(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Московский вестник

Москва Первопрестольная

СИСТЕМА КООРДИНАТ

Женский взгляд на историю Москвы и России

Лариса ВАСИЛЬЕВА – известная писательница и поэтесса, чьи книги «Кремлёвские жёны», «Дети Кремля», «Жёны русской короны», «Душа Москвы» и другие популярны во многих уголках нашей страны. Её публицистические статьи всегда были предметом обсуждения в кругах интеллигенции. На сей раз она осуществила телевизионный проект «Москва Первопрестольная». Его показывали в конце 2008 – начале 2009 г. по каналу «TВ Центр». Проект из 23 небольших по объёму фильмов (около получаса) рассказывал зрителям об истории Москвы, но в необычном ракурсе, и это надо было видеть.

Как историк, я поначалу не могла согласиться с той формой, тем стилем, который выбрала Лариса Васильева. Должна признать, что она не отходила от исторической правды, но давала её в своей интерпретации, со своей точки зрения, которую можно было бы определить как материн­скую. Просмотрев несколько серий, я поняла и приняла особенность изложения исторических фактов автором проекта.

Первый фильм «Спрятанный камень» посвящён возникновению Москвы. В течение 26 минут перед нами проходят несколько столетий: от призыва в гости «в Москову» князем Юрием Долгоруким своего соседа в XII веке и до XIV века – переноса в Москву митрополичьей кафедры из Владимиро-Суздальского княжества, что способствовало возвышению Москвы и становлению её как столицы русского государства. Особенность серии в том, что автор через все исторические события проводит мысль о формировании особого характера московитов: нежелание драться с кем бы то ни было, но одновременно не давать спуску тем, кто нападает, стремление сделать из своего города дом, который будет центром сильного государства. Ради этого дочерей отдавали замуж за соседских князей или в далёкие земли за тишину, за мир. Московским правителям претила мысль о войнах с соседями, такими же русскими князьями, но события заставляли их вступать в борьбу за независимость своей земли, за укрепление государства. Уже тогда возникла нравственная составляющая московского характера – объединение вокруг Кремля, где стал отстраиваться главный каменный собор – Успенский, заложенный князем Иваном Калитой и митрополитом Петром. Многие историки могут упрекнуть Ларису Васильеву как автора и меня как рецензента в том, что мы отошли от исторической правды по поводу московско-тверских, московско-псковских отношений, но это не так, в чём можно убедиться, посмотрев и другие серии «Москвы Первопрестольной».

Ко второй серии «Евдокия Московская» у меня особое отношение, так как в этом фильме автор действительно дала материал, практически не используемый историками в своих работах (я даже не встречала упоминания об этой княгине в современных изданиях, хотя и знала, что Дмитрий Донской был женат на владимиро-суздальской княжне Евдокии). Облик Евдокии, её характер проходит сквозной линией через исторические события второй половины XIV – начала XV веков, когда отстраивалась каменная Москва после пожаров и набегов монголо-татар. Это она поднимала на молитву народ московский во время Куликовской битвы, она велела принести из владимирского Успенского собора икону Владимирской Богородицы, она совершала подвиг матери, отдавая сына Василия заложником в Золотую Орду или обещая женить сына на дочери литовского князя Витовта в благодарность за его спасение во время побега из Орды, и многое другое. В рассказе автора и видеоряде перед нами проходят подлинные исторические события, упоминавшиеся в летописях, и версии, легенды, они сплетаются в единое временное пространство, позволяющее представить то, что уже сокрыто временем.

