(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Cвет фресок Дионисия

Фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре - единственный в России памятник с полным циклом росписей, сохранившихся в первозданном виде от полутысячелетнего периода русской средневековой культуры XI - XV вв. Уже по этой причине они имеют уникальное значение, которое несравненно возрастает из-за авторства гениального мастера. Дионисий - один из выдающихся художников, олицетворяющих собой Золотой век иконописи XIV - XV вв. на Руси. Его имя стоит в ряду великих иконописцев - Феофана Грека и преподобного Андрея Рублёва.Фрески Ферапонтова монастыря занесены в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, включены в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России. 



Всероссийский проект "Свет фресок Дионисия - миру" включает в себя создание достойного изобразительного материала нового поколения, передающего на языке искусства фотографии свето-воздушное пространство собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, его архитектуру с фресками гениального художника. В проект также входят создание и выпуск художественного альбома "Сквозь пелену пяти веков: сокровенная встреча с фресками Дионисия Мудрого" и других изданий этой тематики, создание и экспонирование выставки "Фрески Руси. Дионисий. Золотой век иконописи XIV-XV вв.", просветительская программа.

Проект имеет несколько задач. Расширить границы восприятия и, создав качественно новый материал, сделать уникальный цикл росписей выдающегося мастера достоянием широкой отечественной, а в перспективе - и зарубежной аудитории. Привлечь внимание специалистов-искусствоведов, фотографов, издателей и музейных работников России и других стран к принципиально новым подходам в осмыслении и раскрытии подобных памятников культуры.

В рамках проекта завершается работа над передвижной экспозицией "Фрески Руси. Дионисий. Золотой век иконописи XIV-XV вв." Выставка построена в сюжетно-образном развитии. Зритель словно совершает паломничество к Святым местам России, погружается в атмосферу собора Рождества Богородицы, пронизанного светом цветного трехмерного пространства. Он видит свет, воздух, изображения на общих и крупных планах и даже ощущает микроструктуру (фактуру) фресок, мазок мастера. В обычной обстановке, без специального оборудования, за время, отведенное для обозрения (10-15 минут), детально рассмотреть сотни композиций художника, расположенных в сложном пространстве средневекового храма и на большой высоте, практически невозможно. Отныне мы получаем недостижимую в самом музее возможность увидеть фрески так, как их видел сам Дионисий. Произошло усиление духовного воздействия фресок и колоссальное расширение аудитории. Экспозиция трансформируется и может включать в себя от 50 до 300 фоторабот и экспонатов.



Цикл фресок Дионисия дополняют отдельные стенды, посвященные творчеству его великих предшественников - Феофана Грека и преподобного Андрея Рублёва. Таким образом, фрески Дионисия представлены в контексте Золотого века иконописи XIV - XV вв. на Руси.

Альбом "Сквозь пелену пяти веков", вышедший в свет в год 500-летия стенописи (2002 г.) также является частью проекта "Свет фресок Дионисия - миру". Он стал откровением для ценителей древнерусского искусства. В нём наряду с пейзажами, портретами, жанровыми сюжетами, раскрывающими образ Северной Фиваиды, представлен полный цикл фресок (около 300 композиций). Больше того, удалось создать целостное сюжетно-образное повествование, которое конгениально передаёт светоносность фресок великого мастера, их духовную мощь. Книга стала частью национальной экспозиции на Международной книжной ярмарке во Франкфурте-на-Майне в 2003 году и была удостоена Всероссийской премии в номинации "Событие года". 



Альбом "Сквозь пелену пяти веков: сокровенная встреча с фресками Дионисия Мудрого", автор и издатель Юрий Холдин:
420 с., формат 265х333 мм., бумага матовая мелованная 170 г./ м2, ляссе, оформленный футляр, около 550 илл., текст.

Материал создан и издан впервые.
По вопросам приобретения альбома по цене
издательства (2400 руб.)
звоните : (095) 970 - 95 - 50;
8 - 910 - 426 - 81 - 45.
e - mail : y_holdin@mtu-net.ru


В основе проекта лежат авторские работы фотохудожника и издателя Ю.И.Холдина из серии "Свет. Время. Пространство", созданные им в течение 1995-2002 гг. Метод и новизна его разработок лежит в области искусства фотографии, цветоведения, постановочной интерьерной съёмки при естественном дневном освещении, с цветопередачей адекватной оригиналу, с учётом особенностей архитектурного пространства, композиций иконописца, каноничности образов. Copyright © 2002 Юрий Холдин.

Просветительская составляющая проекта предусматривает проведение круглых столов, творческих встреч и мастер - классов, цель которых - серьёзный разговор специалистов и критиков о проблемах фотографии - одного из основных визуальных искусств нашего времени, о болевых точках в сфере книгоиздания, искусствоведения и музейного дела, перспективах в осмыслении древнерусского искусства, культурологических проблемах.

На этой странице помещены фотографии со слабым разрешением и для полиграфических целей непригодные. При полном или частичном использовании их на своих сайтах ссылка на авторство и страницу "Свет фресок Дионисия" - www.lgz.ru обязательна.
Дополнительную информацию Вы можете получить по адресу :
www.dionisy.ru, www.ferapontovo.ru

Материалы относящиеся к проекту "Свет фресок Дионисия - миру" опубликованы :
в журнале "Библиотековедение" 2004, №1- Книга - событие года;
в журнале "Обсерватория культуры" 2004, №1 - Время собирать камни;
в "Литературной газете" в следующих номерах:

№40 - Свет фресок Дионисия

№48 - Дионисий в XXI веке
Освоим ли грамматику культуры?

№23 (2005) - Два художника
Эссе в память о Вадиме Петровиче Михалёве.

№49 (2005) - Возвращение к Дионисию

№6 (2006) - Ферапонтово в Третьяковке

№17 (2006) - После Третьяковки – Великий Новгород

№29 (2006) - Свет фресок Дионисия дошёл до Костромы

№ 36 (6085) - Фрески Руси: показать нельзя увидеть

Круглый стол.
Основные темы, которые выносятся на обсуждение.

1. Диалог с традицией как один из векторов современной культуры. Как сделать вновь актуальным и доступным для новых поколений многовековые традиции национального искусства, в том числе древнерусского?

2. Проблемы издания книг по искусству:
a) коммерциализация и создание реального художественного продукта;
б) проблемы переиздания западных художественных альбомов и создания художественных отечественных альбомов на российском материале;
в) проблема художественных репродукций в книге: искусство фотографии и объект, сложность осмысления их взаимодействия;
г) проблемы качества передачи фотографического образа в полиграфии.

3. Музей - фотографическое агентство - издательство, работа с культурным наследием.
Авторские права.
Государство как посредник: необходимость госзаказа на создание фотографических образов памятников национального значения.

4. Фрески на языке искусства фотографии - новые возможности просветительской работы и новые проблемы.
В частности, проблема позиционирования таких выставок в жёсткой структуре музейного и выставочного дела.

5. Итог : искусство фотографии как современный медиум, дающий возможность донести представление о традиции, побудить к её освоению.
Проект "Свет фресок Дионисия - миру" как один из импульсов формирования вектора современной культуры.

В этом разделе:

Премия "ЛГ" имени Антона Дельвига
Cвет фресок Дионисия

©"Литературная газета", 2007 - 2013;
при полном или частичном использовании материалов "ЛГ"
ссылка на
www.lgz.ru обязательна. 

По вопросам работы сайта -
lit.gazeta.web@yandex.ru

Яндекс.Метрика Анализ веб сайтов