(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||
Посмотреть все записи этого автора
30.01.2008 11:29:48

Театр открылся!

ТЕАТР ОТКРЫЛСЯ!
Кинешемская сцена – одна из старейших в России

«Слушай, займись летописанием нашего театра, ну попробуй!» - уговаривал меня главный художник Кинешемской драмы Юрий Виноградов. Полсотни лет, не меньше, он прожил кинешемской сценой, мог рассказывать часами, припоминая разные события – и интересно, образно. Сказывалась профессия: художник обладал какой-то фантастично картинной речью. Даже, я бы сказал, картинно-кинематографичной. Не знаю, как она действовала на других, а я абсолютно терял контроль над временем и «улетал» в события прошлого. Откинувшись на спинку старого кресла, Юрий Федорович жестикулировал, играл мимикой, менял интонации, чем, видимо, и создавал киношный эффект. О родном театре он знал, кажется, все. Смею предположить – лучше историка. Часть эпохи Кинешемского театра он творил и проживал сам, а часть – скрупулезно изучил и прочувствовал. «Истоки – главное», - говаривал Виноградов. Поэтому и отстаивал в Кинешме сценические традиции, даже тогда, когда мода рьяно требовала совсем другого. Не боялся быть немодным, всегда был своевременным. В год 100-летия Кинешемского драматического театра имени А.Н.Островского о провинциальной труппе вспомнил столичный еженедельник «Культура». Я готовил свой первый материал для центральной прессы, и в собеседники выбрал его – Юрия Виноградова. Этим, к сожалению, и ограничилось мое летописание, не считая ряда рецензий на спектакли для «Рабочего края» и «Ивановской газеты». Но осталась память о наших встречах в мастерской художника, сохранились записи в блокноте об известных и не очень театральных страницах Кинешмы. Полистаем их вместе?
Кинешемский драматический театр – один из старейших в России. «Еще в 1883 году в Кинешму приехал из столицы Николай Петин. Его выслали оттуда за активное участие в студенческих демонстрациях. Хотя и был он инженером, а необыкновенно увлекался театром, крепко дружил с Сумбатовым-Южиным. Именно Петин и подал прошение в Городскую думу об организации в Кинешме народного театра», - рассказывал для публикации в «Культуре» Виноградов. Это, собственно, и есть официальная версия, которой придерживаются многие краеведы. Однако позднее, опираясь на театральный архив, Юрий Федорович уточнял, что Петин действовал не единолично, а создал целое движение в поддержку организации театра. Под письмом в Городскую думу от 6 ноября 1896 года стояло еще 14 подписей, в том числе людей солидных – уездного предводителя дворянства П.Хомутова, владельца химического завода В.Философова, фабричного инспектора А.Клепикова, камер-юнкера высочайшего двора А.Куломзина. Они просили местную власть принять постановление о строительстве театра и даже подыскали вариант «быстрого строительства»: переоборудовать невостребованное складское помещение, которое временно арендует купеческая вдова Л.Тюрина. Собственно говоря, радетелям за театр требовалось только согласие властей, поиск средств они готовы были взять на себя. Кинешемская дума подумала, согласовала с губернатором и пошла навстречу.
Начался активный поиск пожертвований. На клич отозвались многие жители города. Богатеи-фабриканты некоторое время выжидали, посмеивались, наблюдая сбор средств по подписке, но все же подкинули деньжат на необычное для Кинешмы дело. Так вписали себя в историю театра И.Коновалов, И.Кокорев, А.Бакакин и П.Морокин. Поддержало идею также уездное земство, потом пришли помощь Министерства финансов, субсидия комитета Попечительства о народной трезвости. Императорские театры, узнав об инициативе на Волге, сделали специальный сбор со своих спектаклей: направили в Кинешму 1400 рублей.
К строительству приступили незамедлительно. Над кирпичным зданием склада скоро вырос второй этаж, шли внутренние работы. Обустраивали фойе, артистические гримерки, буфет (куда ж без него?) В зале смонтировали сцену, а для зрителей сделали партер, балкон и галерею на 425 мест.
Театру присвоили имя А.Н.Островского. Об этом просил Петин со сподвижниками и ходатайствовала Городская дума. 26 декабря 1897 года – фактически через год после подачи прошения – Кинешемская драма открыла свой первый сезон комедией Островского «Бедность не порок». Говорящее, надо отметить, название, которым руководствовались создатели театра, пускаясь в столь непростое предприятие. Но ведь оправдали народную мудрость!
Управление театром доверили музыкально-драматическому кружку, который на радостях в тот же сезон ставит еще четыре пьесы Островского: «Счастливый день», «Светит, да не греет» (написаны драматургом в соавторстве с Н.Я.Соловьевым), «Грех да беда на кого не живет», «Не все коту масленица». А из Иваново-Вознесенска приглашается труппа А.Бабенкова со спектаклем «Без вины виноватые».
«Театр открылся, но надо было его сохранить. Нужна была поддержка, - рассказывал мне главный художник Юрий Виноградов. – И вот тут-то на гастроли в Кинешму прибыла труппа Малого театра во главе с прославленной актерской семьей Садовских». С 26 по 28 мая 1898 года Ольга Осиповна, Михаил Провович и Елизавета Михайловна Садовские с остальной столичной труппой отыграли на кинешемской сцене еще три спектакля Островского. Это были «Лес», «Таланты и поклонники» и «Волки и овцы». То есть первый сезон получился в Кинешемском театре сезоном одного автора, что определило дальнейшую реалистическую направленность репертуара. Ну, и заложило многолетнюю традицию открывать каждый новый сезон А.Н.Островским.
Московские артисты, познакомившись с местной труппой, искренне радовались самобытности русского таланта в глубинке. Но все же посоветовали подыскать хотя бы одного профессионала. И на второй сезон музыкольно-драматический кружок нашел и пригласил аж четырех артистов

Комментарии: 0
Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
3,4
Проголосовало: 5 чел.
12345

Виталий Владимирович ТЕПИКИН