Часть этого времени Лариса Васильева перенесла в следующую серию, названную ею «Семейная ссора», в которой был начат рассказ о борьбе за власть в московском княжеском семействе конца XIV – начала XV вв. История страшная, ибо в желании получить московский престол князья и бояре не брезговали ничем, вплоть до выкалывания глаз, пыток, беззаконных заговоров по смене правителя и т.д. Но наряду с этим происходит (и над этим возвышается) духовное устроительство Звенигорода и его жемчужины – Саввино-Сторожевского монастыря. Автор воздала должное князю звенигородскому Юрию, поставившему монастырь (который позднее стал называться лаврой), где некоторые москов­ские князья укрывались от народного бунта. Однако распри не закончились, и о них Л. Васильева повела разговор в следующей, четвёртой серии, озаглавленной «Освобождение от Орды». Здесь сошлись многие события государственного и личного характера: Иван III, его жена Софья Палеолог, её интриги ради возведения сына на престол…

О времени Ивана IV Грозного повествуют пятая и шестая серии «Чего не велит Богородица» и «Тайна Ивана Грозного». Суть их автор определила как нарушение всех божеских и человеческих норм по отношению к семье, что считалось на московской земле преступлением против Богородицы, которая наказывает за это и отдельных властных личностей, и тех, кто им подвластен. Л. Васильева усматривает в семейных трагедиях последних Рюриковичей предтечу Смуты для всего русского народа, хотя и отдаёт должное их деятельности: восстановление Москвы после ужасных пожаров, сопротивление набегам крымских ханов, присоединение Казанского и Астраханского ханств, завоевание Сибири, появление на Руси иностранных посольств и многое другое.

Её понимание Ивана Грозного как великого актёра, как фигуры, соединившей в себе множество талантов, но стремившейся доказать всем и каждому, что он Царь Руси Великой из-за заплечного шёпота о том, что он сын не Василия III, а конюшего Овчины Оболенского, и оттого лютовавшего, привело к очень интересным выводам. Всё, что он сделал хорошего, осталось; всё, что сделал плохого, – запомнилось. Москва его понимала, но не хотела принимать, и потому известие о его смерти вызвало в народе «Вздох облегчения». Так автор и назвала свою следующую, седьмую серию. Тематически связанная с ней восьмая определёна как «Драма царя Бориса», девятая – «Смута».

Вспомнив пушкинского Блажен-ного из драмы «Борис Годунов», сказавшего, что Богородица не велит молиться за царя Ирода, царя – убийцу младенца, Л. Васильева проводит линию от версий о смерти царевича Дмитрия в Угличе до трагедий всех Лжедмитриев, пытавшихся стать московскими царями. Повешение по приказу бояр трёхлетнего сына Марины Мнишек она связывает с опасностью появления новых самозванцев в будущем. С этого началось правление дома Романовых. Автор усмотрела во всём этом трагедию русского престола, наложившую свой отпечаток на многие события вплоть до расстрела царевича Алексея вместе со всей семьёй Николая II.

Очень интересные подробности и детали даны Ларисой Васильевой в 10-й серии «Симфония двоевластия» – о родословной Романовых, двоевластии отца и сына – Михаила Фёдоровича и Патриарха Филарета; в 11-й «Тишайший царь в бунташном веке» – о расколе в церкви и обществе, соляном и медном бунтах, восстании Степана Разина и его казни в Москве, строительстве царских хором в Саввино-Сторожевской лавре, существующих и поныне как музей. Все эти события привели Москву к новой престолонаследнической смуте, окончившейся победой молодого царя Петра.

В нескольких последующих сериях («Поворот Петра», «Закономерные случайности», «Зима императрицы Анны», «Весенняя Елизавета», «Москва и Екатерина Великая») мы вновь переживаем не рядовые события россий-ской истории: борьба за власть царевны Софьи, расправа Петра Первого со стрельцами, новшества в семейных делах, бытовая культура, строительство новой столицы и растерянность Москвы, переставшей ею быть, её духовное возрождение с пониманием, что она всё равно Первопрестольная, потому что именно в её Успенский собор, к иконе Владимирской Богоматери, едут венчаться на царство императоры и императрицы и здесь, в Москве, они празднуют своё восхождение на российский престол.

