(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||
Посмотреть все записи этого автора
28.08.2007 15:01:28

Основы (православной) культуры.

В последнее время все чаще поднимается вопрос о том, вводить ли Закон Божий в школы. Особенно в связи с «письмом десяти». Для чего оно, православие в школы? Чтобы «передать код нашей культуры» (отец Андрей (Кураев), «Комсомольская правда» от 2.08.07, «Кому доверить детей – священнику или атеисту?»). Поэтому «даже в религиоведческом учебнике должно быть написано больше о православной религии, чем о какой-либо другой» (отец Андрей, там же).
Как человек, равно уважающий атеизм и православие, и протестантизм, и ислам, и иудаизм, и буддизм, хочу поразмышлять, исходя из своего опыта о том, насколько это будет хорошо.
Когда-то у меня в школе были введены уроки православия. К нам приходил батюшка. Он входил в аудиторию, басом говорил «Приветствую, миряне», мы читали «Отче наш», немного он рассказывал о православии, а потом садился (рассказывал стоя) и говорил с нами. Он был очень человечным и простым, придумывал конкурсы, уважал нас. Никакой геенны огненной не сулил. И эта теплота его как человека подкупала. Приходил весь класс. Хотя это были факультативные часы. Но, к сожалению, после года преподавания, он ушел. Потом, спустя года два, пришел новый преподаватель, тоже батюшка, старше первого, кандидат технических наук. Он был достаточно жестким, много говорил о том, как мы погрязли в бездуховности… было скучно и обидно. Я перестала ходить. Но хотя в расписании это все еще были уроки факультативные, там уже нужно было быть. Я не понимала – зачем? Я могу признать, что есть Бог, но для меня это скорее будет один Бог со множеством лиц, как у Боккаччо в новелле о трех перстнях. Но я не верующий человек и не испытываю нужды в том, чтобы сидеть на лишнем уроке и слушать то, что мне обидно слушать. Обидно слушать, что Дарвин мошенник, и все слепки в палеонтологическом музее – гипс. Полгода спустя батюшка пригласил меня сам на беседу тет-а-тет узнать, почему я не хожу на его уроки. Я честно сказала, что не хочу. Тогда я опять выслушала, какая я глупая, что вера - это все, помимо прочего, что в 15 веке на Руси еще не было письменности и к нам забегали драконы с хвостами бубликом… Спустя 1,5 часа я хлопнула дверью. Больше он ничего от меня не хотел.
Ни одно слово мною не было переврано. То, что вы прочли –на самом деле имело место быть.
Мне ни один из батюшек не сказал, что православие – код моей культуры. Ни один не пояснил, что есть вера, зачем эти уроки. Но один был более человечным, нежели первый. После первого отца мне нравилась религия, а после этого разговора на 1,5 часа я долго ненавидела православие и христианство вообще. Батюшка номер два сделал великую вещь: он сделал из меня атеиста.
Душа человеческая, с которой работают батюшки – тонкая субстанция. Там легко можно все переломать – словом. А вот восстановить не так просто. Необдуманно, желая добра, можно так рассказать о православии, что будешь страстно желать и православию, и религии вообще чего-нибудь плохого…
Теперь я, в принципе, не так уж и против, чтобы в школе была «История религии». Это нужно. Но ни за что не соглашусь, чтобы это преподавал батюшка. Опыт показывает, что хотя плохих людей везде достаточно, батюшке легче всего сделать перегиб и испортить, даже не будучи плохим человеком. Просто потому, что ему самому трудно объективно рассказать о других религиях. Своя рубашка ближе к телу; православие будет вернее, чем все другие религии. Пусть это преподает культуролог с высшим образованием. Объективно. Обо всем. Даже если он сам верующий, его специализация не позволит ему сделать перегиб. Дети сами выберут, что им важнее, какая из религий: ведь классы-то многонациональные. Они выберут и в выходной день придут в воскресные школы или медресе, или в храмы, каждый в свой. Их не так мало. А если наши проповедники считают, что воскресных школ мало– надо построить еще. Если нужно. Ведь школа – храм Науки, не надо приносить в этот храм инородное ему.
В таких вещах нужно быть спокойными, уважаемые оппоненты, не нужно кричать и бить кулаками по столу. Этим вы отобьете всякое желание верить вам. Не надо наводить тень на плетень, и врать ради веры, как мой батюшка номер два. Не надо с малых лет в голове школьника устраивать погром, который остается после всякой битвы. Ведь за сердце и голову ученика будут биться и ученые и проповедники различных религий. А что остается после битвы на ранее ржаном поле? Ни ржи, ни поля – вытоптанная земля. Кому верить, если в кабинете номер 452 говорят, что был Большой Взрыв, а в 453 – что Бог создал мир? Ученик сам выберет, кому из вас верить, по какой тропе пойти – по тропе научного или по тропе религиозного миросозерцания. Только не надо говорить, что ваша тропа самая правильная, а все другие – ложные.



Комментарии: 2
Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
4,2
Проголосовало: 5 чел.
12345

Полина Викторовна Тюпина