(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Совместный проект ЛАД

СМИ в фокусе

ФОРУМ

На несколько дней Минск превра­тился в столицу европейского медиа­сообщества. Журналисты из России, Франции, Швейцарии, Израиля и других стран познакомились с крупнейшими представителями белорусской прессы на выставке «СМИ в Беларуси – 2009», а в рамках IV Белорусского информационного форума пытались найти ответ на такие щекотливые вопросы, как свобода слова и ответственность за распространяемую информацию.

Проведение и выставки, и форума стало уже традиционным, однако в этом году два мероприятия совпали по времени, образовав своеобразный праздник прессы. В течение нескольких дней пишущая братия без обиняков могла говорить о себе, а также выслушивать от официальных лиц благодарности и замечания по своей работе. Естественно, что в обоих мероприятиях приняли участие и СМИ Союзного государства Беларуси и России.

«В современном мире без средств массовой информации не обойтись, – заявил министр информации Республики Беларусь Владимир Русакевич на открытии выставки «СМИ в Беларуси – 2009», – именно они играют основную роль в формировании общественного мнения». Министр привёл и статистику: на начало года в Беларуси было зарегистрировано более 1,3 тыс. печатных изданий, общий тираж которых в прошлом году составил 14 млн экземпляров. Кроме того, в стране работают 5 общенациональных телеканалов, 2 канала совместного белорусско-российского содержания – «НТВ-Беларусь» и «РТР-Беларусь», а также телеканалы «Мир» и «ТРО Союз».

Всего, по словам организаторов, в мероприятии были задействованы порядка 200 белорусских и зарубежных СМИ. Собственный стенд был и у прессы Союзного государства. Витрину украшали номера газет «Союз. Беларусь – Россия», «Союзное вече», «Лад», журналов «Союзное государство», «Наш современник», «Российская Федерация сегодня», «Неман». А на плазменной панели транслировались презентация портала Союзного государства «СОЮЗ-ИНФО» и фильмы, подготовленные ТРО Союза.

«Эта выставка очень важна для союзных СМИ, – сказала Ирина Наркевич, руководитель Департамента социальной политики и информационного обеспечения Постоянного Комитета. – Прежде всего, своей возможностью показать гражданам Союзного государства работу союзных СМИ – их открытость, честность, достоверность. Ведь только руководствуясь этими принципами можно заслужить доверие людей и построить Союзное государство».

Надо сказать, что стенд пользовался вниманием у посетителей выставки. Люди подходили, задавали вопросы, интересовались жизнью Союзного государства, представители старшего поколения с ностальгией вспоминали времена Советского Союза. Журналы, газеты, календари, блокноты, ручки с символикой союзных СМИ разбирались с катастрофической скоростью. Ассистенты стенда едва успевали подкладывать «раздаточный материал».

Оформление витрины и работу СМИ Союз­ного государства отметили и официальные лица. Владимир Русакевич рассказал, что ежедневно просматривает прессу Союзного государства. «Вас стало больше, и вы стали лучше, – заявил министр. – Положительная динамика налицо. Но есть и недостатки: союзной прессе необходимо активнее выходить на российский рынок». О том, что для этого нужно сделать, министр обещал рассказать на IV Белорусском информационном форуме «СМИ в период глобального экономического кризиса. Формирование социальных установок населения».

Форум, организатором которого в том числе выступает и Постоянный Комитет Союзного государства, проводится регулярно. Каждый год представителей прессы приглашают принять участие в обсуждении наиболее актуальных вопросов. В этом году, например, организаторы затронули тему финансового кризиса: как в таких условиях выжить СМИ и как, собственно, освещать события в это время, чтобы не вызвать массового психоза у населения.