Очень впечатляет эпизод в серии «Поворот Петра» о подписании царём смертного приговора своему сыну Алексею за предательство интересов престола – с возвратом к Ивану Грозному, убившему сына в порыве гнева, и переходом к Сталину, также подписавшему приговор сыну Якову с известной фразой: «Я маршала на солдата не меняю». Раздумывая над этими фактами, автор сетует, что нам не дано узнать, что же эти отцы чувствовали, когда таким образом решали судьбы своих детей…

Невозможно было не обратить внимания на характеристику Москвы XVIII века как сплетницы и анекдотчицы, насмешницы над причудами Анны Иоанновны, ибо во всех исторических публикациях её время названо чудовищным, что было связано с именем Бирона, с извращёнными казнями и свадьбами, несмотря на появление при ней, например, Тредиаковского и Ломоносова. А если вдуматься во все перипетии того времени, трудно не согласиться с мнением автора о приспособленности Москвы ко всяким веяниям, о её собственном облике.

XIX век Лариса Васильева раскрыла в сериях «Самосожжение Москвы», «Крылья Феникса», «От Николая I…», «Две столицы», «Дорога к Храму»: Отечественная война 1812 года и пожары в Москве, восстановление и возрождение её, новые детали семейной жизни императоров, холера в Москве и Николай I, декабристы и польское восстание, Польский сейм и празднование 700-летия Москвы, Николаевская железная дорога, история Храма Христа Спасителя – от сложностей в ходе его строительства до уничтожения в 1931 г. и возрождения в конце XX века.

Особо хочу выделить серию «Самосожжение Москвы». Вели-колепны эпизоды о московских пожарах, попытках Наполеона дать новые формы правления городу, оглашении манифеста, призывавшего к сотрудничеству, предложении различных мероприятий ради этого, а Москва… молчала и горела, но не сдавалась, потому что она никогда не сдавалась и сдаваться не умела. С тем и уходит Наполеон. Ему придётся пережить позор изгнания на родине и поселение на острове Св. Елены, где он и окончит свои дни. И начало этому положит Москва. Хочется даже по прошествии столетий сказать: «Не ходил бы на Москву, глядишь, долго бы ещё был у власти». Но история сослагательного наклонения не терпит, а потому – как оно было, так и осталось в исторических документах и свидетельствах современников.

Любопытна также серия «Две столицы», в которой уже чётко определены сути каждой: матушка Москва, душа – Москва и Петербург – дух страны. В Москве святая Русь с её традициями, в Петербурге – ум с новыми веяниями, и обе столицы едины в своём стремлении служить благу Отечества, хотя функции их заметно разнятся в XIX веке. В Петербурге трудятся над устроительством жизни России, а в Москве учатся в университете, едут пообщаться, отдохнуть душой среди хлебосольных москвичей. В Москве полно невест, а в Петербурге женихов, вот и идёт обновление семейных традиций. Лариса Васильева рассказывает в этой главе о развитии промышленности в Москве, называя имена предпринимателей, но не говорит о том, что они были в большинстве старообрядцами, а капитал их основывался на средствах старообрядческих общин, дававших определённую часть самым оборотистым своим членам. Потому и строились в Москве доходные дома и благотворительные больницы, приюты и фабрики (текстильные, фарфоровые и т.д.).

Серия «Двадцатый вал» начата с конца XIX века, с венчания на престол Николая II и его супруги Александры Фёдоровны. Лариса Васильева, как некий мистик, связывает все последующие события с порезом руки будущей императрицы, ужаснувшейся такой примете, а затем – Ходынка, русско-японская война, 9 января, расстрелы – и всюду кровавые следы, предвещавшие беду дому Романовых. Очень интересны в этой серии личные воспоминания автора о встрече с бывшим депутатом Государственной думы В. Шульгиным, принявшим Манифест об отречении от престола Николая II в ставке в Могилёве, и реакция на вопрос Л. Васильевой о его праве принимать этот документ. Интересны воспоминания мальчика Шурочки Полякова о событиях в Москве в февральские и октябрьские дни 1917 г., когда совершались две части одной революции (или две революции – об этом до сих пор спорят историки).

