(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Общество

Выше балл – лучше школа

РЕЗОНАНС

Учить не будем. Начнём готовить к ЕГЭ

Уже два примера, взятых наугад из последних демоверсий КИМ по математике и физике, заставили ужаснуться. Формулировки задач небрежны, рекомендуемые решения и их оформление содержат ошибочные или спорные положения, не предполагают раскрытия школьником глубины рассуждений.

Например, в задаче по математике изначально не была выделена область определения, необоснованно отклонено решение, в котором нуль приравнивался к отношению ограниченной величины к бесконечно большой. Наконец, сама запись рекомендуемого решения не демонстрировала ассоциативности и рациональности применения тригонометрических соотношений. В задаче по физике чисто квантовые процессы описывались языком сугубой классики. Электрон сталкивался и отскакивал, как бильярдный шар, не было даже намёка на то, что в микромире действуют совершенно другие законы, настолько другие, что они не могут быть восприняты человеческой интуицией! Вопрос о том, что же в действительности было подвергнуто педагогическому измерению, завис в воздухе.

Педагогические измерения выполняют, по существу, вспомогательные функции и объективно (в чём никто не виноват), скорее, вредят образовательному процессу, чем ему помогают, стимулируя вредную адаптацию к целям и средствам контроля (лучшая школа та, где выше баллы ЕГЭ!). Процесс разработки тестовых задач инфицирован коммерческими и карьерными интересами. И действующий порядок надзора не в состоянии распознать и предупредить неадекватность тестирования в силу узости круга контролирующих лиц и опять-таки зависимости их карьерного роста от статуса самого ЕГЭ.

Мы действительно запустили процесс вырождения образования («Умом Фурсенко не понять», «ЛГ», № 2). Именно ЕГЭ определил сегодня меру успешности образовательного процесса в целом! Вот она, осознанная всеми подмена цели! Невольно приходят на ум последствия подмены народной многонациональной культуры суррогатами, синтезированными скукоженным до размеров городской тусовки российским медиасообществом.

Если применимость универсальных тестов для оценки текущих знаний по естественным наукам ещё можно обсуждать, то в вопросах диагностики духовных и нравственных качеств, потенциала личности корректные измерения остаются недостижимой утопией. Как если бы мы взялись за воспитание у молодых людей высоких нравственных начал на основе показателей, заимствованных из их электрокардиограмм или электроэнцефалограмм, пусть даже и подвергнутых самым изощрённым средствам инструментального анализа и статистической обработки.

Да, тестирование, а также обучение с применением информационных технологий обладает огромным позитивным потенциалом. В частности, при оценке уровня соответствия того или иного учебного заведения заявленным параметрам лицензирования и аккредитации. Здесь есть что обсуждать и над чем думать. Но одно по отношению к ЕГЭ следует сделать, как представляется, незамедлительно – отказаться от прилагательного ЕДИНЫЙ, сохранив статус государственного, а также восстановить традиционные формы экзаменов по всем без исключения предметам, предоставив выбор средств измерения знаний и гражданской зрелости за учениками.

Отбор же и редактирование конкурсных и тестовых задач разумно передать общественным региональным научно-педагогическим советам (РНПС). При этом разработку тестовых задач, вариантов образцового решения, а также оценки промежуточных этапов решения может выполнять всякий участник образовательного процесса, в том числе (а может быть, и прежде всего!) сами школьники.

Нова ли обсуждаемая проблема? Её контуры хорошо обозначены уже в книге У.П. Рейтмана «Познание и мышление», изданной в Москве ещё в 1968 году. Предостережения, высказанные 40 лет назад, призывают критически посмотреть на манипуляции с баллами ЕГЭ, не допустить уподобления наших детей шестерёнкам и валам, качество которых измеряется по стандартам, имеющим большой уровень допуска. Слишком высока вероятность признания неперспективным талантливого ребёнка.