Владимир Русакевич, например, уверен, что кризис может способствовать развитию СМИ, особенно электронных изданий. «Уже сейчас большинство печатных белорусских СМИ стараются развивать не только бумажную, но и свою электронную версию», – объяснил министр. «Виртуальную газету» могут прочитать огромное количество пользователей интернета, а расходы на её «издания» гораздо скромнее расходов на бумажную версию. Кроме того, в создавшейся ситуации СМИ придётся бороться за своего читателя более цивилизованными методами – достоверной и оперативной информацией, без примеси «желтизны» и надоевшей всем «чернухи». «В нынешних сложных условиях СМИ обязаны не только сохранить потенциал, но и обрести новое дыхание, используя рыночные механизмы для повышения конкурентоспособности», – сказал министр. Владимир Русакевич отметил и ещё одно преимущество, которое может предоставить СМИ экономический кризис: «Особенностью настоящего времени является глобальный характер проблем, которые можно решить только сообща, объединив усилия в поиске выхода из сложившейся ситуации. И СМИ должны стать мощным консолидирующим фактором в преодолении мирового кризиса».

Однако «мощный консолидирующий фактор» может причинить и огромный вред, если СМИ начнут распространять недостоверную информацию или же «сгущать» краски в надежде увеличить тираж. Поэтому все официальные лица призывали представителей прессы не забывать о социальной ответственности за свою работу. Образнее всего высказался Государственный секретарь Союзного государства Павел Бородин: «Сейчас важно не то, что ты делаешь, а то, как твои шаги преподносит пресса, – сказал он. – Обратите внимание на работу своих зарубежных коллег: там большинство новостей вызывают положительные эмоции, а у нас показывают сплошные убийства, криминал». При этом Павел Бородин подчеркнул, что речь идёт вовсе не о «замалчивании» проблем. «Проблемы есть, в том числе и в деле строительства Союзного государства, – признался госсекретарь. – И о них нужно писать и говорить. Но все сведения должны быть достоверными, информация – выдержанной и выверенной, а критика – обоснованной». Также госсекретарь остался недоволен тем, как некоторые СМИ преподносят совместные усилия России и Беларуси по преодолению кризиса: «Часто пишут, что Беларусь просит у России кредиты, но ведь это не совсем так, – сказал Павел Бородин, – у нас интегрированная экономика, и, помогая Беларуси, Россия прежде всего поддерживает собственную экономику».

Об ошибках СМИ, которые привели к непониманию и критике правительства, говорил и заместитель министра экономики Республики Беларусь Андрей Тур: «Оппозиция на основании сообщений в СМИ выдвинула обвинение, что правительство страны не имеет программы по выходу из кризиса, – отметил он. – У нас действительно нет единого документа. Но существует программа выхода из кризиса, которая состоит из четырёх частей». После чего Андрей Тур призвал прессу более ответственно подходить к выбору экспертов, подаче информации.

Работа форума предполагала деление на тематические секции, в рамках которых представители СМИ должны были обсудить наиболее актуальные для себя вопросы. Периодически на этих секциях возникали бурные споры по проблеме цензуры. Нужна ли цензура вообще или общество заслуживает того, чтобы получать всю информацию «без купюр»? Какая цензура лучше – государственная или внутренняя, обусловленная собственными интересами издания или компании? Наталья Петкевич, первый заместитель главы администрации Президента Республики Беларусь, предложила использовать «самоцензуру»: «Каждый журналист, печатая материал, должен задуматься, а хочу ли я, чтобы его прочла моя мать, ребёнок или друг. Может, тогда в прессе будет больше выдержанных, достоверных сведений».

Галина МЕТЕЛИЦА

Статья опубликована :

№22 (6226) (2009-05-27)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
0,0
Проголосовало: 0 чел.
12345
Комментарии:

Галина МЕТЕЛИЦА


Выпуски:
(за этот год)


©"Литературная газета", 2007 - 2013;
при полном или частичном использовании материалов "ЛГ"
ссылка на
old.lgz.ru обязательна. 

По вопросам работы сайта -
lit.gazeta.web@yandex.ru