(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Новейшая история

Догнали и перегнали

ПОЛИТГРАМОТА

Американское школьное образование как предпосылка кризиса в экономике и урок для наших реформаторов

Анатолий УТКИН

По мнению журналиста «Нью-Йорк Таймс» Томаса Фридмена, богатство и благоденствие в век глобализации возникают в тех странах, которые преуспевают в трёх сферах:
1) создании совершенной инфраструктуры;
2) принятии эффективной образовательной программы, при которой знания служат общеполезному обновлению общества;
3) разработке продуманной налоговой политики, обосновании инвестиций, поддержке научных исследований и главное – наличие вдохновляющего руководства.

Сегодня Соединённые Штаты испытывают сложности во всех трёх приведённых сферах. Америка не сумела измениться на крутом историческом повороте, как прежде сумела приспособиться к веку информатики и биотехнологии. Противостоя в холодной войне Советскому Союзу, американское общество испытывало угрозу извне и оказалось не готово встретить угрозы изнутри.

Трагические события, требующие вмешательства полиции, – обыденность в американских учебных заведениях.;  PHOTASСуществует классический сюжет о трёх поколениях одной семьи. Первое поколение, не щадя себя, вставало с зарёй, трудилось не покладая рук, прилагая умение, выдумку и старание, чтобы нажить добро. Второе поколение старалось сохранить нажитое. А третье поколение потеряло самодисциплину и мускулистость своих предков, окунулось в лень и стало просаживать дедовско-отцовские богатства.

Это бесшабашное прожигательство обнаружилось в Америке в момент пиковых успехов как внутри страны, так и за её пределами в 1990-е годы. Информационный бум, сотни миллиардов долларов Билла Гейтса фантастически подействовали на третье (после окончания Второй мировой войны) поколение. Корпеть над инженерными проектами? Отдать лучшие годы жизни университетской зубрёжке? Зачем? Предшествующие полстолетия были американскими, и нет оснований сомневаться в грядущем полустолетии. Отдадимся же быстротекущей радости бытия. Тем более что китайцы, индусы или восточноевропейцы с радостью выполнят прежнюю американскую работу, ведь им так нужны доллары.

Был момент, когда страну можно было призвать засучить рукава и заглушить ростки гедонизма, обновить исконно американские доблести – трудолюбие, бережливость, страсть к образованию. То было страшное утро 11 сентября 2001 года. Но… Быстрота происшедших изменений не позволила Вашингтону нащупать верную стратегию. Взобравшиеся на вершину мировой пирамиды американцы оказались не способны дать ясный анализ того, что им несёт бурный подъём Китая. В чём причина?

Культура, формулирует один из ведущих социологов нашего времени И. Валлерстайн, всегда была орудием сильнейшего. Образование всегда было основой национальной мощи Соединённых Штатов. Сегодня всё иначе. Общенациональный американский тест показал, что за последнее десятилетие значительно упала начитанность в английской литературе. Специалисты считают, что образованность выпускников колледжей упала из-за того, что растущее число молодых американцев в последние годы проводит свободное время за телевизором и блуждая по Интернету. Молодые люди перестают читать для удовольствия, и это негативно сказывается на уровне образованности.

Что же случилось с американским образованием?

Выйдя в первой трети ХХ века на первое место по индустриальным показателям, Америка занялась устройством своей образовательно-культурной системы. Именно в это время начальная стадия образовательного процесса была передана местным властям, местным школьным советам.

Локальным «комьюнити» было позволено создавать школы по своему желанию. Каждый имел право на свой собственный подход  к организации школьной системы. В отличие от большинства стран, основывающихся на национальной системе или на системе отдельных «земель-штатов», «внутренняя» Америка сама выбирала школьное расписание, обязательные учебники, характер оплаты учителей. Процесс охватил всё большее число молодых. В это время основная масса американского населения перебиралась в ближние и дальние пригороды. После Второй мировой войны вокруг «метрополий» сформировались огромные пригородные районы.

И что же это значило для образования? Богатые люди отдельных графств, стремившихся поселиться рядом друг с другом, «облагали друг друга» сравнительно небольшими налогами и поддерживали образовательный процесс на приличном уровне. Богачи приглашали талантливых преподавателей, умелых школьных менеджеров, которые создавали внушительное расписание, солидный список предметов.

Но уже тогда обнаружился дефект системы, который с годами становился всё более ощутим: в бедных углах Америки школьная система отражала скудный доход местного населения. Приглашались самые нетребовательные учителя, перед всеми стоял вопрос социальной несправедливости и простого выживания. Это обостряло социальный вопрос и зарождало у учеников «роковые вопросы».

