(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

ТелевЕдение

Кризисный хруст

СЛЕДЫ НА ТЕЛЕ

Новый ТВ-сезон: начало идентично концу

ВРЕМЯ ОСТАНОВИЛОСЬ
Дорогой зритель, готовься жевать уже давно безвкусную и кем-то пользованную жвачку!
Никогда ещё в последние времена мы не встречали «новый телегод» со столь старым и повторяющимся содержанием эфира. В сентябре, как правило, зрители чего-то ждут. Неизвестно чего, но после очередного летнего расслабления предполагается некая, хоть какая-нибудь традиционная встревоженность и озабоченность телевещателей. Кажется, что они вроде бы должны думать о будущем, строить новые планы, гореть свежими идеями.

Но не тут-то было. В российском эфире всё как раз наоборот. Изворотливая выживаемость топ-менеджеров породила ещё одну, почти уже неизлечимую для нынешнего поколения телеруководителей болезненную тенденцию: повторяй уже проверенное, за это не увольняют! Итак, дорогой зритель, готовься жевать уже давно безвкусную и кем-то пользованную жвачку. На новую по сути и содержанию продукцию никто ничего тратить не собирается. Ни денег, ни душевной или интеллектуальной энергии. Попытки обновления если и есть, то занимают 2–3% от общего состояния глобального повтора на ТВ.

Конечно, конвейерное создание сериалов можно назвать «новизной». Ведь они же порой похожи на «свежие». Да, актёры иногда (иногда!) не повторяются, сюжеты вроде бы чуть-чуть разные. Однако на поверку все они словно на одно лицо и с одного сценария. С почти идентичными сюжетными построениями, режиссурой, прямой речью героев, не напряжённой игрой будто бы артистов-профессионалов и малобюджетной картинкой. Из старинного понятия «сериа» (например, опера-сериа), ещё в XVIII столетии подразумевающего важное действо и в реальности произошедшего от слова «серьёзный», мы получили пустоту, «мыльную оперу», профанацию художественной идеи – полупустые сериалы начала XXI века, в которых российский кинематограф и телеиндустрия погрязли по самые мозговые «не хочу».

Первый канал, как всегда, впереди обозначенного процесса. Все основные передачи, включая телешоу, в «новом» сезоне будут те же, даже ретропремьера с Юрием Николаевым про старые песни. Процесс создания собственных сериалов на канале – тот же и в том же духе. А в дополнение – продолжающаяся трата средств на закупку сериалов американских типа нашумевших не так давно «Остаться в живых» или «Обмани меня», в котором Тим Рот с заметной однообразностью и надоедливостью учит зрителя распознавать мимику лица играющих актёров, что преподносится как «знание психологии и чтение мыслей». Закупки из-за океана рекламируются у нас теперь в «героическом» стиле: мол, Первый сумел сделать так, что персонажи с психологической проницательностью или пережившие авиакатастрофу обитатели странного острова будут попадать с экрана в дома российских телезрителей буквально на следующий день, после показа сериалов с их участием в Америке. Вот ведь какая радость! Опять мы кому-то в очередной раз «нос утёрли»! Такая вот гонка телевооружений и холодная война за эфир продолжается в некоторых продюсерских головах. Только теперь за американский счёт. Если прибавить к этому покупку Первым ещё одного фантастического телесериала из США, то вот и все главные «новости» на канале. Как видите, заметна большая работа «творческой мысли» создателей сетки вещания. «Как же так!» – воскликнет ответственный сотрудник Первого. – «Мы же ещё заявили некоторое расширение документального жанра! Разве это не новость?!» Поживём – увидим. На Первом мы уже имели в течение нескольких лет вечерний эфир, забитый документальными фильмами разного качества, включая мистические опусы. Очередной шаг в сторону приближения к «реалити» – повторяющийся признак «потепления» эфира и попытка броситься в погоню за каналом «Россия», успешно продвигающим документальное кино, включая проект «7 док».

Увы, заметного продвижения вперёд в сфере шоу однако и на «России» незаметно. При этом перемещение на канал «образа» Тиграна Кеосаяна, который почти 200 раз за год на РЕН ТВ натужно пытался развлечь уже постоянно отключавшихся от него зрителей, кажется весьма странным. Новизна семейного проекта «Ты и я» с его ведением будет размыта уже давно «замыленным» лицом и заболтана напрочь выдохшейся «говорящей головой».

