поэт - бездарность! СМ. "Вождь советской поэтической конъюнктуры Е. Евтушенко и любимец пионервожатых 70-х годов прошлого века В. Крапивин ни в малейшей мере не отражают в своем нынешнем творчестве ЖИВОЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ процесс . Возможно, некоторым пенсионерам с партбилетами КПСС тексты Евтушенко и Крапивина ностальгически напомнят о былых достижениях в соцсоревнованиях и красных вымпелах с п-том вождя. Но нынешнее общество состоит не из одних пенсионеров! Живем то мы уже в третьем тысячелетии! Или – нет? Нельзя же из века в век тухлятиной питаться и при этом от удовольствия причмокивать. Когда в октябре 2007 года Е. Пиетилайнен воцарилась в кабинете главного редактора «Севера», я предложил ей для публикации шесть или семь новых текстов: рассказы, повесть, эссе, литературную критику и публицистику. Условие было простое: я согласен на безгонорарную публикацию, но печатать прошу без редакторской цензуры и все в одном пакете, - мои тексты тематически связаны с Карелией и журналом «Север» и наверняка будут интересны местным читателям. Несколько месяцев Е. Пиетилайнен меня мурыжила, ни «да», ни «нет» не говорила, (а я при личных встречах с ней невольно принюхивался в старом кабинете «Нового Главного», - хоть и курильщик я заядлый, и обоняние далеко не как у собаки!) Но что-то меня смущало и настораживало в атмосфере кабинета? Что же? – не мог догадаться я. …То ли запах кислой тухлятины, то ли душок тухлой кислятины, - не разобрать! Нечто среднее между ароматом портянок в казарме перед побудкой и вязким амбре потных духов в жарком автобусе… То ли редакторские традиции журнала «Север» стойко и неистребимо воняют «Моральным кодексом строителей коммунизма» прошлого века, то ли - …. В итоге мы Е. Пиетилайнен прекрасно друг друга поняли, и, как говаривал незабвенный Аркадий Райкин, - «Разошлись мы восвояси обоюдно согласяси!» Мне конечно неприятно, что в двадцать первом веке, когда политической и коммунистической цензуры в России как бы не существует, мои тексты не могут прорваться к читателям-землякам через официальный «орган союза писателей».

10.02.2009 20:20:30 - Сергей Андреевич Новиков пишет:

У талантливых людей всегда хватает врагов

Север - отличный журнал! А у всех талантливых и успешных людей хватает завистников и врагов.

10.02.2009 15:44:12 - Игорь Андреевич Сергеев пишет:

Ах, Моська, знать она сильна

Господа, смешно, ей богу! Два огромных комментария, и оба какие-то болезненные, словно авторы пытаются разобраться с детскими комплексами от Фрейда посредством озвучивания обид. Будьте проще, господа, и люди к вам потянутся. Действительно, давайте посмотрим на вещи проще. Журнал живет в эту эпоху, и глупо оценивать его по критериям тридцатилетней давности. А если и случаются огрехи, то не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Главное же - позитивное мышление, позволяющее правильно оценивать ошибки и не обращать внимание на частное злословие.

10.02.2009 15:10:03 - Григорий Борисович Салтуп пишет:

где печататься карельским авторам?

