(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Cовместный проект Евразийская муза

Книжный ряд

Там, где нет ещё названий

Нина Надъярных. Аксиология перечтений. – М.: ИМЛИ РАН, 2008. – 336 с.

У   термина, вынесенного в название книги, смысловых оттенков немало. Тут и ценность, и важность, и полезность. Пусть будет ценность. Итак, в чём же ценность перечтений? И стоит ли перечитывать?

Автор считает, что присущая многим явлениям нашей жизни «суетность и неразбериха всё же коснулись литературоведения». Да иначе и быть не могло. Очевидно, что литературная наука меняет свой «стиль» и «профиль». При этом профиль становится «строже, личностнее». И если он порой выглядит озабоченным, напряжённым и даже растерянным, то ведь и это приметы жизни.

Однако автор вовсе не призывает всё начать с нуля и забыть о прежнем литературоведении, справедливо полагая, что историческая динамика «возникает не только из оппозиции к прошлому, но и благодаря преемственности». Тем более что ту методологию, в объективе которой находились национальные литературы бывшего Советского Союза, одним наскоком не преобразуешь. Этот «многостадиальный» литературный процесс требует основательного перечтения или даже нового прочтения. «В перечтении, основанном на достижениях современной филологии, с учётом объёмного историко-культурного, этногенетического, философского контекстов» нуждаются очень многие произведения национальной классики, в том числе литература советского времени.

Но при столь серьёзной корректировке нужна осмотрительность в оценках отдельных писательских имён. В качестве иллюстрации читателя отсылают, например, к разысканиям А. Мальдиса, благодаря которым белорусская литература начала ХХ века пополнилась новыми именами таких авторов, как Янук Костевич, Кветка Витан (псевдоним Юльяны Дубейковской) и других.

Да, казалось бы, успешно освоено наукой наследие признанных классиков. А за иными стоят целые исследовательские школы: Г. Нарекаци, Г. Сковорода, Л. Толстой, Ф. Достоевский, Т. Шевченко, И. Франко, Х. Абовян, И. Чавчавадзе… Но вот уже на наших глазах совершается современное прочтение творческого наследия Ф. Скорины, белорусского учёного-гуманиста, первопечатника, просветителя, писателя, переводчика, издателя первых восточнославянских книг, – исследования о нём (белорусские, русские, украинские, польские, литовские, чешские, английские, немецкие) то и дело множатся. И, вероятно, суммарно это даёт более объёмное представление о том или ином явлении искусства.

«Классика заряжена энергией будущего», – утверждает исследователь. Говоря о методологии, автор книги видит в ней не «набор отмычек, универсальный для всех случаев и времён, а систему принципов научного познания». Но нужно учитывать и то, что уже сложились традиции сравнительно-исторического и типологического изучения литератур народов России, Украины, Белоруссии, Средней Азии и Казахстана. И, стало быть, далеко не всё без разбора надо отбрасывать из того, что накоплено ценой долгих совместных усилий.

«Иное дело – инвентаризация аксиологической выверенности накопленного; она и сама уже строго взыскует: что дальше?» Как утверждал Ролан Барт, литература начинается лишь перед лицом таких явлений, для которых ещё нет названий. Н. Надъярных пытается найти свою, новую точку отсчёта. При этом результаты собственных исследований предлагает читателю не с академической заумью, а ярко, афористично, порой иронично, но главное – достаточно убедительно.

Вечны камни и слова

Литературная классика в диалоге культур. Выпуск 1. – М.: ИМЛИ РАН, 2008. – 336 с.

Диалог… «У нас ведь как, – глаголет он, – полижут языками желчную печень его превосходительства Михаила Евграфовича Салтыкова, запьют горечь лампадным маслицем фабрики его сиятельства из Ясной Поляны и – весьма довольны! У нас, главное, было бы о чём поболтать, а жить всячески можно, хоть на кол посади, а живут!» Это тоже литературная классика «в диалоге культур». Но в ёрническом исполнении Лютова, одного из персонажей горьковского «Клима Самгина». Тут пахнет вековыми прогнозами!

