(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Искусство

Великий Восток на Гоголевском бульваре

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

В 1991 году, что по-своему знаменательно, Государственный музей искусства народов Востока Указом российского президента был отнесён к особо ценным объектам нашего культурного наследия. Его собрание действительно уникально: здесь представлено искусство Кореи, Китая, Японии, стран Юго-Восточной Азии, Кавказа и Закавказья, Средней Азии и Ирана, Индии, Бурятии, Монголии, народов Севера… Особое место среди постоянных экспозиций музея занимают работы Николая и Святослава Рерихов. Наряду с постоянными экспозициями в музее регулярно проводятся интереснейшие выставки. О перекрёстках и диалогах древних и современных культур мы решили поговорить с генеральным директором музея, доктором исторических наук Александром СЕДОВЫМ.

Александр Всеволодович, а с чего начался ваш «личный» Восток – с книги или путешествия?

– Я по образованию археолог, окончил исторический факультет МГУ и с тех пор занимаюсь археологией Востока. Профессор Леонид Романович Кызласов, у которого я учился в университете (к сожалению, в прошлом году он ушёл из жизни), и «совратил» меня заниматься Востоком.

Жерар де Нерваль писал: «Для того, кто не бывал на Востоке, лотос по-прежнему остаётся лотосом», а для него после поездки он стал «неким сортом лука». Вы тоже разгадали восточную загадку?

– Для меня Восток никогда не окрашивался в мистические тона. Археологи имеют дело с предметами материальной культуры. Мне с самого начала понравились аура Востока, менталитет восточных людей. Cтепи, горы и пустыни Южной Сибири и Средней Азии мне нравятся больше, чем природа средней полосы России. Может, я говорю ужасные вещи, но это так. Хоть я родился и вырос в Москве, отец мой – из терских казаков, а мать из-под Рязани, я себя очень хорошо чувствую на Востоке.

Вот вы сказали про восточный менталитет… Слышала, что про индийцев говорят, что это люди-дети, открытые миру, и поэтому их легко обмануть, завоевать, как сделала это Британская империя…

– Да нет, конечно! Я не думаю, что следует мыслить столь элементарными категориями – «люди-дети», «люди-подростки» или «люди-взрослые». Всё относительно. Британцы завоёвывали не только восточные народы, да и сколько крови пролилось при этих завоеваниях… Обмануть людей можно где угодно: в Европе, Северной Америке, в Африке, на Аляске… А индийцы, наследники великой цивилизации древности, сейчас сами «завоёвывают» Запад.

А можно говорить о некой общей восточной ментальности и о западной так, как Киплинг их понимал?

– «Восток есть Восток», и что-то общее есть во всех восточных культурных парадигмах. Но каждая восточная культура, как, собственно, и западная, по-своему уникальна. Многое обусловливается и местом проживания людей. К примеру, культурные традиции Китая и Индии совершенно разнятся. Ментальность йеменца кардинально отличается от ментальности жителя других арабских стран. Да и в самом Йемене, например, ментальность жителя горной части страны отличается от ментальности обитателя его прибрежной части.

А для Музея искусств народов Востока является плодотворной идея межкультурных диалогов? Вам интересно искать «восточное» в «европейском» и наоборот?

– Безусловно. Начнём с того, что все великие цивилизации древности зародились на Востоке. В долинах великих рек: мы говорим о Египте и Месопотамии, Индии и Китае как о прародине человеческой цивилизации. Все достижения древности, включая письменность и изобразительное искусство, появились на Востоке. И если брать большие пространства в современном мире, то традиции будут в чём-то едины. Это проявилось уже в период эллинизма, когда Александр Великий объединил Восток и Запад.

Вы говорите о синтезе восточной деспотии и греческой демократии?

– Не совсем так. Я говорю о слиянии или, скорее, о взаимовлиянии культур. Рождение новой формы правления было, скорее, следствием объединения культурных традиций, обогативших друг друга. И сегодня нужно всячески способствовать диалогу культур. Мы вместе с другими российскими и украинскими музеями, нашими румынскими, немецкими и венгерскими коллегами не так давно открывали в Будапеште выставку «Золото скифов». Скифы – это группа племён, проживавших на громадной территории от Великой Китайской стены до Карпатско-Дунайской низменности. Весь этот громадный пояс степей две тысячи лет назад населяли люди со сходной культурой, говорившие, скорее всего, на родственных языках, и все культурные и технические достижения, возникая в одном месте, оказывались известными в другом. Я подчёркиваю, что диалог культур и цивилизаций существовал с глубокой древности. В прошлом году в нашем музее состоялась выставка «Средняя Азия, Москва, Иерусалим – в творчестве еврейских художников». Еврейское искусство – это вообще отдельная большая тема, ведь лишь с конца XIX века оно перестало быть по преимуществу ритуальным, постепенная секуляризация и ассимиляция еврейской культуры способствовали появлению еврейских художников, которые влились в европейское и русское искусство: был Марк Шагал, Хаим Сутин…

Европе, как известно, японскую живопись открыли братья Гонкуры – Эдмон даже выпустил иллюстрированные монографии об Утамаро и Хокусаи. А в России с чего началось увлечение Востоком?

