(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Совместный проект Подмосковье

Ритмы века сего

ИСКУССТВО

Десятки монументальных объектов в городах Подмосковья (Дмитров, Дубна, Яхрома, Долгопрудный), работы, выполненные в различных техниках (мозаика, роспись, витраж), а также тематические картины, портреты, пейзажи – вот лишь некоторые грани творческой судьбы заслуженных художников России братьев ЯКУНИНЫХ. Все их произведения объединяет особенное, нестандартное видение мира и по-настоящему яркое, новое «прочтение» многих и многих идей и сюжетов нашего времени.

На открывшейся в январе нынешнего года XI Всероссийской художественной выставке в ЦДХ представлено несколько их работ, в том числе серия «Православные храмы Долгопрудного». Темы высокой любви и сердечного отклика, ответственности человека перед будущим и перед самим собой за свои деяния звучат в произведениях Владимира и Александра Якуниных вот уже многие годы. «И если бы дали нам вторую жизнь, мы бы прожили её так же», – утверждают художники.

…Они родились в один день и в один час в нелёгком для страны 1944-м. В жизни подмосковного села Котово, словно в малой линзе, фокусировались всеобщие тяготы и невзгоды. И страдали люди, и преодолевали непреодолимое, а в сущности – просто жили, как им суждено. И творили по зову сердца. В семье Якуниных было пятеро детей. Старший брат первым стал рисовать, глядя на него, взялись за карандаши и младшие. Близнецы Володя и Саша всегда всё делали вместе – и по улице бегали, и по дому помогали, и спали рядышком, и рисовали.
Поворотным моментом для них стала поездка в Москву, в Третьяковскую галерею. Больше всего поразили воображение мальчиков картины Васнецова, особенно одна из них – «После побоища Игоря Святославича с половцами». Надо отметить, в ту пору многие подростки находились под впечатлением советских исторических и военно-патриотических кинолент. Это было монументальное кино, заронившее в души первую искру, из которой, быть может, впоследствии и выросло некое «монументальное мировидение» молодых художников.

«Маски», флорентийская мозаикаПосле семилетки братья, не раздумывая, поступили в Федоскинское художественное училище, чтобы овладеть настоящим мастерством. Учёба оказалась возможной благодаря помощи старших сестёр Валентины и Надежды, а также брата Анатолия, которые в то время уже работали и, отказывая себе во многом, поддерживали близнецов не только материально, но и теплом душевным.

– Был у нас замечательный преподаватель композиции – Дмитрий Николаевич Дедуник, – вспоминает Владимир Якунин. – Он учил нас вдумчивому отношению к делу, истинно творческому подходу, который исключает излишнюю торопливость, поверхностное решение темы. Однажды нам дали задание сделать работу на свободную тему, и мы выбрали для названия такие слова: «Шумел сурово Брянский лес». Нам казалось чрезвычайно простым решение такой задачи. Когда мы выполнили работы, Дмитрий Николаевич сказал, что это всего-навсего мастерски сделанные этюды, можно за них и пятёрку поставить, но это совсем не творчество. Он велел нам пойти в лес (благо, лес был рядом), лучше ночью, и послушать, как шумят сосны, послушать, что они нам расскажут. Так мы и сделали. И только тогда родился настоящий сюжет работы. Его породили эти великолепные холмы, эти леса вокруг Федоскина. Когда мы показали учителю результат «Дирижаблестрой», роспись плафонанашего похода, Дмитрий Николаевич одобрил: «Вот это то, что надо!»

А потом была служба в морских частях погранвойск. Выходили в море на торпедных катерах. Так вышло, что почти не виделись: неделю один был в море, другой – на базе, а потом наоборот. И только когда катера сближались, братья могли увидеть друг друга и помахать бескозырками. Разлука давалась тяжело: они-то привыкли всегда быть вместе.

Не отсюда ли, из армейской юности, тянутся ниточки к необычайному творческому проникновению в суть морского дела, которое открылось позже в работах братьев Якуниных? В том числе в произведениях монументального искусства, созданных в Дмитрове, куда молодые художники были направлены после окончания Строгановского института. Проникновение в глубинную, песенно-величавую суть большой воды выразилось, в частности, в декоративных рельефах с росписью в интерьере Дмитровского рыбного техникума – работах «Путина» и «Морские открытия».

«От дирижабля до ракеты», роспись в вестибюле музеяВ 70–80-х годах братья трудились в Дмитровской художественно-производственной ма­­с­терской. В это время были сделаны росписи интерьера Дмитровской средней школы № 10 и диорама в Яхромском совхозе-техникуме «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой в районе д. Пермилово». И каждый раз художникам приходилось совершенно по-особому подходить к созданию композиции, к замыслу каждого произведения. Показательна в этом смысле история создания диорамы. Ведь диорама – это станково-объёмное произведение, где изображается батальный сюжет, переходящий в предметный план. Нужно организовать этот план таким образом, чтобы визуально он работал вместе с живописным фоном, чтобы это воспринималось как единое целое.

– Мы поехали в студию Грекова, где трудился в то время Дедуник, наш учитель из Федоскина, – рассказывают художники. – Он показал нам, как работали Мальцев и Присекин над диорамой «Штурм Днепра», мы познакомились с диорамой Данилевского. Дедуник объяснил, как лучше подходить к такой работе, с чего начинать. Объём диорамы предполагался 6 на 2 метра. Причём, по закону построения, линия горизонта должна быть на уровне глаз. Но этого мало. Чтобы понять до самых мельчайших деталей ход самого сражения, мы поехали к генералу Лисицыну, начальнику политотдела 3-й ударной армии, который рассказал нам о событии, в котором участвовал.