Эта серия вместила такой накал событий первой четверти ХХ века, который бьёт током по нервам и сознанию: что же было сделано с Россией и её народом? Почему не спасла икона Владимирской Богоматери? Почему он получил то, что получил: 70 лет безбожия, репрессии и ГУЛАГ, Вторую мировую войну, хрущёвскую «оттепель», брежневский «застой» и всё последующее вплоть до сегодняшнего дня?

Автор задала в этой серии хороший вопрос: «Разве не могли два человека – Ленин и патриарх Тихон – найти общий язык?» Они ведь и находились недалеко друг от друга: один в Кремле, а второй – в Троицком подворье. Я как историк могу сказать, что тогда не могло быть у них ничего общего по многим причинам, а прежде всего из-за противоположного мировоззрения. Понимаю, что это не очень веский довод, но в сериале не стоит вести дискуссию, ибо речь идёт об авторском видении истории Москвы Первопрестольной и России, кровно между собой связанных.

В последней, 23-й по счёту, серии «Знаки судьбы» автор вновь проходит по историческому пути Москвы и России, показывая, что их духовность может дать тем, кто входит во власть, либо благословение, либо отринутость, может принять и не принять того или иного правителя. При этом она особо выделяет «знаки» иконы Владимирской Богоматери, её исчезновение в некоторые исторические эпохи и новое появление. Нет сомнений в том, что икона может быть чудотворной, может навести на праведный путь того, кто этого хочет, и что России необходимо отдохнуть от постоянных исторических передряг, не повторять пройденного.

Через все серии этого проекта проходит взгляд на Москву и Россию с точки зрения роли в ней женщины, будь то Евдокия Московская или Софья Палеолог, Екатерина I и все последующие императрицы XVIII века на русском престоле, да и позже, за спиной российских императоров женское начало власти также было сильно.

Не могу не отметить колоссальную работу режиссёрско-операторского коллектива, музыкального редактора, директора фильма Галины Чиковой. Они показали зрителям высочайший уровень культуры во всём: видеоряде, литературном, документальном, музыкальном сопровождении. Каждая серия начиналась стихами то самой Ларисы Васильевой, очень гармонично вписывавшимися в контекст, то наших известных и любимых русских поэтов Пушкина, Лермонтова, Блока и Ахматовой. Всё так великолепно сплелось, что фильм хочется смотреть снова и снова, вникая и вдумываясь в то, что происходит на экране и что происходило в нашей истории.

Очень жаль только, что показывали «Москву Первопрестольную» рано утром в воскресенье, в очень неудобное для людей время, и его не могли посмотреть многие из тех, кто интересуется историей нашей страны, историей Москвы. Думаю, что руководству канала «TВ Центр» следовало бы показать фильм ещё раз, но в более удачное время, чтобы его посмотрело как можно больше зрителей, и дать перед показом хорошую рекламу проекта. Уверена, канал получит огромную зрительскую благодарность и признательность.

Кроме того, считаю, что фильм мог бы стать отличным пособием для тех, кто преподаёт отечественную историю в школе или вузе. В проекте Ларисы Васильевой так много нового и детального, образность, великолепный русский язык, красочность видеоряда, музыкальность каждого эпизода, а главное – историческая основа с глубокой духовностью – это то, в чём нуждается сегодня каждый россиянин.

Эльвира ЕРШОВА, профессор кафедры истории и политологии Государственного университета управления, доктор исторических наук

Статья опубликована :

№16 (6220) (2009-04-15)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
0,0
Проголосовало: 0 чел.
12345
Комментарии:

Эльвира ЕРШОВА


Выпуски:
(за этот год)