Канал ТНТ верен своему безнадёжному «Дому-2», раскрученному дурными критиками, которые тупо продолжают придавать таинственность этому картинно-пошловатому детсаду зрелых «жлобов», употребляя фразы вроде – «пока ещё не запретили». «Камеди Клаб», оказывается, (так заявлено) сможет показать нечто другое, то есть не сплошные повторы. Ну-ну. Апробированная тема Рублёвки вновь возникнет на ТНТ в сериале «Барвиха», где по сюжету в якобы школе для избранных будут учиться некие юные герои. Задумка для молодёжного сериала может быть интересной, но что-то не верится в гениальность её исполнения. Гламур – вещь тонкая, может в интерпретации оказаться дешёвкой. Посмотрим.

ПИР КАШПИРОВСКОГО
Возвращение Кашпи­ров­ского на экран при помощи «башковитых и креативных» менеджеров телеканала НТВ подсказывает, что дело и здесь достигло критического состояния. Дошло до «максимума» или до того, что после него осталось, когда уже даже «русские сдаются». Изрядно подзабытые анекдотичные призывы из эфира перестроечного лекаря – «Спать!» – связаны, видимо, с тем, что вновь возвращаются времена, когда без гипнотического воздействия на публику уже не достигнуть какого-либо существенного рейтинга или не остаться в формате современного телевещания. Массовое умопомрачение – цель любого «ничегонесоздающего» телевизионщика. Пока пипл витает в дурмане, можно отсчитывать эфирное время. Ведь его же не надо чем-то наполнять! А тут вот – удача, старая и проверенная таблетка для счастья – физиономия с безумными глазами, от которой у некоторых людей до сих пор судороги по телу. Бесплатное «экстази» для российского зрителя. И сетка будет наполнена, и время убито. Канал работает! А кто скажет, что нет? Даже если и скажет, что Кашпировский – начало полного падения канала (а именно это я и утверждаю!), то кто будет слушать?! Нынче никто – никого – никак – никогда – слушать не желает. Особенно «знатоки ТВ». Они же властители эфира, «телеакадемики», нынче почти боги…

Завлекалочки вроде битв экстрасенсов на РЕН ТВ – также повторение уже пройденного. Канал потихоньку переходит в разряд «мистических», а значит – второстепенных. Это так понятно, особенно когда здравый смысл постепенно уходит на второй план. РЕН ТВ – увы – даже никакими обнадёживающими предсказаниями не удивляет. Канал вообще не порадует зрителей новыми веяниями. «Стоп, машина!» – скомандовал тамошний капитан. И команда исправно выполняет всех устраивающую установку.

А зачем напрягаться? В стране кризис. Значит, и на ТВ должен быть кризис. А то скажут – больно хорошо живут! Искусство мимикрии – самый современный способ для создания нынешнего отечественного телевидения. И даже если это приведёт к тому, что экраны вскоре станут… просто серыми, пустыми, без картинки вообще, то ведь именно такое вещание и будет удобным для его устроителей. Оно ведь недорого, да и власть устраивает. К тому же и критикам не за что будет «зацепиться».

Только вот как быть со зрителем… Он же чего-то хочет! И тут, как видим, ответ уже найден. Усыпить! С помощью головы «профессора» Кашпировского. И тогда свершится чудо – славные творцы нынешнего стопорного и кризисного телевещания пребудут вечно! Аминь!

Константин КОВАЛЁВ-СЛУЧЕВСКИЙ

 

Статья опубликована :

№35 (6239) (2009-09-02)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
5,0
Проголосовало: 3 чел.
12345
Комментарии:

Константин КОВАЛЁВ-СЛУЧЕВСКИЙ

 

 

 

 

 

Константин Ковалёв-Случевский (Константин Петрович Ковалёв) писатель, историк, культуролог, телеведущий ипутешественник. Профессор Института журналистики и литературного творчества (ИЖЛТ). Работал научным сотрудником и научным секретарем Пушкинской комиссии Института мировой литературы РАН. Читал лекции и стажировался в Оксфордском университете, Институте гуманитарных наук в Париже, Информационном агентстве США, Центре славистики на о. Капри (Италия). Автор телефильмов об истории, музыке и эстетике, многие годы - ведущий ряда программ на радио и телевидении. Из опубликованных книг: «Орфеи реки Невы», «Глагол таинственный», «Бортнянский» (ЖЗЛ), «Раевский» (ЖЗЛ), «Имена и лица русской культуры», «Виза на край света», «Савва Сторожевский» (ЖЗЛ), «Юрий Звенигородский» (ЖЗЛ), «Звенигород и Звенигородская Русь», «Другая Рублёвка. Тайны Царского пути», и др. Член Союза журналистов (с 1981 г.) и Союза писателей СССР и России (с 1988 г.). Некоторые книги автора отмечены литературными премиями, переведены на иностранные языки. Дополнительная информация на сайте писателя: www.kkovalev.ru  

Выпуски:
(за этот год)