Если в других индустриально развитых странах создавалась единая общеприемлемая система школьного образования со стандартным расписанием, то в вольнолюбивых Штатах богач учил своих детей лучше, чем наёмные рабочие. Это неизбежно отразилось на социальном аспекте образовательной системы. Элита училась осуществлять новации, дети наёмных рабочих шли работать на конвейере. Знания распределялись соответствующим образом: творческие начала в богатых школах, примитивные начальные знания в обшарпанных школах бедняков.

Всё это казалось приемлемым, пока конвейерные рабочие получали весьма приличную заработную плату и стали подъезжать к своим заводам на собственных автомобилях.

Но промышленного производства, прогресса не остановить – и автоматизация стала вытеснять носителей примитивного труда. Примитивная работа удалилась в Мексику или в Китай. Хорошо оплачиваемые места всё больше нуждались в знаниях. И бедные местные школы лишились смысла своей работы – они отстали, их выпускники оказались никому не нужны. Впереди у них был социально-культурный тупик. Многие выпускники таких школ оказались на распутье между пособием по безработице и тюрьмой.

Сложилась система, «живая» и по сию пору, – начальное и среднее образование в США драматически отстаёт от высшего образования и того, что мы называем аспирантурой.

Значительная часть молодых американцев не только не получает необходимого образования, им не прививается даже минимальный интерес к наукам – к высшей математике, естественным наукам, инженерному делу. Недавнюю выставку достижений в естественных науках посетили в США 65 тысяч человек. В Китае же за право посещения выставки боролись шесть миллионов молодых людей! Китай получил на этой выставке 35 наград, включая одну из трёх самых главных. Американская пресса отметила, что «60 процентов лучших участников выставки, 65 процентов наиболее эффективных математиков являются детьми недавних иммигрантов… Их родители поощряют детей изучать математику и естественные науки… Американские политики, которые поддерживают исключительно запретительную иммиграционную политику, рискуют блокировать технологическое и общенаучное развитие». То есть без иммигрантов американская наука и техника встанут.

И ситуация не обещает перемен. Каждые четыре года Соединённые Штаты оценивают учащихся между четвёртым и восьмым классом. В последнем обзоре принимали участие полмиллиона учащихся из 41 страны. Выяснилось, что в математике и естественных науках тон задают азиатские страны. Самые высокие оценки получили восьмиклассники в Сингапуре (44 процента). За ними следовал Тайвань с 38 процентами. Школьники Соединённых Штатов получили лишь 7 процентов.

Следующий конкурс обнаружил, что пятнадцатилетние американцы опустились значительно ниже срединной черты международного уровня. Журналисты назвали преподавание математики в американской средней школе «чёрной дырой» американского образования.

Сами американские студенты признают, что «их культура направлена на развлечения». Даже в таком университете, как Йельский, этой звезде университетов, «увитых плющем», то есть наиболее старых и престижных.

Вот что пишет американский исследователь. «Йельская школа бизнеса выдвигает из своих рядов президентов университета, и они великолепны в этом качестве. Но университет не производит учёных. Президенты университета не представляют собой университета для науки, потому что ими не овладела любовь к ней в их студенческие годы… Американцы, которые желают быть адвокатами, начали глушить все посягательства тех, кто хотел быть инженерами и учёными в 1970–80-е годы. Желающие поступить в школы бизнеса, чтобы получить магистерскую степень, стали оттеснять студентов инженерных специальностей и юристов в 1990-е годы».

Американская культура ещё производит творчески продуктивных учёных и инженеров, но другие культуры сокращают отставание от США с примечательной скоростью, поскольку они обращены к технически фундаментальным дисциплинам. Их «новорождённый» интерес способствует созданию более творческих подходов к образованию в их собственных государственно-социальных системах.

Америка совершила существенную ошибку, когда общественные школы изгнали из своего расписания искусство и музыкальное образование. Разумеется, немалое число семей сохраняет духовную обстановку, но общий климат общества всё более противится серьёзному творчеству. Трудовая этика – вот в чём Азия начала не только догонять, но и обгонять Америку. Получается так, что проблема даже не в утере интереса к математике и естественным наукам, проблема в утрате знаменитой протестантской трудовой этики.

Нашим реформаторам, переделывающим российскую жизнь по американским лекалам, хорошо бы обо всём этом подумать.

Обсудить на форуме

Статья опубликована :

№23 (6227) (2009-06-03)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
5,0
Проголосовало: 4 чел.
12345
Комментарии:

Анатолий УТКИН


Выпуски:
(за этот год)