(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

События и мнения

Раны и награды

ОЧЕВИДЕЦ

Анатолий МАКАРОВ

На меня прогневался Пётр Авен. Это ж надо, навлечь на себя немилость такого человека! Хорошо ещё, высказанную в чисто публицистическом задоре. И к тому же пренебрёгшую упоминанием моего скромного имени. Просто вызванную тем, что «некий литератор средней руки» додумался, видите ли, до утверждения, что Родину, оказывается, любят чаще всего бедные люди. Каюсь, это моя догадка. Тем не менее барская досада вызвана не моим ощущением, что богатые к отечеству чаще всего снисходительно равнодушны, а подозрением, что восславить я злонамеренно желал совковую нищету, лень и, откровенно выражаясь, «помойку».

За сочинителя «средней руки» грубости в душе не таю. Всё на свете в наибольшей мере делается этими самыми «средними руками», в том числе и руками вполне посредственных олигархов, человечества не спасших, мира не преобразивших, никого особо, кроме собственной обслуги, не осчастлививших. В робком же своём соображении, что своею страной, своею улицей, своими друзьями и своими песнями особо дорожат люди не слишком имущие, я всё больше утверждаюсь. И нет в этом никакого попрёка господам обеспеченным и процветающим, есть просто констатация: им-то в случае неразделённой любви к отечеству или трагической с ним ссоры есть чем утешиться, а бедняку – нечем. Ни новых друзей, ни новых песен, ни новых воспоминаний он себе уже не наживёт.

Однако суть моего расхождения с почтенным миллиардером, а также со многими друзьями-приятелями, в принадлежности к финансовой элите не замеченными, на самом деле не так проста, к чисто денежному эквиваленту счастья не сводится. Она, простите за дерзость, лежит в сфере, скорее, философской.

Практические граждане, которых становится всё больше, убеждены, что ценить родной дом можно лишь за комфорт и блага, которые он предоставляет. Скажем, как туристическую фирму, которая гарантирует фешенебельные номера с видом на море. Я, поверьте, не ханжа, к удобствам и уюту отношусь со всем возможным уважением, а то и восхищением, но склонен думать, что такая прихотливая и взыскательная сфера, как приверженность к отечеству, с понятиями комфорта и удовольствий малосовместима. Проще говоря, отдыхать и развлекаться на каком-нибудь благословенном цивилизованном берегу я, естественно, не против, но «мыслить и страдать», радоваться и мучиться, не говоря уж о том, чтобы подводить итоги жизни, предпочитаю только на родной земле.

Уверяю, в этом нет ни лицемерия, ни потворства пресловутой лени. И уж тем более заносчивой убеждённости, что всё у нас самое лучшее и сами мы – венец творения. К счастью, надувать от самодовольства щёки давно уже нет необходимости. С отчизной можно спорить, с ней можно не соглашаться, даже препираться с нею не грех, чем в сердцах не раз занимались многие поэты, – в итоге, чем интенсивнее чувства, чем отчаяннее боль и глубже обида, тем крепче любовь. Та самая, лермонтовская, «странная», которую не победит рассудок. Любовь не только «за что-то», но и «чему-то вопреки». А точнее, за то, чем выпало за неё заплатить, и вопреки тому, что можно было бы при отказе от неё выгадать.

Давно известно, что ветераны ранами гордятся пуще, чем наградами. Вот так и любовь к Родине сильнее вдохновляется понесёнными за неё жертвами, нежели преимуществами, которые она обеспечивает. Во всяком случае, русская любовь, которую я никому и ничему не противопоставляю, но о которой кое-что знаю и парадоксы которой освоил на собственном опыте.

Возможно ли представить разумного человека, который бы всерьёз утверждал, что он боготворит свою мать по той причине, что она богата и не по годам хороша собой? Первый же вопрос, с которым захотелось бы к нему обратиться, звучал бы так, а что если ваша матушка, не приведи Господь, разорится или захворает, ваша любовь к ней благополучно иссякнет? В том-то и отрада, что подобные вопросы нормальному человеку, как правило, задавать нет нужды.

Притом что сомнения в необходимости бескорыстно любить родину-мать раздаются всё громче и заносчивее. Особенно со страниц особого рода журналов, откровенно снобистских, но одновременно и попустительски либеральных, интеллектуальных и гламурных под одной обложкой. А что она мне такого хорошего сделала, чтобы я её любил? Тут вспоминается один крупный государственный деятель, который, словно бы в ответ таким простодушным эгоистам, однажды заявил: не спрашивай, что тебе дала эта страна, спроси себя, что ты дал ей. Звали этого человека Джон Фицджеральд Кеннеди, и был он президентом США, а не секретарём ЦК КПСС по пропаганде. Так что пресловутое совковое «Прежде думай о Родине, а потом о себе», выходит, не такое уж совковое. Совковое тут разве что упорное желание противопоставить одно другому, одно за счёт другого непременно вознести или, наоборот, осмеять и унизить.

Вот что, однако, любопытно: и прежние певцы полнейшего самоотречения, и нынешние циничные прагматики о себе ни при каких условиях, ни в каких обстоятельствах не забывали и не забывают. Из декларативной любви, равно как из демонстративного пренебрежения, извлекая максимум преимуществ.

«Сыновья бедняков, с грустью констатировал Хемингуэй, воюют в пехоте». И как-то так получается, что именно они-то Родину больше всего и любят. Понятное дело, скромно, негромко (громким бывает разве что мат), ни себе в похвальбу, ни другим в укор, ни на что для себя не рассчитывая, кроме неотделимого от обязанности права за неё умереть. На этом своём наблюдении я продолжаю настаивать, привет Петру Авену. Насколько можно заключить из его слов, Родина для него там, где красиво. Для меня же красиво там, где Родина. Вот такие у нас стилистические расхождения.