Оценивая с дистанции прошедшего столетия диалог национальных культур начала ХХ века, Н. Надъярных в открывающей сборник публикации «На изломе культурной парадигмы начала ХХ века» приходит к единственному, как ей кажется, выводу: «этот живительный контакт был безусловным цивилизационным стражем, ограждающим национальные духовные обретения от безумствующего мира, сильным противоядием изоляционизму и всеобщей унификации». Этот контакт стимулировал «собеседование мышления» (М. Хайдеггер). Не считаясь с обстоятельствами, он торил тропы в разных направлениях и разных формах. Отсюда тематическая и жанровая близость произведений, одновременно возникающих в различных литературах. То ли благодаря магнетизму художественного мышления, то ли тому, что В. Гумбольдт называл «отражением от чужой мыслительной способности», такие «близнецы», но со своим национальным наполнением, появлялись у М. Коцюбинского и Л. Андреева, И. Бунина, А. Белого, М. Горького, Я. Коласа, Я. Райниса, Г. Цаголова и других. Родственные регионы проявляли общность стилевых поисков, эстетических обретений. Не обошёл диалог даже онтологических сфер – темы смысла бытия…

Столь же пристально к диалогу наших национальных культур присматриваются и другие авторы сборника. В публикации «Хаджи-Мурат» Л. Толстого: встреча культурных миров» К. Султанов отмечает, что из известных в мировой словесности произведений только поэма Т. Шевченко «Кавказ» (1845), «воплотившая с несомненной художественной многомерностью беспрецедентный по открытости и искренности протест против насилия», органично соотносится с авторской философией «Хаджи-Мурата».

«Только детские книги читать, только детские души лелеять», – писал О. Мандельштам ещё в 1908 году. Но, как отмечает Ю. Гирин в «Диалектике авангарда», к «детскому взгляду на жизнь и на искусство призывали Вламинк, Матисс и многие другие. Смерть ребёнка – одно из наиболее сильных человеческих потрясений.
А отсюда совсем недалеко до философии танатологии.

В. Бигуаа, изучая «Архетип Камня в национально-культурном осмыслении (К. Кулиев и Б. Шинкуба)», указывает, что камень как символ вечности часто встречается в мировом фольклоре и литературе. При этом, согласно, например, белорусским преданиям, камни считались живыми существами. В поэтической структуре романа Б. Шинкубы «Рассечённый камень» писатель раскрывает особенности традиционных религиозных верований абхазов. Опираясь на многочисленные мифы разных народов, В. Бигуаа открывает интереснейшую картину взаимоотношений человека с миром. С миром гор и камня тесно связано и творчество К. Кулиева. Здесь широкое поле для исследования взаимопроникновения мотивов, сюжетов и воззрений.

Л. Турбина на страницах выпуска предпринимает опыт сопоставления: «Тутэйшыя» Я. Купалы и «Дни Турбиных» М. Булгакова. Именно эти два произведения выбраны для сравнительного анализа прежде всего по времени действия: в «Тутэйшых» – с февраля 1918-го по июнь 1920-го, в «Турбиных» – с зимы 1918-го по начало 1919-го. Есть и ещё ряд обстоятельств, которыми руководствовался автор, проводя это любопытное сопоставление.

Понятно, что и столь серьёзные работы, а их, помимо упомянутых, в книге ещё с десяток, никак не претендуют на истину в последней инстанции. Исследователи прекрасно понимают, что время расставит свои акценты, а исторический отбор в который раз окажется решающим. Но сказанные на страницах представленного сборника слова уже услышаны в нескончаемом диалоге культур.

Александр ВАСИЛЬЕВ

Статья опубликована :

№7 (6211) (2009-02-18)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
0.0
Проголосовало: 0 чел.
12345
Комментарии:

__________________


Выпуски:
(за этот год)


©"Литературная газета", 2007 - 2013;
при полном или частичном использовании материалов "ЛГ"
ссылка на
www.lgz.ru обязательна. 

По вопросам работы сайта -
lit.gazeta.web@yandex.ru

Яндекс.Метрика Анализ веб сайтов