Руслан ГОРДЕНКО, кандидат физико-математических наук

КОММЕНТАРИЙ
До 1 марта будущие абитуриенты должны выбрать предметы, по которым они будут сдавать единый государственный экзамен. Но как выбирать, если условия постоянно меняются? Сначала платным вузам разрешили принимать студентов по своим правилам, а затем объявили, что для имеющих государственную аккредитацию зачисление возможно только по результатам ЕГЭ. То опубликовали один список творческих специальностей, по которым предусмотрены дополнительные испытания, то другой, расширенный. К тому же многие вузы, по словам главы Рособразования Николая Буслаева, вывесили на своих сайтах перечни экзаменов, не соответствующие списку, утверждённому Минобрнауки.
Чехарда с введением единого экзамена продолжается уже два месяца. И неудивительно, что за отмену ЕГЭ, по данным опроса, проведённого недавно Исследовательским центром портала  SupеrJob.ru, выступают уже 63% граждан. 15 февраля митинг против такого реформирования отечественной системы образования прошёл у стен Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге, 20 февраля – в Новопушкинском сквере в Москве. Вернуться к традиционным экзаменам предложил мэр столицы Юрий Лужков.
А может быть, действительно вернуться? Как сообщил Николай Буслаев, бюджетных мест во многих вузах в этом году будет «неограниченное количество и предложение удовлетворит чуть ли не весь спрос». Тогда по какому поводу сыр-бор? Давайте принимать всех желающих, а потом уж производить отсев. Как, кстати, делают во многих странах, с образовательных систем которых мы и скопировали свой единый, но разделивших общество пополам экзамен.

Обсудить на форуме

Статья опубликована :

№8 (6212) (2009-02-25)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
5,0
Проголосовало: 1 чел.
12345
Комментарии:
02.03.2009 19:02:43 - Борис Алексеевич Асташев пишет:



Т.е. Вы полагаете, что подношение борзыми щенками - это не взятка?

02.03.2009 00:53:31 - Виталий Викторович Веселовский пишет:

Словно мухи тут и там ходят слухи по домам ..."Слушай, слышал ...?"

Асташев пишет: " А с текстом можете ознакомиться сами http://education-monitoring.hse.ru/part3_1.html ... Если Вы с результатами не согласитесь - можете опровергнуть, но доказательно!" Трудно согласится с результатами исследования "Коррупция в системе образования", которое по характеру вопросов и методике опроса в целом в лучшем случае можно озаглавить так: "Потенциальный СПРОС и РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ЦЕНЫ на рынке услуг коррупционеров в системе образования". Наверное, подобное исследование будет полезным для развития рынка подобных услуг. Что касается результатов исследования ПРЕДЛОЖЕНИЯ на рынке коррупции в системе образования, то оно носит чисто ГИПОТЕТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР, так как прямых ответов о фактах взяток и их размере не дал практически никто (странно, неужели авторы предполагали что-то иное), и опирается на никак необоснованную, и на мой взгляд весьма спорную гипотезу авторов, о том что ВЗЯТКИ ДАЁТ ПОЛОВИНА ИЗ ТВЁРДО ГОТОВЫХ ИХ ДАТЬ и ЧЕТВЕРТЬ ИЗ КОЛЕБЛЮЩИХСЯ. Кроме того авторы исследования практически не делают различия между родительскими расходами на образование детей, подарками и собственно взятками. Так в тексте бюллетеня неразлучны семантические пары "подарки (взятки)", да и размеры "взяток" порядка тысячи рублей в год скорей говорят о том, что речь идёт о хорошо известных каждому родителю "добровольных родительских взносах", с которыми, увы, приходится мириться вследствие хронического недофинансирования детских учреждений образования. Между тем в разделе Содержание бюллетеня громко заявляется именно о РАЗМЕРАХ ВЗЯТОК, что мягко говоря абсолютно неверно, как неверен и отмеченный выше претенциозный заголовок всего документа.

01.03.2009 15:37:12 - Борис Алексеевич Асташев пишет:



Для справки: ЕГЭ введен раньше, чем появился данный бюллетень. А с тестом можете ознакомиться сами http://education-monitoring.hse.ru/part3_1.html (это архив, сам бюллетень выберете из списка). Если Вы с результатами не согласитесь - можете опровергнуть, но доказательно!