И вновь утверждаю: данные слова не апология разгильдяйства и «помойки». Это вообще чересчур уж примитивный полемический ход: любое сочувствие обездоленным и обойдённым судьбой выдавать за потворство бездельникам и пьяницам. Задолго до рождения на свет олигархов я проникся словами Чехова о том, что вся Россия – наш сад и что, кроме нас, его некому возделывать. С не требующим уточнения пожеланием – по возможности для блага всех россиян, пусть даже совсем убогих, а не одних лишь счастливых обитателей живописных селений. Извольте мне простить излишний идеализм.

Точка зрения авторов колонки может не совпадать с позицией редакции

Обсудить на форуме

 

Код для вставки в блог или livejournal.com:

Раны и награды

На меня прогневался Пётр Авен. Это ж надо, навлечь на себя немилость такого человека!

КОД ССЫЛКИ:
Статья опубликована :

№22 (6226) (2009-05-27)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
5,0
Проголосовало: 9 чел.
12345
Комментарии:
31.05.2009 21:46:57 - Николай Николаевич Самсонов пишет:



А. Макаров постеснялся сказать вместо красиво - там, где задница в тепле. Типичная жидовская идеология - людей навсегде лишённых Моисеем Родины и соответственно понятию и сочувствию Родине.

31.05.2009 20:54:14 - Александр Васильевич Степанков пишет:



О "средней руке." Во лбу у Будды - третий глаз, смотрящий в облака. ..А оказалось, что у нас есть "средняя рука"! Ну, не у каждого видна, но смысл её таков, что денежки гребёт она из наших кошельков. Опять мутация пошла, внушая людям страх: взамен трехрогого козла - трёхрукий олигарх. И рвутся руки воровать всё то, что не его, но как народ наш не ломать, здоровых - большинство. Они хозяева в дому и их вокруг - не счесть. Не нужно третьих рук тому, в ком совесть есть и честь. А серьёзно: Родина - род, родной. Нет ни у того, кто грабит род, ни у его оксфордских отпрысков любви к ней, родственных чувств. А молодёжи нужно почувствовать себя хозяевами, частицей Рода, ответственной за него - и любовь не отнять никому.

30.05.2009 14:55:02 - Виктор Иванович Лебединцев пишет:

Есть еще идеалисты в нашем Отечестве!

Приятно сознавать, что еще не все на Руси измеряется прибылью. Автору спасибо!

30.05.2009 12:13:05 - Гадяцкий Владимир пишет:

Авен и на него похожие!!!

Такого человека, как Авен, уже поздно пере-воспитывать. У него весь ум в бухгалтерии прибыли, а разум в красоте жизни. Чем больше "зелёных" тем он счастливее. Ему давно уже наплевать на Россию. Россия ему нужна, как место где можно безнаказанно "заработать" миллион, и в случай, если его отберут, о-о-о..., сколько не приличных слов мы услышим в адрес не мытой России! Один его друг сказал: "У кого нет миллиона, пошли в ж...". Уверен, что так все думают "сыны России", рвущие её на жирные куски. Завидовать им нечего, они по своему несчастны, только этого не понимают. Они думают, что они, хозяева жизни, вряд ли, а вот то, что они заложники своих богатств, так это точно. А Россия, что Россия! Она ещё и не то видела. Не такие топтали её просторы, ну и где они? Одних уж нету, других не будет, а Россия останется, не для них останется, для тех кто небо любит над Россией, а не для тех, кто под небом предан деньгам.

27.05.2009 20:59:58 - Сергей Станиславович Костин пишет:

Любит-не любит...

«Расхождения» г-на Макарова с «почтенным миллиардером» и в самом деле где-то в области «философии», так как в быту «любовь, потому что «любовь» не так уж и далека от местности, «где красиво». И вопрос « кто больше любит Родину?» это не спор «между бедными и богатыми». Гражданин Минин не был бедным, но и наши «эффективные собственники» далеко не Минины. Откуда взялось их «богатство» известно, потому и будут они здесь вечно на чемоданах. Чувство родины для самоиндефикации личности - необходимость. А кто себя не любит? Но если говорить не о себе, вопрос «за что?» неизбежен. И без этого вопроса не оторваться "от себя-любимого". Г-н Макаров предлагает любовь к родине как некий абсолют, наподобие любви материнской или сыновней. Но так ли всё «абсолютно»? Что стоят слова о «любви» сына, убившего мать за бутылку водки? Или «любовь» матери, продавшей за ту же бутылку своё дитя «на органы». Крайности? Да. За Родину, Советский Союз, проливали кровь и терпели немыслимые лишения миллионы его граждан. А «народные избранники» практически единогласно узаконили беловежский сговор-приговор державе. И кто встал на защиту Отечества? Значит, что-то изменилось в той «любви», а потому никакой это не «абсолют». Для того чтобы потребность в родине из какого-то уголка собственного «я» обрела реальный объём, очертания, превратилась в чувство – любовь, необходимы не только душевная работа самой личности, но и очень непростой труд тех, кто ответственен за формирование этой личности – родителей, школы, общественных институтов, государства. Будущее за молодыми. И молодые выберут Россию в том случае, если страна начнёт, наконец, делать для них всё возможное и невозможное, чтобы они стали самыми умными, сильными, счастливыми. За статус «среды» по обслуживанию чьих-то интересов, пусть и «почтенных миллиардеров», любовью отвечать никто не будет. И здесь нет никакого эгоизма. Любовь к Родине, став таковою, всегда не только «для себя»…


Анатолий МАКАРОВ


Выпуски:
(за этот год)