(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Новейшая история

Книжный ряд

КНИЖНЫЙ РЯД

Задолго до перестройки

 

Михаил Лифшиц. Почему я не модернист? Философия. Эстетика. Художественная критика. – М.: Искусство – XXI век. 2009. – 606 с.

 

Сборник открывается одноимённой статьёй, вызвавшей скандал в 1966 году, когда она была опубликована в "Литературной газете» и породила на страницах газеты бурную дискуссию. Острота дискуссии объяснялась в числе прочих причин ещё и тем, что радикальная критика модернизма исходила не от "заказного» автора, а от человека, чья моральная и научная репутация была до того безупречной.

Как сегодня становится ясным, спор о модернизме принял ожесточённый характер прежде всего потому, что был ареной столкновения либерализма с демократией. Предлагаемая Лифшицем (между строк) программа последовательно демократического реформирования страны была отвергнута большинством элитарной интеллигенции в пользу либерализма ещё задолго до перестройки.

После статьи 1966 года Лифшиц неустанно доказывал в ряде работ, которые публикуются в настоящем сборнике, что либеральные реформы неизбежно приведут у нас к черносотенной реакции. Подробно и тщательно анализируя историю искусства в Германии и Италии, Лифшиц доказывал, что фашизм – это наказание за предательство либералами демократической идеи и практики.

Суть фашизма, согласно Лифшицу, не "баранье сознание», как считали советские идеологи, а союз элитарной черносотенной интеллигенции с толпой, находящейся в состоянии "холерного бунта».

В сборнике опубликованы работы Лифшица об "абсолютном в искусстве старом и новом» – от русской иконы XIV века, творчества Леонардо, Веласкеса, Пушкина и Толстого до Булгакова и Солженицына. Впервые публикуемые воспоминания повествуют, как Лифшицем (в 1938–1940 гг.) в Третьяковской галерее было реабилитировано великое русское искусство прошлых веков, ошельмованное вульгарной социологией в качестве проповеди "рабской идеологии».

Многие материалы сборника публикуются впервые.

Виктор АРСЛАНОВ

 

Солнце и социализм

 

В.С. Семёнов. Социализм и революции XXI века: Россия и мир.М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ», 2009. – 656 с. 

 

Главная идея книги такова: "Будущее XXI столетия – за социализмом и коммунизмом». Чем обосновано такое убеждение?

В подтверждение своих мыслей автор приводит объективный анализ мировой реальности последних ста лет. В ХХ столетии социализм стал второй после капитализма мировой общественной системой, включавшей кроме СССР ещё 14 социалистических стан в Европе, Азии, Америке. Но конец ХХ века показал, что борьба двух главных мировых систем не закончена. Произошёл слом социализма в СССР и странах Центральной и Восточной Европы. Осталось лишь пять верных социализму стран – четыре в Азии (Китай, Вьетнам, КНДР, Лаос), одна в Америке (Куба).

Однако история совершила новый виток, согласно диалектическому закону "отрицания отрицания». В начале XXI столетия под лозунгом "Другой мир возможен!» произошёл новый поворот к социализму. В Латинской Америке социалистическую ориентацию избрали народы Венесуэлы, Боливии, Эквадора, Никарагуа, в Африке – ЮАР, в Европе – народно-социальный, фактически социалистический курс развития избрала Белоруссия.

Ныне в мире стало уже 11 стран социалистического направления. И это не конец социальных поворотных процессов. И потому автор заключает, что XXI век стал "эпохой, практически обеспечившей уже бесповоротно, "уже навсегда» и необратимо рост и возвышение социализма в глобальном масштабе». То есть считает, что социализм уже неистребим.

Но больше всего его занимают проблемы современной России, втянутой в жестокий капиталистический мир, в разрушительный кризис. По мысли автора, Россия вырвалась к началу XXI столетия из ельцинского провала. Но ныне линия путинизма уже исчерпала себя, она не вывела Россию из экономической отсталости, социального раскола и общественной неопределённости.

И теперь Россия объективно нуждается в решительном и в этом смысле революционном повороте к новому курсу общественного и цивилизационного развития. По убеждению Семёнова, таким оптимальным курсом стал бы "социализм XXI века, диалектически сочетающий общие марксистские положения о социализме, конкретные особенности каждой страны и практические новации социалистического развития в современном мире». Это должен быть социализм, чья цель – обеспечение счастья человека. Когда человек живёт, чтобы "быть» всесторонне развитой и творческой личностью, а не чтобы примитивно "иметь». Как выражался Карл Маркс, социализм вращается вокруг солнца труда и солнца человека.

Удастся ли убедить в этом тех, кто испытал на себе, что такое реальный социализм? И может ли социализм быть иным? Таким, каким его видит автор книги? Читателю предстоит решить сию загадку самому.

Сергей ГОНЧАРУК

Обсудить на форуме

Статья опубликована :

№19-20 (6224) (2009-05-06)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
2.0
Проголосовало: 1 чел.
12345
Комментарии:

__________________


Выпуски:
(за этот год)


©"Литературная газета", 2007 - 2013;
при полном или частичном использовании материалов "ЛГ"
ссылка на
www.lgz.ru обязательна. 

По вопросам работы сайта -
lit.gazeta.web@yandex.ru

Яндекс.Метрика Анализ веб сайтов