– А в России всё началось гораздо раньше – с византийского влияния. И с татаро-монгольского нашествия, как ни банально это звучит. Русь впитала в себя и переработала много восточных традиций. В нашем быту есть масса вещей, изобретённых кочевниками. Но настоящая мода на Восток появилась в XVIII веке, когда купцы и миссионеры стали завозить китайские вещи из Европы и из самого Китая. Вспомним про тот же фарфор, который был изобретён в Китае в VII веке, за тысячу лет до европейского.

А есть ли примеры обратного влияния?

– Ещё какие! Прогуляйтесь по залам нашего музея. Каджарская живопись создавалась под сильным влиянием европейских придумок: светотени и перспективы. Да это вообще уникально, что в XVIII веке в Иране стали писать масляными красками, а в первой трети XIX века складывается особый живописный стиль – официальный парадный портрет! Это удивительный феномен переплетения западных и восточных изобразительных традиций!

Есть мнение, что при слишком тесной дружбе происходит размывание оригинальных культур…

– Тут как в мире людей: с кем-то вы хотите дружить, с кем-то нет. Но и живя с собственной женой и во многом сливаясь с ней, вы всё же остаётесь самим собой. То же самое и с культурами. Конечно, можно найти в истории массу примеров, когда одна культура растворялась в другой, более агрессивной или развитой. Всё это, на мой взгляд, осталось в прошлом. Например, такие великие культуры, как русская и китайская, могут сосуществовать, обогащаться, но ни одна из них не поглотит другую. Что далеко за примером ходить, когда наша Россия – многонациональное государство, и в этом котле столько варится! Но обычно вы точно знаете, к какой культуре принадлежите, несмотря на иногда возникающие сложности с национальной самоидентификацией. Кстати, ежегодно на острове Родос в рамках Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций» собираются представители разных культур, религиозных конфессий, есть там и агностики. И все сходятся в одном: у нас масса общих проблем, общих тем, их гораздо больше, чем поводов для размежеваний.

Сергей Аверинцев однажды заметил, что на Востоке не было «непризнанных гениев», писцы, мудрецы не выделяли себя из толпы. Сейчас ломаются эти устои?

– Многие люди из стран Востока, получившие образование на Западе и подолгу жившие там, на родину возвращаются чуть-чуть другими. Такие, как Салман Рушди, позиционируют свою индивидуальность. Сейчас мир похож на единый плавильный котёл, обмен ценностями и достижениями формирует некую надкультуру. В России существует очень много стереотипов в восприятии Востока. Считается, что Коран запрещает изображать человека. Коран запрещает изображать Бога, а мастера во все времена изображали людей, зверей, птиц. В музейной экспозиции вы можете увидеть образцы прекрасной иранской керамики XII–XIII веков с изображениями людей и животных, есть великолепный иранский ковёр, относящийся к началу прошлого века: ковроткач изобразил там персепольские фрески. Хотя, конечно, в изобразительном искусстве исламских стран приоритетной тенденцией была всё-таки орнаменталистика…

– Восточные темы, видно, будят нашу фантазию... Здесь как в лавке древностей!

– Поэтому около 40 процентов посетителей нашего музея – организованные школьные группы. Сейчас проходит удивительная выставка «Дети рисуют сказку». В экспозиции представлены работы юных художников из стран, входящих в Шанхайскую организацию сотрудничества: из России, Казахстана, Китая, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. Девизом проекта стал лозунг «Узнавая сказки, познаём друг друга». В его рамках работают и мастер-классы, которые проводятся художниками и дизайнерами, друзьями музея Востока, где ребёнок может узнать о чайной церемонии в Китае, нарисовать «Хлебную сказку» или цветочную историю…

Беседу вела Валерия ОЛЮНИНА

Обсудить на форуме

Статья опубликована :

№21 (6225) (2009-05-20)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
0,0
Проголосовало: 0 чел.
12345
Комментарии:

Валерия ОЛЮНИНА


Выпуски:
(за этот год)