(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Читающая Москва

Уходящий мир русской усадьбы

КНИЖНЫЙ  РЯД

А что, собственно, произошло с русскими усадьбами на исходе XIX века, когда от дворянства они перешли другому сословию – купцам и предпринимателям? Новые хозяева вырубили вишнёвые сады и разобрали по брёвнам барские дома? Оказывается, не всё было так плохо и печально. К такому выводу приходишь, листая новое подарочное издание, выпущенное издательством «АСТ Пресс», – книгу Елены Савиновой «Русская усадьба. Серебряный век».

Примерно 20 лет ушло у Елены Нико-лаевны на изучение темы. И что же? «Серебряный век русских усадеб» – так назвала она это время. Московские предприниматели – Мамонтов, Бахрушин, Морозов, Феррейн, Рябушинский и другие – не скупились и вкладывали в развитие своих имений огромные капиталы: строили водонапорные башни, электростанции, проводили телефонную связь, активно занимались сельским хозяйством, а также… ставили спектакли, рисовали, музицировали, играли в теннис, разводили в оранжереях экзотические растения. И теперь уже понимаешь, что тогда московское купечество внесло огромный вклад в промышленный и культурный прогресс России. И «купеческая» усадьба того времени стала одним из самых загадочных феноменов.

Множество фотографий в книге воссоздают повседневную жизнь тех времён: вот помещики катаются на санях, вот лепят снежную бабу, вот собирают ягоды, а вот нарядные крестьяне в выходной прогуливаются по барским аллеям – это не возбранялось! Сразу же невольно вспоминаются нынешние пятиметровые кирпичные заборы… Нет, быт той эпохи открыт и прост: пьют чай на веранде семьёй этак человек в десять, детей учат в классных комнатах, купаются… Вот тенистый овражек, поросший ольхой, ржаное поле за околицей – и они входили в понятие «имение».

Собирались все эти сведения в основном через потомков владельцев усадеб. «Конечно, не всегда это было просто, – вспоминает Елена Савинова. – Некоторые неохотно шли на контакт и впускали в дом. Но когда мы вместе начинали разбирать хранящиеся у них документы, и я помогала им понять что-то и воссоздать картины прошлого, то постепенно появлялось и доверие». В итоге со многими из них завязалась настоящая дружба.

«Да ничего особенного с усадьбами новые хозяева не делали, просто они, в отличие от предыдущих владельцев, не вели праздное существование, а работали. Поэтому часто рядом строилась фабрика, и хозяева уже в 8 утра отправлялись на службу, – отметила на презентации Наталья Александровна Добрынина (из рода Алексеевых-Четверико­вых). – И посмотрите, на фотографиях бросается в глаза обилие книг в домашних библиотеках, а вот никакой вычурности нет, да и дети одеты просто, а семьи в большинстве своём большие и дружные – иногда и до 20 человек за обеденным столом сидит».

Борис Пастернак, архитектор-реставратор, удивительно похожий на своего знаменитого деда, представил класс «дачников», то есть тех, кто не владел имением, а лишь арендовал его на лето. Именно так в жизнь его семьи вошли Райки – усадьба И. Некрасова в Богородском уезде. И этот пласт отражён в книге Савиновой. Как правило, описание имений имеет стиль путеводителя, приводятся сведения только о постройках, датах, каких-то крупных событиях, и тем больше ценность представленной книги, что в ней присутствуют характеры персонажей, и даже драматургия, и вообще историзм той эпохи.

Полиграфическое исполнение издания уникально: альбомный подарочный формат (240х285 мм), 536 страниц, мелованная бумага, золотой обрез, футляр, на обложке и на футляре тиснение золотой и серебряной фольгой. Жёлтое на серо-синем фоне – беспроигрышное сочетание, дорогое, но не вычурное, и какое-то тёплое. Особо хочется отметить работы фотографа Михаила Золотарёва и художника Леонида Андреева – множество отличных иллюстраций, несомненно, соответствуют задуманному формату издания. Это тот случай, когда на высоте всё: и труды автора, и труды оформителей, и труды издателей.

Придирчивый Савва Ямщиков, заслуженный деятель искусств России, реставратор, академик РАЕН, сказал, что вместе с дочкой читал эту книгу всю последнюю неделю. Правда, добавил грустную ноту, упомянув, что настоящие разрушения пришли в эти усадьбы гораздо позже. Первое – после революции, а второе – во время перестройки, которую он назвал завершающей фазой той революции. «Разрушили даже Абрамцево, его пруды и речку, несмотря на созданный общественный фонд помощи», – заметил реставратор. О том, что именно в последние годы бывшие купеческие гнёзда подверглись настоящему разрушению, говорили многие. Ведь в советское время в этих строениях располагались больницы, дома отдыха и другие учреждения, и худо-бедно здания поддерживались.

Больше повезло усадьбам, расположенным в черте города. Так, усадьба Дурасова в Люблине, в которой проходила презентация книги, сейчас восстановлена – небольшой дом, но с хорошим концертным залом, окна которого по трём сторонам выходят в старый парк. Но этот случай – редкость. Внимание, как правило, уделяется только большим дворцовым комплексам вельмож: Останкино, Кусково, Архангельское. А сколько маленьких усадеб пропадает в Подмосковье! Со страниц книги на нас смотрят Михайловское и Горки Подольского уезда, Поповка Звенигородского, Шахматово Клинского, Райки Богородского…

Русские усадьбы становятся уходящей натурой, а жаль: в них столько романтики!..

Ольга МАТВЕЕВА

Статья опубликована :

№17 (6221) (2009-04-22)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
0,0
Проголосовало: 0 чел.
12345
Комментарии:

Ольга МАТВЕЕВА


Выпуски:
(за этот год)