01.03.2009 13:50:34 - Виталий Викторович Веселовский пишет:

ЗАЧЕМ КАЖДОМУ ВАНЬКЕ ЛИТЕРАТУРА?

Асташев:“Да неужели Вы способны скатываться в полемическом задоре в банальные пошлости ...! Не удивительно, что Вас отправили в бан!” Цензура закрыла мне возможность писать на форум ЛГ, за использование выражения “мал да вонюч”, которое язык не поворачивается назвать банальной пошлостью, так как употреблено на страницах ЛГ постоянным автором Львом Пироговым для образной характеристики людишек типа небезызвестного Швондера. Прямо таки, когда читаешь сообщение Пакканена про результаты исследования взяток и коррупции в системе образовании на основании мониторинга (!) и телефонного опроса (!), выполненное ВШЭ и МинОбразования, то хочется развить сказанное Линкольном в такую сентенцию: "Они не могут думать, когда пишут, и не могут писать, когда думают!" Надо полагать, что это исследование проведено Высшей Школой Экономики и Министерством Образования РФ с целью обосновать необходимость введения ЕГЭ, как процедуры устойчивой к коррупционным проявлениям. В таком случае весьма сомнительна объективность подобного исследования, так как ЕГЭ – любимый проект МинОбразования последнего десятилетия и в данном случае оно заинтересовано в завышении масштабов явления. Но даже с учётом этого факта достаточно очевидна (для кого нет, выполните задание С в тесте) экономическая нецелесообразность проведения столь грандиозных реформ. Только политическая цель может заставить власть идти на такие финансовые издержки. Эта цель обнародована и популярно выражена одной из сторонниц профильного общего среднего образования (ЕГЭ его мать!), учителем-словесником из Подмосковья: “Почему физика элитарна, а литературу каждый ванька должен знать?” http://forum.lgz.ru/viewtopic.php?t=30566&postdays=0&postorder=asc&start=0

28.02.2009 18:55:08 - Борис Алексеевич Асташев пишет:



Батенька! Да неужели Вы способны скатываться в полемическом задоре в банальные пошлости ("тугие бедра" и т.п.)?! Не удивительно, что Вас отправили в бан! Прямо так и вспоминается история, в которой президент Линкольн высмеял сенатора Дугласа. Он сравнил его с пароходом, у которого весь пар уходил в гудок. Такой пароход не мог плыть когда гудел, и не мог гудеть когда плыл. "" Так и сенатор Дуглас" - сказал Линкольн: "Он не может думать, когда говорит, и не может говорить, когда думает!" (Впрочем признайтесь - это Вы пошутили! Проказник!) А что касается бюллетня с названием "Коррупция в системе образования", то такой у меня есть. (Я, правда, не знаю, существует ли второй выпуск этого бюллетня.) Это - исследование ВШЭ в котором они проводили телефонный опрос репрезентативной выборки семей в различных регионах страны.

27.02.2009 23:26:47 - Виталий Викторович Веселовский пишет:

ТЕСТ НА ПРАВО КРИТИКИ НОВЫХ ПОДХОДОВ В ОБРАЗОВАНИИ

A) ЛГ ставит фамилии непостоянных авторов: 1) снизу вверх справа 2) вверху 3) ни во что не ставит 4)внизу в рамочке 5) сверху вниз слева 6) внизу Если комментарий не подписан, то он: 1) анонимный 2) редакционный 3) подписан, но не там, где обычно 4) не комментарий 5) часть текста статьи, разъясняющая его семантику 6) эпилог. B) Назовите жанр литературного произведения, из которого взят следующий отрывок: "Сандари Пакканен бросил истомлённый взгляд на только что принесённый длинноногой секретаршей Ирэн бюллетень Минобразования и государственного университета "Высшая школа экономики" с интригующим названием "Коррупция в системе образования". Задумчиво начал читать: “По данным МОНИТОРИНГА (уже смешно - ВВВ), проведенного Министерством образования и науки РФ и социологическими службами, в этом году за поступление в вузы российские абитуриенты заплатили в общей сложности 400 млн. долларов” ... . Его улыбнуло: вспомнились тугие бёдра Ирэн, её плавная походка ... . Подумав, он написал: “Генеральному прокурору Российской Федерации. В Министерстве образования и науки РФ прекрасно знают о взяточничестве во время вступительных экзаменов." С) По данным мониторинга проведенного Министерством образования и науки РФ и социологическими службами, в этом году за поступление в вузы российские абитуриенты заплатили в общей сложности 300 млн. долларов. 1)Сколько долларов взяток приходится на один среднестатистический ВУЗ, если всего в РФ около 3000 ВУЗов? 2) Сколько студентов поступило за взятки в среднестатистический ВУЗ, если средняя взятка составляет 10 000 долларов?

