(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

С пером и шпагой

Традиции армейской культуры

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

Наш собеседник – начальник Главного управления воспитательной работы Вооружённых Сил России Анатолий Александрович Башлаков

Генерал-лейтенант БАШЛАКОВ Анатолий Александрович.
Проходил службу в Ракетных войсках стратегического назначения и Космических войсках в должностях, связанных с воспитанием личного состава и боевым управлением, в том числе – командиром ракетного полка, заместителем командира ракетной дивизии, начальником 1-го Государственного испытательного космодрома МО РФ (космодром Плесецк). Указом Президента РФ от 25 июля 2007 г. назначен начальником Главного управления воспитательной работы Вооружённых Сил Российской Федерации.

– Анатолий Александрович, какие основные задачи решает возглавляемое вами Главное управление воспитательной работы Вооружённых Сил Российской Федерации?

– Это прежде всего последовательное и гарантированное проведение в войсках государственной военной политики посредством информационно-пропагандистской работы, поддержание высокого морального духа военнослужащих, твёрдого правопорядка и воинской дисциплины, социальной защиты военнослужащих, работа с общественными и ветеранскими организациями и, конечно же, культурно-воспитательная работа с военнослужащими и членами их семей.

– Остановитесь, пожалуйста, на последнем пункте подробнее. В частности, на вопросах армейской культуры.

– Если говорить о феномене армейской культуры, как об историко-культурологическом явлении, то нужно помнить, что армейская культура – это часть великой русской культуры. Напомню, что слово культура происходит от латинского cultura (ещё ранее – colere), означавшего возделывание почвы, её культивирование, то есть целенаправленное изменение окружающей среды под воздействием человека. Культура бывает материальной: здания, сооружения, дороги и др., а также духовной: нравственная, художественная, правовая, педагогическая, политическая, естественно-научная, религиозная, экономическая, корпоративная, армейская и др. Если говорить о русской культуре, как о цивилизационном явлении, то на протяжении последнего тысячелетия  армейская культура во многом определяла облик российской культуры в целом. Я не стану акцентировать внимание на том, что формирование и освоение (в том числе промышленное) нашей территории проводилось людьми в погонах, для этого достаточно взглянуть на географические названия на карте России. Или вот вам пример из категории политической культуры. Наши западные партнёры, да и либеральная общественность, нередко обвиняют наш народ в излишней любви к централизованной системе власти, объясняя это политической незрелостью народа. А дело здесь в ином, ведь на протяжении всей своей истории наш народ вынужден был защищать себя от бесконечных вторжений неспокойных соседей. Поэтому со времён династии Рюриков мы воспитали себя в духе того, что избранный нами лидер является в первую очередь главным военачальником, отвечает за жизнь своих подданных (подчинённых) и обладает освящённым самим народом правом повести за собой народ в бой, на смерть. То есть элементы армейской культуры на уровне «коллективного бессознательного», если использовать терминологию Карла Юнга, стали частью русской культуры. И как бы порой армии было не тяжело на тех или иных этапах истории, какие бы трудности она не испытывала, наш народ всегда относился к защитникам Родины с глубочайшим уважением. Если же говорить о художественной культуре, то можно назвать десятки деятелей мировой культуры, вышедших из «шинели русского офицера» (здесь я могу сослаться на статью писателя Владимира Ивановича Гусева «Русская литература и армия», опубликованную в прошлом выпуске приложения «С пером и шпагой» от 10 декабря 2008 г.).

– Какие учреждения культуры входят в систему органов культуры Вооружённых Сил России?

– Сегодняшний потенциал системы органов культурно-досуговой работы представлен центральными военными учреждениями, среди которых – Театр Российской армии, Культурный центр Вооружённых Сил Российской Федерации, Академический ансамбль песни и пляски Российской армии, Центральный музей Вооружённых Сил, а также войсковыми учреждениями культуры, включающими Дома офицеров, ансамбли песни и пляски военных округов и флотов, драматические театры, библиотеки, музеи, многочисленные творческие коллективы.

Важно отметить и систему средств массовой информации, имеющуюся сегодня в нашем распоряжении. В неё входят Центральная телевизионная и радиовещательная студия Министерства обороны Российской Федерации, газеты, журналы, в том числе и такие известные, как газета «Красная звезда», журналы «Ориентир», «Воин Отечества», «Военно-исторический журнал» и другие. Мощным подспорьем в нашей работе являются динамично развивающиеся отношения с телеканалом «Звезда», с которым мы тесно сотрудничаем в интересах духовно-нравственного воспитания граждан России.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее о проблемах и состоянии современной армейской литературы.

– В 2008 году, после 17-летнего перерыва, возобновлена традиция проведения Всеармейских совещаний писателей. Этот писательский форум состоялся благодаря поддержке Министра обороны Российской Федерации Анатолия Эдуардовича Сердюкова и статс-секретаря – заместителя Министра обороны, генерала армии Николая Александровича Панкова. В процессе работы совещания мы убедились, что армейская литература жива и развивается, хотя, чтобы достичь уровня лучших образцов отечественной военной литературы, нашим писателям ещё нужно много работать. По итогам этого совещания вышел в свет сборник «Семнадцать лет спустя», в который вошли лучшие произведения более чем тридцати писателей-баталистов и маринистов.