И вот работа закончена. Диорама показывает кульминационный момент сражения, когда лейтенантом Лермонтовым была захвачена немецкая пушка, а вскоре наши бойцы завладели немецким танком. Это был перелом, когда началось наступление наших войск. Диорама была сделана к юбилею Победы. За монументальные произведения тех лет художникам была вручена премия Ленинского комсомола Подмосковья.

Последние годы братья Якунины активно работают в родном Долгопрудном. Здесь их понимают и ценят как художников, да и глава администрации О. Троицкий прикладывает немало усилий к тому, чтобы создать в городе, если можно так выразиться, атмосферу культурного ренессанса. В наши дни не так-то просто решиться взять под свою опеку здания, требующие не только ремонта, но и реставрации. Всем долгопрудненцам известен ДК «Вперёд», полностью возрождённый из «культурного небытия». Братья Якунины сделали эскизы флорентийской мозаики для вестибюля и интерьера Дома культуры, а также разработали дизайн пола, потолка, где люстры были размещены в соответствии с замыслом художников, и даже форма люстр была заранее разработана. Конечно, любое монументально-декоративное произведение не может рассматриваться вне архитектурной основы. Поэтому эскизы внимательно изучались комиссией, куда входил главный архитектор Долгопрудного. Много внимания уделял проекту и глава города.

Флорентийская мозаика была выбрана не случайно. Здесь же, в Долгопрудном, находится камнеобрабатывающий завод, где работают мастера мозаичной группы, которые по эскизам братьев Якуниных исполнили работу. Теперь у входа в зрительный зал посетителей ДК встречают великолепная лира, белокаменные колонны, изящные театральные маски. А ещё, чтобы зрительно расширить пространство, массивные колонны, доставшиеся «в наследство» от старого здания и «сдавливающие» композицию, монументалисты превратили в более лёгкие, добавив к каждой колонне тонкие дорожки зеркал с золотой протяжкой.

А в партере ждёт нас сюрприз – большие круглые плафоны с подсветкой, а на них росписи – четыре композиции, посвящённые истории города. На первом плафоне – «Дирижаблестрой». Идут испытания первых дирижаблей. Здесь и командный состав, и лётчики, и даже бараки, где жили в те годы рабочие завода. Пространственное решение необычное, так как зритель находится внизу. Все объекты расположены словно бы по круговому горизонту. А в центре событий – небо с плывущим большим дирижаблем.

Небо грозное и холодное в основе композиции росписи второго плафона «В годы войны», по-весеннему молодое и тревожно-облачное – в росписи третьего «Романтики 60–70-х гг.» и пронзительно-синее – в росписи «Новые времена». Здесь берёзки рвутся в синеву, тихо белеет церковь села Котово, в воздухе парят огромные воздушные шары, по высокому мосту мчатся автомобили. Куда же мчатся? В невыразимое будущее из широкого настоящего.

Показались мне интересными и другие якунинские работы в Долгопрудном: дизайн лестничного марша в корпусе администрации с «бегущими» сверху донизу светильниками-шарами, расположенными по спирали (так движется, говорят, наше время, вся наша сверкающая Вселенная), и оформление фасада театра «Город», и композиция из гидрометеорологической техники в сквере кинотеатра «Полёт»…

К юбилею Долгопрудненского Научно-производственного объединения Якунины сделали декоративные росписи «От дирижабля до ракеты». А ракеты-то самые современные, изображённые не только со знанием дела, но и с любовью. Посмотрите на это стремительное движение суперсамолёта, разрезающего воздух, словно молния, вглядитесь в эти ритмические линии и конструкции, где даже облака и дымы резко очерчены и не нарушают визуального восприятия сверхзвуковых скоростей, – настоящие ритмы времени!

Но ритмы души у каждого свои, и они меняются с возрастом, со сменой времён года, по каким-то другим причинам. Когда «социальный заказ», услышанный художником, попадает в этот строй, в этот сегодняшний ритм души, то и возникает творческая вспышка, именуемая вдохновением. Так, когда в 2000 году братьев попросили сделать росписи алтаря в храме Посвящения Богородицы села Поречье Тверской области, наверное, ритмы их сердец совпали с ритмом века сего, и работа началась. Якунины по совету батюшки приехали в Покровский монастырь, чтобы приложиться к мощам святой Матроны. Так дышало вдохновение. Так складывался нужный творческий ритм… А в Подмосковье братья в 2005 году выполнили роспись Троицкого храма, что в селе Троицком Мытищинского района. Этот храм я помню с детства, но в последнее время, отреставрированный, он приобрёл какую-то первоначальную устойчивость и незыблемость, словно бы независимость от мирской «розы ветров». Якунинская роспись «Троица», выполненная акриловыми красками в нише наружной стены, выглядит как прозрачное письмо, звонко, чисто, светло.

Удивительно, как много за эти годы сделано братьями-художниками. А ведь я не рассказала ещё о пейзажах, этюдах и картинах, что рождаются день за днём у каждого из них. Кроме того, Александр является заместителем председателя ревизионной комиссии, а Владимир – председателем секции монументального искусства МООСХ. Тоже забота немалая.

Братья Якунины, владея специфическим художественным языком монументально-декоративной пластики, выражают в своих произведениях прежде всего, конечно, себя, свой опыт, свои индивидуальные ритмы, но непременно и современное им «дрожание воздуха». В этом, думается, секрет их совместной работы. Ведь там, где один отличен от другого, они совпадают в том, что всегда верно слышат «мировые раскаты».

Елена САПРЫКИНА

Статья опубликована :

№8 (6212) (2009-02-25)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
0,0
Проголосовало: 0 чел.
12345
Комментарии:

Елена САПРЫКИНА


Выпуски:
(за этот год)