27.02.2009 20:59:44 - Борис Алексеевич Асташев пишет:



"Асташеву: Я ваш друг? Я не просто ваш оппонент, а идейный противник. " - Ой! Да Бога-ж ради! Всегда рад доставить удовольствие хорошему человеку! Что же касается того, что Вас забанили - то я об этом сожалею (поверьте -искренне!), и полагаю такую меру чрезмерной: матом Вы вроде не ругались, всякой порнографии не распростроняли. Впрочем, как истинный борец за дело освобождения, Вы должны быть готовы к любому повороту событий и любой форме непонимания! И конечно же, как истинного борца, Вас не смогут остановить происки модератора. А вот по поводу Вашей промашки - то тут, увы! Неужели Вы, человек, критикующий новые подходы в образовании за то, что они отучают людей думать (и даже утверждающий, что современная система образования дебилизирует), не смогли понять и почувствовать момент когда один автор уже закончился и начался другой?! Неужели Вы не знаете, что ЛГ всегда ставит фамилии непостоянных авторов внизу (ну такой у этой газеты ситль!)?! И что если комментарий не подписан, то он считается редакционным?! Я полагаю, что такого опытный борец с изменениями в образовании позволить не может! Ибо, тем самым, он льет воду на мельницу своих идейных противников!

27.02.2009 12:44:02 - Сандари Пакканен пишет:

Улыбнуло

А вот эти строки просто умилили, просто читал и плакал: "Именно устный экзамен позволял поступать абитуриентам из глубинки, где кто-то что-то в школе не проходил. Даже черновики всегда просматривали в поисках МЫСЛИ!". Просто вижу эту замечательную картину тщательного выискивания МЫСЛИ у абитуриента из глубинки.Эх если бы сам не принимал и устные и письменные... Ну а теперь про самый демократичный ВУЗ: По данным мониторинга, проведенного Министерством образования и науки РФ и социологическими службами, в этом году за поступление в вузы российские абитуриенты заплатили в общей сложности 400 млн. долларов. В Министерстве образования и науки РФ прекрасно знают о взяточничестве во время вступительных экзаменов. В этом году Минобразование совместно с государственным университетом "Высшая школа экономики" даже выпустили бюллетень "Коррупция в системе образования". Как сообщает издание, в прошлом году общий размер взяток за поступление в вуз составил более 300 млн. долларов. В этом году взяточники перешли на евро, поэтому размер "вступительных" взносов в вузы (в пересчете на доллары) вырос в целом по России до 400 млн. долларов. Самые высокие "тарифы" у государственных вузов, у которых нет достойных конкурентов среди коммерческих учебных заведений, - например, медицинские институты, МГУ, МГИМО. Как сообщил на днях заместитель начальника ГУБЭП МВД России Искандар Галимов, поступление в МГИМО обходится в 30 тысяч долларов, в Московскую городскую юридическую академию и в МГУ - 10 тысяч долларов, в Финансовую академию - 8 тысяч долларов, в Российский государственный гуманитарный университет - 5 тысяч долларов, в Московский государственный университет пищевых производств и Российский государственный медицинский университет - 3 тысячи долларов, в Московский медико-стоматологический университет - от 2 тысяч долларов, а в Московский государственный университет печати, в Московский государственный университет геодезии и картографии и в Российскую государственную академию физической культуры - от 1 тысячи долларов. Газета располагает информацией, что за поступление в Российский государственный медицинский университет в этом году брали 15 тысяч долларов, поступление на юрфак МГУ стоило 25 тысяч долларов. Это данные 2004 года. Если , что и изменилось к 2008 то только апетиты