Григорий Салтуп «Есть ли выбор у «женихов»? (журнал «СЕВЕР», премьер В.В. Путин и газовый кризис между Россией и Украиной) На интернет-форуме журнала «Север» появились реплики карельских литераторов, непосредственно связанных с формированием «редакционного портфеля» самого журнала. А.Воронин, поэт (сотрудник редакции журнала «Север»): «Минкульт выхолащивает «Север». "Север" вновь столкнулся со старой проблемой. … Озвучиваю здесь позицию редакции. В 2008 г. Министерство культуры Республики Карелия установило редакции журнала «Север» государственное задание – в каждом номере должно быть опубликовано 200 страниц (из 240 всего) произведений карельских авторов. От этого зависит финансирование журнала. … Главный редактор журнала … пытается отстоять право делать журнал для читателей без привязки к географической принадлежности автора. Кто победит?..» Константин ГНЕТНЕВ, член Союза писателей России (член редакционного совета журнала «Север»): «Сама по себе ситуация чрезвычайно редкая, фельетонная. … Если писатели Карелии не сумеют создать необходимого объема качественной литературы, виновной официально признается редакция журнала и её главный редактор». Меня на «их» форуме давно «забанили» - по сути рот заткнули. Хотя я матом не ругался и по всем известным «адресам» своих оппонентов не посылал. Я просто называл вещи своими именами: цензуру – «цензурой», клевету – «клеветой», подтасовки – «подтасовками», завистливую бездарность – «завистливой бездарностью». Однако, мои взгляды не совпали с точкой зрения редколлегии, и потому на «их» форуме я лишен права не то что бы на слово, - на писк из-под печки! В журнале «Север» форумчане дружно поют хором по заученным нотам, или фальшивят «кукольными дуэтами» из одного кармана: как бы «Светочка» у как бы «Леночки» как бы «спрашивает», а та ей как бы «отвечает». (Расчет на олигофренов). К бумажному «Северу» мне доступа как не было, так и нет. Мои рассказы, повести и статьи не печатал сам Д.Гусаров, не принимал даже «на прочитку» А. Тихонов, быстро скидывала в мусорную корзину Я.Жемойтелите и напрочь отвергла Е. Пиетилайнен, - внешне похоже на телевизионную юмористическую сценку с самым известным «неизвестным поэтом»: - «Ах, как меня прекрасно не печатают в таком-то журнале!» И было бы так не внешне, а по сути, если бы мои тексты столь же активно отвергались бы и в других, не карельских литературных журналах и альманахах. Зря А. Воронин сетует, что «Минкульт выхолащивет «Север», на мой взгляд, - нельзя кастрировать мерина. Физически невозможно! Нет у редакции детородного органа, - был за всю историю журнала один короткий, живой и честный период (при Станиславе Панкратове), - когда новые авторы появлялись, и журнал читать было интересно. Потом Я. Жемойтелите ввела клановую цензуру, стала печатать клевету и подтасовки, умудрилась поссориться даже с вялыми и престарелыми карельскими конъюнктурщиками. Её сместили. Но – свято место пусто не бывает! – появилась новая редакторша, Е. Е. Пиетилайнен. (До этого я даже не слыхал, что в Карелии есть поэтесса с такой фамилией. А вы знали?) Чем она проявилась, как редактор? Какими открытиями? (О поэтических текстах самой Е.Е. Пиетилайнен я умолчу). По начальственным писательским кабинетам улыбаться она умеет, тут у неё таланта не отнимешь! Презентации новых номеров журнала она проводит гладко, как пионерские собрания в прошлом веке, - все смирненько и пристойненько, и все ждут – поскорей бы вся эта бодяга закончилось и по домам… Гордиться «свежими» публикациями отставных московских «светил», таких – «как Владислав Крапивин, Евгений Евтушенко, Александр Кушнер, Эдуард Успенский…» на мой взгляд не стоит. Большинство из них уже давным-давно пережило свой профессиональный взлет и даже поприсутствовало на собственных похоронах. Вождь советской поэтической конъюнктуры Е. Евтушенко и любимец пионервожатых 70-х годов прошлого века В. Крапивин ни в малейшей мере не отражают в своем нынешнем творчестве ЖИВОЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ процесс . Возможно, некоторым пенсионерам с партбилетами КПСС тексты Евтушенко и Крапивина ностальгически напомнят о былых достижениях в соцсоревнованиях и красных вымпелах с п-том вождя. Но нынешнее общество состоит не из одних пенсионеров! Живем то мы уже в третьем тысячелетии! Или – нет? Нельзя же из века в век тухлятиной питаться и при этом от удовольствия