(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||
Посмотреть все записи этого автора
16.04.2007 04:48:22

ПОКЛОНЕНИЕ МАМОНОВУ

"Остров" Павла Лунгина ещё до своего выхода в прокат успел наделать шума и получить изрядное паблисити как в России, так и за рубежом. Фильм открытия последнего "Кинотавра", фильм официальной церемонии закрытия 63-го Венецианского фестиваля, Гран-при фестиваля "Московская премьера"… Глава РПЦ лично вручил создателям ленты патриаршие грамоты. А в довершение ко всему она была выдвинута на соискание национальной кинематографической премии "Золотой Орёл" сразу по всем номинациям.
Но дело даже не в наградах и триумфах, которые отнюдь не всегда - как это нам хорошо известно - являются в наши дни прямым отражением художественных достоинств. Главное, что "Остров", при всей сложности и неоднозначности темы, поднятых проблем, а также общественной на него реакции, должен быть по справедливости назван главным российским кинособытием уходящего года. А может быть, и не только года…
"ЛГ"

Реклама настойчиво приглашала, но я отказывался верить… Говорили, что Пётр Мамонов ради съёмок нарушил своё деревенское уединение, что Павел Лунгин кардинально поменял режиссёрский стиль, на радио рассказывали про раскаявшегося грешника, по телевизору показывали кадры с участвовавшими в фильме популярными артистами... Но всё равно я не верил.
Не верил, потому что помню языческие, чтобы не сказать бесовские, камлания Мамонова в "Звуках Му", помню фильмы Лунгина, в героях которых какая-то духовная жизнь, конечно, была, но вряд ли совместимая с муками совести: "Такси-блюз", "Луна-парк"… После поразительно точного попадания во вкусы европейской фестивальной публики французы даже шутили: "Лунгину осталось снять только "Пари матч". Но обладатель двух каннских призов зачем-то создал "Олигарха" - гимн свободолюбивому, кристально честному борцу за денежные знаки, в одиночку противостоящему коварным спецслужбам, коррупционерам, женщинам и завистникам… Не верил я в режиссёрское преображение! Как не верю в то, что какой-нибудь раскрученный постмодернист напишет вдруг роман о приоритете семейных ценностей, да без единого матерного слова. И, может быть, напрасно - неисповедимы пути…
Автор сценария "Острова" - дебютант Дмитрий Соболев. Павел Лунгин, кино прежде снимающий по собственным сценариям или по крайней мере написанным "при участии", на этот раз - только режиссёр, рассказывающий чужую историю, ничего, кажется, не прибавляя от себя. А история не модная, не выигрышная: юный матрос во время войны со страху выдал своего командира и, спасая шкуру, под дулами фашистских автоматов расстрелял его. Это преамбула, а дальше начинается то, чем заканчивается роман "Преступление и наказание", - духовное преображение. История жизни и покаяния монастырского угольщика, юродивого и целителя. Время действия - 1976 год. Место - берег холодного моря.
Я собирался "не верить" по Станиславскому, но... С самого начала "пробивает" несуетность, громадность и подлинность беспощадной природы "Острова" - Белое море, серые лишайники на камнях, тёмное небо, чёрный уголь, вьюга, снег. "Пробивает" Пётр Мамонов в роли отца Анатолия - немолодой, некрасивый, неприкрашенный, со своими зубами, то есть почти совсем без зубов… Он подлинный какой-то и беспощадный к самому себе. Не получается не верить. Подлинны люди, которые к нему приходят на остров. Сцены с ними - подлинные шедевры - неловко даже говорить, что артисты играют, они замечательно "не играют". Начиная с уникальной Нины Усатовой и кончая потрясающим, мудрым Юрием Кузнецовым.
Изумительно точна и достоверна Яна Есипович в роли дурёхи, пришедшей к отцу Анатолию испрашивать разрешения на аборт.
- А ну пошла, не смей и думать, кыш отсюда, кыш… - И гонит, гонит её с острова.
И она бежит, оглядывается на отца Анатолия и бежит, бежит… И ком к горлу подступает. Она послушает отца Анатолия, послушается - я верю.
Сцена с матерью, привёзшей больного сына (документально точная работа Ольги Демидовой и юного Гриши Степунова), - простая и пронзительная, напомнила о первой сцене "Зеркала" с заикающимся мальчиком, но эмоционально несравненно более сильная. У Тарковского после сеанса с психологом ребёнок сможет говорить, у Лунгина после встречи с праведником - жить… Подкупает то, как жестоко и жизненно переплетаются в фильме высокое и низкое, трагическое и смешное. Мать отказывается оставить только что исцелённого ребёнка в монастыре для причащения, потому что ей, видите ли, на работу надо успеть; герой Мамонова, забравшись по пояс в зимнюю воду, вытаскивает мальчика из отплывающей от острова лодки и на руках несёт в храм…
В зрительном зале плачут, и я плачу. В первый раз в кинотеатре вера экранного героя так задевает меня, мою веру.
Сцена изгнания беса снята без натурализма и физиологизма. Виктория Исакова в роли несчастной одержимой Насти, Мамонов в роли отца Анатолия, режиссёр Лунгин, оператор Андрей Жегалов, композитор Владимир Мартынов, не понимаю как, но прожигают мою зрительскую душу. Много я видел всяческих экзорцизмов в кино, но здесь какая-то библейская, евангельская мощь нарастает от кадра к кадру.
Тем обиднее некоторые, может быть, мелочи. Популярный Дмитрий Дюжев - в роли отца Иова… Очень хороший актёр, но как-то он, на мой взгляд, вываливается из этой истории 1976 года, чересчур на менеджера среднего звена похож. Хочется ему верить, но… Настоящие монахи - люди непростые, умные, часто жёсткие и далеко не всегда благостные. Прославленный и награждённый Виктор Сухоруков в роли отца Филарета не умн

Комментарии: 0
Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
4,7
Проголосовало: 6 чел.
12345

Александр КОНДРАШОВ