27.02.2009 12:20:51 - Сандари Пакканен пишет:

Улыбнуло

А вот эти строки просто умилили, просто читал и плакал: "Именно устный экзамен позволял поступать абитуриентам из глубинки, где кто-то что-то в школе не проходил. Даже черновики всегда просматривали в поисках МЫСЛИ!". Просто вижу эту замечательную картину тщательного выискивания МЫСЛИ у абитуриента из глубинки.Эх если бы сам не принимал и устные и письменные... Ну а теперь про самый демократичный ВУЗ: По данным мониторинга, проведенного Министерством образования и науки РФ и социологическими службами, в этом году за поступление в вузы российские абитуриенты заплатили в общей сложности 400 млн. долларов. В Министерстве образования и науки РФ прекрасно знают о взяточничестве во время вступительных экзаменов. В этом году Минобразование совместно с государственным университетом "Высшая школа экономики" даже выпустили бюллетень "Коррупция в системе образования". Как сообщает издание, в прошлом году общий размер взяток за поступление в вуз составил более 300 млн. долларов. В этом году взяточники перешли на евро, поэтому размер "вступительных" взносов в вузы (в пересчете на доллары) вырос в целом по России до 400 млн. долларов. Самые высокие "тарифы" у государственных вузов, у которых нет достойных конкурентов среди коммерческих учебных заведений, - например, медицинские институты, МГУ, МГИМО. Как сообщил на днях заместитель начальника ГУБЭП МВД России Искандар Галимов, поступление в МГИМО обходится в 30 тысяч долларов, в Московскую городскую юридическую академию и в МГУ - 10 тысяч долларов, в Финансовую академию - 8 тысяч долларов, в Российский государственный гуманитарный университет - 5 тысяч долларов, в Московский государственный университет пищевых производств и Российский государственный медицинский университет - 3 тысячи долларов, в Московский медико-стоматологический университет - от 2 тысяч долларов, а в Московский государственный университет печати, в Московский государственный университет геодезии и картографии и в Российскую государственную академию физической культуры - от 1 тысячи долларов. Газета располагает информацией, что за поступление в Российский государственный медицинский университет в этом году брали 15 тысяч долларов, поступление на юрфак МГУ стоило 25 тысяч долларов. Это данные 2004 года. Если , что и изменилось к 2008 то только апетиты

27.02.2009 00:05:02 - Виталий Викторович Веселовский пишет:

Почему в догонку? Мы ни от кого не бежим и никого не боимся! Это нас боятся ЕГЭшники, занимаясь стукачеством модераторам. !.

Пакканен: "Ну и вдогонку: очень бы хотелось прочитать в данной статье каким образом вступительные экзамены в традиционной форме диагностируют "духовные и нравственные качества и потенциал личности" абитуриентов?" А вы когда-нибудь принимали устный экзамен? Многое открывается и нравственного и духовного в устной беседе, на которой обычно присутствовала и письменная работа абитуриента. Устный экзамен позволяет отделить просто описку, невнимательность абитуриента от умения находить оригинальные решения или знание стандартных приёмов. Именно устный экзамен позволял поступать абитуриентам из глубинки, где кто-то что-то в школе не проходил. Даже черновики всегда просматривали в поисках МЫСЛИ! Пакканен: "Еще не плохо было бы проанализировать с этой точки зрения правила приема в ВУзы (например в МГУ или МГИМО) , что-то про потенциал личности я там ни фразы не встретил ...". Кроме правил приема есть ещё и практика приёма в каждом учебном заведении в зависимости от требований профессии к выпускникам. Вот её то идеологи "чистоты рук" и хотят отбросить для объективности. Для борьбы со взятками есть отработанные методы и структуры - нужна ВЛАСТЬ, которая не фразеологию будет разводить, а реально бороться с этим злом. И не надо МГУ - самый демократичный ВУЗ путать с МГИМО - самым коррумпированным (достаточно на стоянки машин посмотреть).