причмокивать. Когда в октябре 2007 года Е. Пиетилайнен воцарилась в кабинете главного редактора «Севера», я предложил ей для публикации шесть или семь новых текстов: рассказы, повесть, эссе, литературную критику и публицистику. Условие было простое: я согласен на безгонорарную публикацию, но печатать прошу без редакторской цензуры и все в одном пакете, - мои тексты тематически связаны с Карелией и журналом «Север» и наверняка будут интересны местным читателям. Несколько месяцев Е. Пиетилайнен меня мурыжила, ни «да», ни «нет» не говорила, (а я при личных встречах с ней невольно принюхивался в старом кабинете «Нового Главного», - хоть и курильщик я заядлый, и обоняние далеко не как у собаки!) Но что-то меня смущало и настораживало в атмосфере кабинета? Что же? – не мог догадаться я. …То ли запах кислой тухлятины, то ли душок тухлой кислятины, - не разобрать! Нечто среднее между ароматом портянок в казарме перед побудкой и вязким амбре потных духов в жарком автобусе… То ли редакторские традиции журнала «Север» стойко и неистребимо воняют «Моральным кодексом строителей коммунизма» прошлого века, то ли - …. В итоге мы Е. Пиетилайнен прекрасно друг друга поняли, и, как говаривал незабвенный Аркадий Райкин, - «Разошлись мы восвояси обоюдно согласяси!» Мне конечно неприятно, что в двадцать первом веке, когда политической и коммунистической цензуры в России как бы не существует, мои тексты не могут прорваться к читателям-землякам через официальный «орган союза писателей». Неужели Константин Гнетнев прав: - «Если писатели Карелии не сумеют создать необходимого объема качественной литературы, виновной официально признается редакция журнала…», - и я «не сумел создать» качественной литературы? Неужели я, достаточно опытный профессионал, (печатаюсь с 69 года), разучился лепить из множества слов логичные и стройные фразы и запечатлевать в них летучий смысло-образ? Бывает так, - зазнался, схалтурил, исписался в конце-то концов!? Судите сами, земляки… Вот что произошло с моими текстами, отвергнутыми журналом «Север». «НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ПРОВОКАЦИЯ» (литературная критика, краеведение, написана в 2005, предложена Жемойтелите, потом Пиетилайнен) в 2008 году статью опубликовали: - журнал «Русская линия» (www.rusk.ru/st.php?idar=104393), - Интернет-журнал «ХРОНО» (www.hrono.info/avtory/saltup.html), - журнал «Новая Литература» (newlit.ru/~saltup/3415-6.html ), - «КОЛЕСО – литературный журнал» (Выпуск №15 июль - август 2008 г.), и др. «ЖУРНАЛЬНАЯ ПУБЛИКАЦИЯ И ЛИТЕРАТУРНЫЙ ТЕКСТ» (литературная критика, написана в 2006, предложена Жемойтелите, потом Пиетилайнен), в 2008 году статью опубликовали: - Литературный журнал «ИНТЕРПРОЗА» (www.interproza.ru/work/show) - журнал «ЭРФОЛЬГ» (www.erfolg.ru/epicentre/g_saltup.htm ), - а так же литературные журналы «Колесо», «Снежный Ком» и «Новая Литература» и др. «СТУКАЧЕСТВО – КАК МЕТОД ЖУРНАЛЬНОЙ КРИТИКИ» (литературная критика, публицистика, предложена Жемойтелите, потом Пиетилайнен), в 2008 году статью опубликовали: - Издательская система «ЛИТСОВЕТ» (www.litsovet.ru/index.php/author.), - Литературный портал «ЛАВРОВЫЙ ЛИСТ» (www.lllit.ru/litera/show_text.php?t ) Вот как, например, оценили мой текст в журнале «ТОЧКА. ЗРЕНИЯ» : «Григорий Салтуп: "Стукачество - как метод журнальной критики советского периода". Статья, название которой говорит само за себя, - о стукачестве в литературной критике советского и постсоветского периода. Это большой и серьезный труд, и ирония отнюдь не делает эту статью легковеснее. Автор - искусствовед, писатель, очень талантливый публицист и аналитик. Читать статью, в которой столько исторических и культурологических сведений, - одно удовольствие. Критика бывает стремящейся к объективности (только стремящейся, потому что она в идеале недостижима, любой человек - это СУБЪЕКТ), безапелляционной, когда критик навязывает только свои вкусы и нетерпим к иным, и такой, о которой написано в статье, - способе борьбы с идеологическими противниками или просто откровенно завистливой и мстительной. Я согласна с автором, что чем талантливее художник, тем он терпимее к иному внутреннему миру, иной эстетике, иной образности. Статью можно воспринимать как публичное выяснение отношений с конкретным литературным критиком, названным в этом материале. Автор этого и не скрывает. На правах свободы слова я предоставляю ему возможность обратиться к читателям нашего журнала. Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Наталия Май» «БАРАК И СТО ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ» (рассказ, написан в 1993, предложен Тихонову, потом лежал «в столе», в журналах не печатался), в 2008 году рассказ опубликовали: - журнал «Сибирские Огни» (№ 12, 2008 г.). ( www.sibogni.ru/writers/551/ ) - Литературная газета «ЕЖ» № 30, 2008 г. (www.lityozh.narod.ru/n32/32-3.html ), - а так же литературные журналы «Колесо», «Снежный Ком», «Новая Литература» и др. «КОНФЕТЫ ОТ БАРКЛАЯ», (семейная быль, написана в 2007, предложена Жемойтелите, потом Пиетилайнен), в 2008 г. эссе опубликовали: - «КАРЕЛИЯ», республиканская газета, март, № 24, - журнал «ЖУРНАЛИСТ», № 9, (www.journalist-virt.ru/mag.php?s) - журнал ГЕО (www.geo.ru/articleauthor/item/id/665), - журналы «ХРОНО», «ЭРФОЛЬГ», «Колесо», «Новая Литература», «Снежный Ком», «ИНТЕРПРОЗА» и еще полтора-два десятка литературных и общекультурных интернетовских сайта, по которым эссе разлетелось уже без моей воли, по законам плагиата и нарушения авторских прав. (Этому тексту «повезло» больше всех других, - трижды он становился лауреатом разных конкурсов в 2008 году). «НЫКАЛКА или Как я был миллионером», (повесть, окончена в 2008, предложена Пиетилайнен), пока не опубликована. В 2008 году повесть стала лауреатом «Конкурса литературы для подростков им. С. Михалкова». Откровенно говоря, я и сам не ожидал, что мои тексты (столь во время отвергнутые редколлегией журнала «Север») за минувший год опубликуют в России и в ближнем зарубежье тиражом около 18 000 экземпляров в «бумажном виде» и более 25 000 в «электронном, интернетовском» вариантах. Журналы, которые я перечислил, выходят в свет в Москве, Санкт-Питербурге, Новосибирске, Риге, Мурманске и Ярославле. Даже странно, что мои «карельские» темы оказались востребованы именно там, а не на малой родине. Другие мои работы, которые я «Северу» не предлагал, в 2008 году были напечатаны в журналах «СинопсUS и сценарий» (№ 12), «Наука и Религия» (№ 6) и в альманахах «Русский STIL-2008» и «32 писателя». Только год назад я поставил себе безлимитный Интернет, пока еще освоил его едва «на троечку», только попробовал, и вот, как видите, что получилось… Литературный Интернет неотвратимо наступает на традиционные «толстые журналы» (как «Газпром» с проектом «Северного потока» на Ющенко и Тимошенко). Со дня своего основания журнал «Север» привык ощущать себя монополистом в карельской литературе и жестко диктовал литераторам свои условия. Хотя по своей сути литературные журналы никогда литературу не создают! Они лишь посредники, «транспортеры» между «Авторами» и «Читателями». Литературу создают «Авторы» (как газ добывают на российском Уренгое), а задача «Посредников» («УкрГазЭнерго») быстро и без утрат доставить чужие произведенные ценности до «Читателя» («Потребителя»). Премьер-министр России В.В. ПУТИН ( из интервью телекомпании "ARD", Германия, 15 января 2009):: «…нужно диверсифицировать потоки и транспортные возможности доставки от производителя в России до потребителя в Европе. Нужно эти транзитные страны лишить иллюзий. Если хотите, как говорится, нужно лишить девушек иллюзий - у женихов есть выбор». Газопровод «Северный поток» еще строится, а новые литературные журналы в России уже появились! Редактора новых журналов обладают более широким кругозором, у них есть вкус к художественному слову, толерантность, и – чего там стесняться! – интеллектуальный багаж их другого уровня! Они начинают зарабатывать на рекламе, платить (хоть небольшие) гонорары, не лезут с тупыми редакторскими ножницами в авторский текст. Они уважают чужой писательский труд, потому что сознают, что без профессиональных писателей им не выжить. Поэтому я искренно благодарен Е. Пиетилайнен и К. Гнетневу за то, что они не приняли мои тексты в журнал «Север»! Что бы я получил взамен? – нищий гонорар на пачку сигарет и бутылку водки, изуродованные и обстриженные тексты, три доноса, пять анонимок и шесть скандалов! А читателей было бы в сорок раз меньше! Мне это нужно? – Ха! Для писателя все-таки главное, чтоб его тексты без утрат «доставлялись» потребителю. И потому, чем скорее «девушки» из редакции «Севера» лишатся старых «иллюзий», - те более качественный литературный продукт получат карельские читатели. 15.01.2009 Григорий Салтуп, прозаик, скульптор, искусствовед.

