(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Литература

Замах на фунт – удар на пенс

СКАНДАЛ

С таким результатом прошла Неделя русской литературы в Лондоне

Если ещё в прошлом докризисном году дебют издательств и писателей России на Лондонской книжной ярмарке можно было признать в целом успешным – в основном ради новизны и многолюдности самого участия, – то в этом году, увы, подобного не скажешь. Наблюдателя одолевало скучное чувство дежавю – и не только по составу писательской делегации. В конце концов нынче в российской делегации были и новые для Лондонской ярмарки имена – Владимир Маканин или Александр Терехов, они приехали в Лондон как полноправные участники впервые. Был заявлен как участник молодой писатель Герман Садулаев, но он по какой-то причине не смог порадовать своим присутствием ни устроителей, ни немногочисленных слушателей в книжном магазине на Пиккадилли. И, может быть, оказался прав.

Главный промах весьма дорогостоящего начинания был в том, что, исходя из уроков прошлого года, в этом году совершенно необходимо было сообразоваться со спецификой Лондонской ярмарки, которая по своему профилю – ярмарка авторских прав на информативно-справочную, энциклопедическую, биографическую и уж никак не художественную литературу. Чрезвычайно уместны были бы здесь, например, книги из серии «ЖЗЛ», академические литературные энциклопедии и даже биографические и библиографические справочники вместо представления пусть и неплохих, но для этой выставки совершенно «непрофильных» романов. Да ещё под таким вычурно-жеманным для щепетильного Лондона зазывным лозунгом: «Возвращение великого русского романа?».

Организаторы вместо обыкновенных профессиональных стендов решили пойти иным, более «фуршетным» путём, разложив книги немногих участвующих издательств (среди которых, оговоримся, были и такие «профильные» и уместные на этой ярмарке издательства, как «Ясная Поляна») на нескольких столах в надежде на то, что посетители ярмарки будут листать книги и разговаривать с их авторами и издателями. Увы, для этого не хватало не только общего английского языка, но и привычки к такой избе-читальне у профессионалов высокого ранга из других стран, принимающих участие в подобных мероприятиях не время от времени, как в данном случае Россия, а много лет подряд.

Весь дизайн, надо сказать, напоминал декорации к представлению профана о профессиональной литературе и профессиональном издательском деле, в том числе и гламурные белые диваны, на которых пришлось сидеть в унылом ожидании посетителей и бизнеса участникам российской делегации. Думается, немногие посетители так и не поняли этой театральной задумки, поэтому и такие важные мероприятия, как представление фонда «Русский мир» как одного из спонсоров этой «недели», и презентация его предполагаемого сотрудничества с лондонским Пушкинским Домом, что могло бы оказаться интересным нашим лондонским соотечественникам, прошли при минимальной аудитории. Может быть, ещё и потому, что билет на книжную ярмарку традиционно стоит в Лондоне немалых денег, и для «простого» посетителя часто нет резона тратиться на такие невнятные для него события. Всё это следовало бы учесть. Да и российских издательств на ярмарке оказалось до обидного мало, и это тоже, согласитесь, слабый магнит для привлечения внимания «русского Лондона» к современной русской литературе. Тогда при чём тут «Русский мир»?

Всё это выглядело бы более чем странно, если не знать, что организатором этого действа выступила некая «Академия Россика», повсеместным самопиаром которой, куда ни глянь, был украшен весь российский закуток ярмарки.

Откуда же столь явные и обидные для великой страны и великой литературы промахи, если занимается этим целая «академия», предполагающая в своём составе людей весьма компетентных в вопросах культуры как минимум? Вопрос оказывается риторическим, когда выясняется, что вся «Академия Россика» – это на самом деле – «театр одной актрисы», основателя, руководителя и единственного действующего члена этой псевдонаучной организации г-жи С. Аджубей, известной, как говорят, в Лондоне умением эффектно и гламурно тратить спонсорские деньги. Но эффектно не значит эффективно. И очень жаль, что участие до обидного немногих российских издательств в Лондонской ярмарке, которое могло бы стать при профессиональном подходе к делу и полезным, и прибыльным, свелось к просиживанию белых диванов в отсутствие адресного и профессионального интереса к тому, чем на самом деле живёт книжная Россия.

Когда такие пироги берётся печь (заметим, от имени целого – того или иного – государства) не профессиональный пирожник, а сапожник-дилетант, то и выпечка становится, как правило, несъедобной. Нет бы спросить, а кто кроме самой г-жи С. Аджубей уполномочил её делать выбор, «назначать» писателями всея Руси тех или иных персон? И хотя никакого протеста некоторые вполне известные в России имена вызвать не могут, но какова сама идея? Какова концепция такого показа? Назначенные «писателями» одним некомпетентным человеком те или иные реальные литературные персоналии ничего не потеряют, но и, похоже, не приобретут.

Это частная инициатива и частное мероприятие. Так тогда и проводиться оно должно на частные пожертвования, без привлечения денежных ресурсов российских министерств или фонда «Русский мир», который, к слову, толком даже не упомянут на многочисленных красочных рекламных буклетах, закладках и пригласительных билетах.

Соб. инф., ЛОНДОН

Статья опубликована :

№18 (6222) (2009-04-29)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
0.0
Проголосовало: 0 чел.
12345
Комментарии:

__________________


Выпуски:
(за этот год)


©"Литературная газета", 2007 - 2013;
при полном или частичном использовании материалов "ЛГ"
ссылка на
www.lgz.ru обязательна. 

По вопросам работы сайта -
lit.gazeta.web@yandex.ru

Яндекс.Метрика Анализ веб сайтов