26.02.2009 15:23:41 - Сандари Пакканен пишет:



Ну и в догонку: очень бы хотелось прочитать в данной статье каким образом вступительные экзамены в традиционной форме диагностируют "духовные и нравственные качества и потенциал личности" абитуриентов? Только без общих слов и лозунгов. Берем вопросы для вступительных испытаний и разбираем их с такой же прилежностью как КИМЫ6 вопрос № 1 - определяет следующие духовные и нравственные качества абитуриента. Еще не плохо было бы проанализировать с этой точки зрения правила приема в ВУзы (например в МГУ или МГИМО) , что-то про потенциал личности я там ни фразы не встретил....

26.02.2009 13:06:58 - Виталий Викторович Веселовский пишет:

Асташеву: Я ваш друг? Я не просто ваш оппонент, а идейный противник.

Моя невнимательность при чтении связана только с тем, с чем связана: с не совсем удачной вёрсткой газеты. Автора лучше указывать под заголовком статей, и писать "Комментарий редакции", если это так. К сожалению, не имею возможности продолжить обсуждение темы ЕГЭ на форуме ЛГ. Я надеюсь, что отключение моей учётной записи на форуме не связано с тем, что вашим другом является известный флудёр форума, часто размахивающий канделябром и обзывающий оппонентов ЕГЭ тупицами и ублюдками, и с моей критикой его соискательской псевдонаучной и псевдопионерской статьи в электронном педагогическом журнале, посвященной обработке результатов тестирования.

26.02.2009 11:49:35 - Сандари Пакканен пишет:



Ну и в догонку: очень бы хотелось прочитать в данной статье каким образом вступительные экзамены в традиционной форме диагностируют "духовные и нравственные качества и потенциал личности" абитуриентов? Только без общих слов и лозунгов. Берем вопросы для вступительных испытаний и разбираем их с такой же прилежностью как КИМЫ6 вопрос № 1 - определяет следующие духовные и нравственные качества абитуриента. Еще не плохо было бы проанализировать с этой точки зрения правила приема в ВУзы (например в МГУ или МГИМО) , что-то про потенциал личности я там ни фразы не встретил....

26.02.2009 11:42:44 - Сандари Пакканен пишет:



Пока вступительные экзамены в вузы, пользуясь словами автора статьи "инфицированы коммерческими интересами" лиц их проводящих, ЕГЭ -необходим. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить Б.А. Асташева за умные, профессиональные коменты о ЕГЭ на форуме. Не плохо бы авторам публикуемых в ЛГ статей их сначала прочитать.

25.02.2009 18:29:59 - Борис Алексеевич Асташев пишет:



Друг мой, Веселовский! Вы опять невнимательно прочитали текст! Принимать всех без разбору в вуз предлагает не Гордиенко, а редакция в своем комментарии! (Я надеюсь, что Ваша невнимательность в чтении не связана с тем, что Вам приходилось многожды сдавать экзамены в традиционной форме?!)

25.02.2009 17:14:30 - Виталий Викторович Веселовский пишет:

"Давайте принимать всех желающих, ... " ДАВАЙТЕ ЭТОГО НЕ ДЕЛАТЬ!

Руслан ГОРДЕНКО: "Давайте принимать всех желающих, а потом уж производить отсев. Как, кстати, делают во многих странах, с образовательных систем которых мы и скопировали свой единый, но разделивших общество пополам экзамен." Давайте и этой глупости не делать! Экзамены в своей традиционной форме - это часть учебного процесса весьма важная, как для обучающегося так и для преподавателя. Конкурсный экзамен в ВУЗ - полезная встряска и для семнадцатилетнего оболтуса, которому только бы от Армии скрыться. Нельзя опускать ни полновесность школьного аттестата, ни престижность высшего образования. Да и дорого это. Лучше меньше принять: от уменьшения нагрузки на преподавателя качество обучения только улучшается. Мир настолько разнообразен (пока), что можно найти примеры всему. Надо идти своей колеёй.


Руслан ГОРДЕНКО


Выпуски:
(за этот год)