06.02.2009 17:05:46 - София Иосифовна Ланская пишет:

Ответ главному редактору (отзыв читателя журнала «Север»)

Ответ главному редактору (отзыв читателя журнала «Север») «Сохраняя традиции» В своем интервью Вы говорите о том, что сохраняете старые традиции в своем журнале. Позволю с вами не согласиться. И вот почему: 1. Традиционная проза, поэзия и публицистика – не является таковой, т.е. традиционной, в Вашем журнале, потому что Вы не придерживаетесь избранного старым допанкратовским «Севером» направления. Да впрочем, и позиции Жемойтель в подборе материалов Вы тоже не придерживаетесь. В Вашем издании почти нет традиционной для «Севера» прозы и поэзии. Публикация прозы (художественной и публицистической) и поэзии – традиции всех литературных журналов. При этом ни проза, ни поэзия жанрами не являются. Это – роды литературы. И в одном предложении «наряду с.... обращаемся к новым жанрам» эти два разных литературоведческих термина не увязываются. В традиции журнала было профессиональное отношение к использованию научной терминологии и понятий литературоведения. Небрежности ни в программных заявлениях, ни в работе с людьми не допускалось. Какие новые жанры вы могли открыть в отсутствие последовательной профессиональной критики? 2. «Делать жизнь с кого?» В традиции Севера – самобытность, оригинальность в избранной концепции. Т.е., переводя на понятный язык – не подстраиваться под некогда чужое популярное издание. В Вашем случае ситуация просто смехотворная: как можно сравнивать популярность журналов, разных по цели своего бытования? Если уж выбрали познавательно-географическую рубрику, то найдите более достойное общественно-политического и литературно-художественного журнала (культурного лица Карелии) объяснение. 3. Редактор и читатель. В традициях Севера быть внимательным к своим читателям. Выражаю признательность за то, что уловили общую тенденцию в читательских интересах (интерес к личности автора) – но эта тенденция именно общая. Но это, пожалуй, единственный нюанс в отношении корректности к Вашим читателям, реальным и возможным. Текст интервью с Вами обнаруживает неуважение к читательским кругам в целом. В первых же строках Вы позволяете себе намекнуть на низкий уровень культуры карельского населения, которое самостоятельно не подписывается на журнал. Вы перечтите внимательно, что из уст Ваших полетело: «Глупо видеть причину такого невысокого читательского спроса только в низкой культуре населения». Зачем нужен журнал сейчас, зачем он был нужен когда-то, если главный редактор просто допускает такую причину малого спроса журнала среди своих читателей – как низкую культуру? С высоты Вашей должности – главного редактора – это немыслимо. Редактор не имеет права унижать своего читателя – никогда и ни в чем. И не только с точки зрения экономической, а с этической точки зрения: редактор читателю – помощник и учитель, а зачастую – и защитник. Так, по крайней мере, было в старом «Севере». Редактор видит в читателе равного собеседника – иначе для кого он работает? Произнеся эту фразу, вы проявили себя не как творческий работник, не как организатор литературного производства, а как случайный досужий человек, которого «подхватили» газетчики на улице. Второй момент: фраза «из образования ушла культура». Вы разом «обмахнули» всех работников сферы образования от мала и до велика, от сельской школы – до вузов и министерства, до писателей-педагогов, до ученых, занимающихся проблемами образования. В частности, они все ваши гипотетические читатели. А в целом, это просто какая-то политическая небрежность. Вы еще плохо знаете своего читателя, если говорите, что ему не важно, кого он читает. Его интерес продолжает быть интересом патриотическим, как ни смешно это может в наше время звучать. А в целом – ему важно отражение вечных тем в современных коллизиях. 4. Уровень художественности публикуемых Вами произведений. Уважаемый редактор, между критерием художественного уровня произведения и интересом читателя связь не прямая. Интерес может вызывать любой текст, и не словесный в том числе, текст как сумма знаков. Профессиональный редактор знает об этой разнице. Редактор, чтящий и продолжающий традиции, - тем более. В качестве частного примера, именно основываясь на «высоком художественном уровне» текста, Вы опубликовали фрагмент повести Алексея Крапивина? Навскидку, открываю журнал №№11-12, с.199 «Музыкант, который спел эту песню, был щуплым и несильным человеком. Но он не боялся, что первый музыкант предпримет против него что-то нехорошее, выходящее за рамки музыкального состязания». Автор с прекрасной писательской фамилией абсолютно не в ладах с подачей художественного образа, хотя бы художественной характеристики персонажа, пусть даже не главного. Видим мы здесь недалекую разговорную речь. Как это можно было напечатать, ума не приложу. И подобные перлы часто встречаются в современном «Севере». Если Вы позволяете себе печатать откровенно слабые произведения, то хотя бы не говорите о следовании традициям. Вполне допускаю, что в основе причин подобных ошибок находится режим строгой экономии средств. Однако если в творческой редакции толстого журнала работают только два человека, то обязательным следствием возникает небрежность к процессу и к результату. Вы экономите на традициях профессионализма, а именно этими своими традициями «Север» долгое время и славился. Давний читатель «Севера» Алекс


