(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Дискуссия

Тайны истории и человека

КНИЖНЫЙ РЯД

Борис Тарасов. Человек и история в русской религиозной философии и классической литературе.М.: Кругъ, 2008. – 412 с.

Одна философиня, доцентша, лет десять назад окончившая философский факультет МГУ, как-то в разговоре обронила, что русской философии не существует. Жаль студентов, которым философиня преподаёт вузовский курс истории философии.

Книга Бориса Тарасова утверждает и доказывает, что именно русская философия, представленная именами Хомякова, Киреевского, Лосева, Булгакова, Ильина, Леонтьева, Флоренского, Бердяева, Эрна, Франка и многих других (нарочно не придерживаюсь хронологии), является тем фундаментом, на котором стоит современная духовность России.

И пресловутого «основного вопроса философии», чтo первично – материя или сознание, – для нас не существует. Первичен Дух – это ясно как божий день. Нас волнует от века проблема «Бог и человек», человек и его место в развивающемся духе, в неостановимо идущей вперёд истории. Автор приводит слова Зеньковского: «Русская философия больше всего занята темой о человеке, о его судьбе и путях, о смысле и целях истории».

Что есть на свете важнее этого?

Книга состоит из очерков, посвящённых отдельному деятелю, писателю или философу, начиная с Хомякова и Киреевского и заканчивая Ильиным, и  текстов героя, которому этот очерк посвящён. Я что-то не припомню серьёзной просветительской книги, построенной по такому «хрестоматийному» принципу. Такая композиция книги работает на заявленную в аннотации цель: «Познакомить читателя с миром русской духовной культуры».

Тарасов воссоздаёт в своей работе напряжённую, занявшую более полутора веков деятельность сильнейших умов России, заложивших фундамент русской духовности. В чём суть этого фундамента? Запад ведь тоже духовен, но по-своему. Высшим пунктом развития западной духовности стал внедрённый в западную обыденную жизнь позитивизм с его жаждой пользы, комфорта и денег. А мы?  Тарасов приводит тезис великого Лосева: «Внутреннее строение русского философского мышления предполагает сверхлогическую и сверхсистематическую картину мира и человека».

Из русских писателей глубже всего стал раскапывать «тайну человека» Достоевский, хотя до него ещё Тютчев спрашивал: «Что значит человек? Откуда он, куда идёт?» Достоевский первый сформулировал («выкристаллизовал»): дихотомия развития мира и человека – «с Богом» или «без Бога». Вот вам фундамент великой и самобытной русской философии. Это и камертон при оценке любого общественного явления, при оценке истории.

Но «с Богом» жить трудно: надо соответствовать заповеданной Им этике. Без Бога жить легко: не надо бороться с собой, со Злом...

От «тайны человека», от русского философствования об этой тайне Б. Тарасов переходит к «тайне истории», к вопросу «Куда движется история?».

 В альтернативе «с Богом» или «без Бога» западное сообщество выбрало второй путь.

У нас в этом смысле отнюдь не безоблачно. Привитое Петром воззрение на Запад как на безусловно передовое по сравнению с Россией общество живо до сих пор и ещё более укрепилось в наши дни...

Прочтя книгу, читатель получит полное представление о смысле и сути русской философии, литературы и шире – культуры.

Игорь БЛУДИЛИН-АВЕРЬЯН

Обсудить на форуме

Статья опубликована :

№16 (6220) (2009-04-15)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
3,0
Проголосовало: 2 чел.
12345
Комментарии:
15.04.2009 16:23:59 - Сергей Станиславович Костин пишет:

"Философиня" и герой.

Г-н Блудилин-Аверьян роняет горькую слезу над душами студентов, зверски загубленных некой "философиней", имевшей неосторожность где-то сказать, что "русской философии не существует". Незнание г-ном Блудилиным того общеизвестного факта, что у милых дам имеются заботы и поважнее, чем книжки читать, только подчёркивает величие подвига самого г-на Блудилина-Аверьяна, который прочитал почти половину книги г-на Тарасова / 412 страниц из 934/. Но и этого ему оказалось достаточно, чтобы "выводом" поразить века : ..."основного вопроса философии", что первично - материя или сознание для нас не существует. Первичен Дух." Под многозначительным "нас" приходится понимать и самого г-на Тарасова. Но в лучах "величия" этой компании не меркнет и величие Горького, который слова: "Веришь - есть Бог, не веришь - нет. Во что веришь, то и есть", вкладывает в уста неграмотного странника Луки, словно предвидя, что будут вещать профессора - флософы-ректоры института, носящего его его имя... В самом замшелом атеизме веры в Бога больше, чем в "ура - религии" г-д Блудилиных-Аверьянов.


Игорь БЛУДИЛИН-АВЕРЬЯН


Выпуски:
(за этот год)