(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||
Посмотреть все записи этого автора
15.04.2007 11:00:00

ПРАЗДНИК, КОТОРЫЙ ВСЕГДА

ТАЙНЫЕ БОГИ ЭФИРА

Я, честно говоря, всегда относился
с подозрением к требованиям, чтобы
телевидение воспитывало, мобилизовало или кого-то поднимало на что-то, я думаю, что задача телевидения – информировать
и развлекать, и давать собственно
материал для размышлений.

Константин ЭРНСТ
(из предновогоднего интервью
«Эху Москвы»)

Ну зачем в чём-то подозревать и упрекать новогоднее телевидение? Да там стараются ради нас изо всех сил, мы чего-то ещё только нарезаем, а нам уже создают праздничный фон, развлекают, картинка с каждым годом всё ярче… Ну чего возмущаться, задумываться о чём-то? Надо радоваться… Но прав Константин Эрнст, материал для размышлений телевидение даёт обширный, в том числе и о нём самом.
Его влияние огромно и до конца не исследовано. С одной стороны, это – многомиллиардный бизнес, с другой – невиданная форма коммуникации для сотен миллионов людей. Нажимая на кнопку пульта, мы, сами того не ведая, становимся клиентами колоссального виртуального супермаркета, в котором чего только нет. Перед нами заискивают, потакают нашим слабостям, предлагают интереснейшие программы, с одним только условием – в них будет немного рекламы. Ну понятное дело, телевизионщикам же надо как-то жить. «Реклама – это святое», – как то ли в шутку, то ли всерьёз говорят на «Эхе Москвы». Но рекламные деньги – это не шутка, многие, как известно, головы сложили на этом поле.
Рекламодатели денежки дают тем каналам, и тем больше, чем больше аудитория данного канала. Любой теленачальник кровно заинтересован в том, чтобы мы всё бросили и смотрели именно его канал, чтобы мы доверили именно его «телепузикам» своих детей, которых они «воспитывают и мобилизуют» как верных потребителей их дальнейшей телепродукции. Идёт яростная конкурентная борьба за настоящего и будущего клиента. Но к чему она приводит?
Французский социолог Пьер Бурдье1 задолго до появления на российских каналах ледовых шоу-двойников, задолго до того, как у нас (во Франции всё это произошло значительно раньше) на телевидении закрепился ограниченный круг телелиц (певцов, юмористов, экспертов), сделал парадоксальное открытие. Конкуренция между каналами не приводит к улучшению их качества. Почему, ведь конкуренция – всегда хорошо? Потому что арбитрами являемся не мы, не общество, не Жан-Люк Годар, не Александр Солженицын, не академики Алфёров или Гинзбург, а «тайное, владеющее сознаниями божество мира телевидения – рейтинг». И это «божество» не впускает в своё поле (а если впускает, то очень быстро выталкивает) что-то глубокое, неординарное, духовное, ориентируясь на вкусы и инстинкты пресловутой «тёти Мани с Марьиной Рощи».
Эта абсолютно виртуальная тётя диктует, что «смотрибельно», а что не «смотрибельно». Именно на её «духовные потребности» и инстинкты ориентируется негласный руководитель телевидения – рекламодатель. Он, конечно, не единственный игрок на телеполе. Есть ещё и крупные корпорации, владеющие телеканалами (хотя сегодня никто из олигархов так открыто не рулит телевидением, как Березовский или Гусинский). Есть государство, влияние которого заметно пока только в политической сфере (в гуманитарной – меньше, хотя вспомним, как высказывание министра обороны по поводу дебилизации отозвалось на «Аншлаге», который на некоторое время даже исчез из эфира). В идеале это ещё и общественность, которая обязана препятствовать движению телетел «всё ниже и ниже и ниже». Но влияние главного «силовика» – рекламодателя постоянно и неотвратимо.
Безрекламное советское телевидение было скучным, заидеологизированным, но, как ни странно, несравненно более демократичным и человечным. Иначе современное рыночное телевидение не возвращалось бы с таким упорством к советским песням, фильмам, фигурному катанию, КВНам и новогодним «Огонькам».
Давно нет советской идеологии, и кажется, что нет никакой? Нет, есть, никогда не декларируемая, но тем не менее явственная: идеология развлечения, идеология жизни как праздника. А как же «глаголом жги сердца людей», «не спи, не спи, работай», «смягчение нравов»? О нравственной коммуникации теленачальники не говорят, как будто это что-то замшелое и стыдное. Но вот что поразительно: при полной свободе в области развлечений отечественное телевидение пришло к тому, что каналы похожи друг на друга, как Басков с РТР на Баскова с Первого.
У них множество очень похожих лиц, и все они желали нам в Новом году любви, посылали воздушные поцелуи и говорили: «Мы любим вас! Мы любим вас!» А мы их? Ну и мы их…

ОТ ЭДИТЫ ДО ЛОЛИТЫ

Он пьёт ежедневно, и, кроме того,
у него бывают запои.
Сергей ДОВЛАТОВ

Праздничный телезапой начался задолго до Нового года, главные каналы всю бесконечную, бесснежную осень сражались за свою долю (рейтинг) на льду, и этот фигурный праздник, так же как перманентный праздник юмора, не выявил настоящего победителя. Но вот в новогоднюю ночь на бетонных полах телестудий в последней схватке за рейтинг столкнулись главные каналы. Константин Эрнст отказался на сутки от рекламы (хотя, честно говоря, кое-какой продактплейсмент2 на Первом был) и тем нанёс серьёзный удар по телеконкурентам. Гениальный ход. Рейтинг Первого канала в праздники был наивысшим. Рекламодатель (а также люди поважнее) знает теперь, какой у нас канал самый главный, ведь как встретишь Новый год, так его

Комментарии: 0
Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
4,0
Проголосовало: 7 чел.
12345

Александр КОНДРАШОВ