Александр НЕВЕРОВ



Критик, журналист. Публиковался в журналах «Детская литература», «Литературное обозрение» (лауреат премии журнала), «Октябрь», «Наш современник», «Литературная учёба», «Лепта» в газетах «Советская Россия», «Правда», «Труд». Автор книг «Молодая проза: время, проблемы, герой» (1985), «Черты поколения» (1989), «Не только о литературе. 33 беседы» (2003).

Критические статьи одного из видных авторов «ЛГ» посвящены парадоксальной, противоречивой и очень симптоматичной литературе недавних лет. О чём нынче пишут и что просматривается между строк? «Оптимизм или пессимизм таится в «нутре» этого душевного состояния, можно не спрашивать, а что таится там безмерная усталость — факт. Усталость, не столько накопленная молодым поколением... сколько унаследованная от предшественников, едва сведших к «нулю» Двадцатый век с его безумиями», — размышляет в предисловии Лев Аннинский. Александр Неверов пишет о произведениях Романа Сенчина и Сергея Гандлевского, Андрея Волоса и Андрея Геласимова, Веры Галактионовой и Владимира Маканина, Дениса Гуцко и Руслана Киреева. Перечислять можно долго, лучше уж сразу приняться за чтение самой книги. «И хорошо, что с разных, порой противоположных точек зрения, какие бы оценки мы ни выносили тем или иным книгам, — у критика тоже есть право на пристрастность».

Штрихи к пейзажу. О литературе нулевых годов.


Выпуски:
(за этот год)