В ходе Первого Всеармейского совещания писателей было высказано предложение, поддержанное руководством Минобороны России, о выпуске двухтомного издания «О долге и чести воинской и армии Российской», которое предполагается вручать выпускникам военно-учебных заведений.

В первом томе будут представлены уникальные документы и материалы, отражающие эволюцию отечественной военной мысли по вопросам воинского и нравственного воспитания, а во втором – лучшие произведения на военную тему классиков отечественной литературы.

Из запланированных нами издательских проектов мне особо хотелось бы отметить «Библиотеку патриотической литературы», в которую войдут 100 лучших художественных произведений на тему защиты Отечества. Значительная часть этих книг уже в нынешнем году поступит во все армейские и флотские библиотеки.

Для поощрения самых талантливых армейских литераторов Военно-художественная студия писателей при нашей поддержке проводит ежегодный литературный конкурс «Твои, Россия, сыновья!» (в нынешнем году он пройдёт в четвёртый раз) и конкурс на присуждение Всероссийской литературной премии имени генералиссимуса А.В. Суворова (в 2009 году – уже восьмой по счёту). А главной наградой для армейских писателей является ежегодно вручаемая Президентом Российской Федерации Государственная премия имени маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова.

Лучшие произведения армейских литераторов публикуются на страницах газеты «Красная звезда» и в других армейских изданиях, ну, и конечно, одним из самых важных военно-художественных проектов является наш совместный с «Литературной газетой» выпуск ежеквартального приложения «С пером и шпагой». Кстати, идея этого проекта родилась в ходе работы Первого Всеармейского совещания писателей, а автор идеи – главный редактор «Литературной газеты», прозаик и драматург Юрий Поляков. Уже после первого выхода в свет этого приложения мы почувствовали, как расширилась наша целевая аудитория: было получено много откликов, а главное – в адрес Военно-художественной студии писателей поступило много писем с новыми произведениями на армейскую тематику, причём как от военнослужащих, так и от людей сугубо гражданских. А это значит, что военно-патриотическая тематика востребована и читателями, и самими писателями.

Кстати, в процессе нашей совместной работы над приложением «С пером и шпагой» рождаются новые интересные идеи. Вот, к примеру, появилась постоянная поэтическая рубрика «Шестнадцать армейских лирических строк», и уже сейчас стало понятно, что очень многие армейские поэты успешно работают в жанре военно-лирической миниатюры. Мне представляется, что через год-другой мы сможем сформировать томик лирической армейской поэзии. Очень хочется верить, что среди вошедших туда стихов появятся и такие, которые даже по прошествии многих лет будут знать наизусть и сами военнослужащие, и члены их семей, как это произошло в своё время со ставшим уже бессмертным стихотворением Константина Симонова «Жди меня».

Поэтому желаю всем литераторам, пишущим на военно-патриотическую тематику, прежде всего вдохновения и творческих успехов.

И в завершение нашей беседы хочу поздравить всех военнослужащих и членов их семей, ветеранов, всех читателей «Литературной газеты», всех патриотов России с наступающим Днём защитника Отечества!

Беседу вёл Игорь ВИТЮК

Статья опубликована :

№7 (6211) (2009-02-18)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
3,0
Проголосовало: 2 чел.
12345
Комментарии:
02.03.2009 23:24:49 - Stanislav Alexandrovich Krechet пишет:

исток ответственности

Затронута ( только затронута ) интересная тема. По-моему, в самом общем виде армейская культура - исток решительности и ответственности за поступок, за действие во благо. Нельзя же бесконечно целиться, лежа в окопе, когда-то надо проявить волю и нажать на спусковой крючок. Кречет

22.02.2009 13:43:58 - Юрий Кузнецов пишет:

Армейская культура - это оксюморон

Башлаков путает культуру с антикультурой. Имперская российская антикультура - да, в ее створе находится и армейская субкультура, которая целиком находится в русле задач, которые определяет для армии российское государство: 1) Основная угроза не внешнему врагу, а внутреннему - своему народу, который всегда находился в режиме подавления, а потому угроза бунта должна постоянно нейтрализовываться; 2) Социально-адаптационная задача: молодые люди, будучи самой активной группой населения, должны проходить армию, в ходе чего должны обезволиваться, обезличиваться. Их "я" как у рабов должно быть стерто, должно быть как только "мы". Всё приходящее извне. сверху - важнее своего. Разболтавшиеся и не обезличенные в школе и семье молодые люди должны проходить жесткое унижение, подавление и манкуртизацию в ходе "дедовщины", которая является естественно сложившимся механизмом - славной традицией российской армии. Демобилизованные должны достойно пополнить ряды бессловестных работяг, холуев - чиновников, в крайнем случае - бандитов, но не протестный сектор. Личная инициатива, воля к сопротивлению, творческий потенциал, тяга к правде и свободе должны быть нрейтрализованы... Что такое антикультура и ее российское воплощение - http://ideo.ru/cancerocracy.html


Игорь ВИТЮК


Выпуски:
(за этот год)