Я очень люблю читать статьи Татьяны Воеводиной. И её позиция мне близка, и стиль у неё лёгкий, свой. Но иногда лёгкость стиля переходит в лёгкость мыслей. Так случилось, например, в колонке «Всемогущее слово» («ЛГ», № 28).
Зачин был замечательный. И пора нам перестать щеголять иностранными словами, пользоваться чуждыми нам понятиями, нужны свои. И что-то сдвинулось в мире: мы перестали смотреть на Запад, как на учителя, вот уж на российскую платёжную систему замахнулись, а там уж, глядишь, и до индустриализации дело дойдёт! И что мотором развития у нас чаще всего выступает дух, какая-то высшая идея, а не материя, не барыш. И время на дворе замечательное – сегодня духом Общего Дела слегка повеяло – не растерять бы эту драгоценную силу. Но, к сожалению, мешает нам наша обломовщина: мнится нам, что всё случится как-то само собой. И, пропев гимн нашему замечательному народу, Т. Воеводина, переходя к тому, как же нам проводить индустриализацию, сама отдаёт дань этой обломовщине.
Что же надо сделать, по Т. Воеводиной, в первую очередь? Надо сделать то, что когда-то сделал Ленин, получив политическую власть. Две базовые вещи: единый государственный банк и государственная монополия внешней торговли.
Мысль прекрасная, но не учитывающая того, что ситуации у Владимира Ленина в 1917 году и у Владимира Путина в 2014-м совершенно разные.
Ленин пришёл к власти в условиях революции, когда солдаты на фронте устали воевать за чуждые и непонятные им интересы. Крестьяне требовали конфискации помещичьих земель и кое-где уже самочинно начали эту процедуру. А рабочим надоело испытывать нужду в хлебе насущном и видеть жирующих в тылу буржуев, разворовывающих государственную казну и наживающихся на военных заказах. Этот проснувшийся, взбудораженный народ только и ждал вождя, который скажет: «Землю – крестьянам, фабрики – рабочим, всему народу – мир!»
Путин пришёл к власти по договорённости с Ельциным и с теми паразитическими кругами (олигархами и пр.), которые полагали, что он будет такой же игрушкой в их руках, какой до него был «царь Борис». Далеко не сразу они убедились в том, что ошиблись в своих расчётах. Но и Путин не раскрывал своих карт, начав потихоньку менять ситуацию в свою пользу. Он без резких движений стал расставлять на ключевые посты в органах управления государством своих людей и «равноудалять» олигархов от политической власти, не посягая на их экономическое могущество. Путин постепенно завоёвывал симпатии большинства народа, который, увы, до настоящего момента не проявлял особого интереса к политике. Даже в условиях уже ставшего явным наметившегося противостояния команды Путина с олигархами и их прикрытием в «верхах» у некоторых публицистов ещё можно прочитать, что власть и народ живут, по возможности не мешая друг другу. У власти свои дела, у обывателей (каковыми в условиях рыночной экономики стало большинство народа) – свои. Власть и «жадною толпой стоящие у трона» заняты борьбой за должности и казённые деньги, а большинство народа – выживанием. В стране установилось двоевластие, но эта конструкция динамичная, готовая в любую минуту сместиться в ту или другую сторону, и роль масс здесь велика. Политическая власть, её основные рычаги – у команды Путина, экономическая – у слоя крупных собственников, хранящих свои капиталы (и права на владение нашими предприятиями) на Западе. Может ли в такой обстановке Путин действовать, как действовал Ленин?
Путин иногда пытался совершить такие атаки. Так, он пытался поставить Банк России (ныне не подчиняющийся правительству РФ и решающий с ним спорные вопросы через суд Нью-Йорка) на службу стране. Но Государственная Дума отклонила предложения президента (подробности этой истории может рассказать депутат Думы Евгений Фёдоров). Путин понимает, что действует в очень сложной внутренней и внешней обстановке, и потому проводит свою линию на полное восстановление суверенитета РФ настойчиво, но деликатно, чтобы не вызвать открытого и резкого противодействия со стороны противников.
Что значило бы сегодня слияние (по-ленински) всех частных банков в единый Государственный банк? Во-первых, нарушение принципа священной и неприкосновенной частной собственности. Во-вторых, покушение на устои того полуколониального режима, который победителем в холодной войне Западом был установлен в РФ в 1991 году. В-третьих, попрание действующей Конституции РФ, а за этим может последовать импичмент президенту. В-четвёртых, это наступление на право свободного перемещения капиталов по миру, за которое так долго боролись буржуазные элементы внутри страны и наши «партнёры» вне её. Читатель может продолжить этот перечень последствий несвоевременного шага Путина.
То же нужно сказать и об установлении государственной монополии внешней торговли. Мера необходимая, но ныне невозможная. Ко всем препятствиям к этому внутреннего порядка добавляется наше членство в ВТО, которая такую самодеятельность не приветствует. А если говорить без обиняков, то обе эти меры означали бы объявление войны и внутренним врагам суверенной России, и всему миру капитала на планете. А народ к такому обороту событий не готов.
Но обстановка в стране и в мире быстро меняется. С ужесточением санкций против России и вообще давления на нашу страну извне (что скоро с неизбежностью последует) нам придётся защищаться. Встанут обязательно и вопросы о создании единого Государственного банка и об установлении монополии внешней торговли. Но решать их придётся не по-ленински, а с учётом современной обстановки, и не сразу, а после подготовки необходимых для этого условий. Надо изменить (а точнее – отбросить) ельцинскую Конституцию РФ и пр. А это будет целая революция.
"Михаил Антонов забыл упомянуть, что Ленин, пообещав народу землю и волю, фабрики и заводы, беспардонно обманул народ, который не получил ни земли, ни воли, ни фабрик и заводов, а получил ВКП(б), второе крепостное право большевиков."
Уважаемый Андрияшин! А как народ должен был получить землю и фабрики? По станкам или по заводу на брата? А доменную печь как делить? Но что она, печь без руды,вагонеток,кокса и т.п.? Или по принципу " Кесарю - кесарево, а слесарю - слесорево"?Что же достанется работникам кладбища? Или экипажу атомной лодки? Как все согласовать и состыковать? Если же говорить серьезно,то ваши предложения совсем не новые. Анархо-синдакалисты над данной проблемой давненько поработали. И с свою оценку в истории политэкономической мысли получили.
Что же касается "воли",то и это проявилось в нашей стране,т.с. "на практике". Перед февральской революцией и после. Несколько лет страна была практически неуправляема. В общественном сознании нашего народа прочно засело представление о свободе,как ничем неограниченной вольнице. Пять Временных правительств пытались вольницу остановить. У Антона Ивановича Деникина очень хорошо описано. Все вами изложенное очень старенькие прописные азы антикоммунизма и антисоветизма.
у "команды Путина", а экономическая у "слоя крупных собственников", не вяжется
с марксистской политэкономией. Она больше соответствует политэкономии
буржуазной. Где основные богатства страны в руках крупной буржуазии, там
и политику государства направляет ее коллективная воля. Деприватизации
захваченных государственных (общенародных) производств она не допустит.
Введения прогрессивного налога вместо 13-процентного тоже. Команда Путина
не может остановить беспрерывных финансовых потоков из России в зарубежную
экономику. Эта команда и толкнула страну в ВТО. Государственные законы принимаются
в пользу буржуазии и ее охранителей во властных и чиновных структурах.
"Политика есть самое концентрированное выражение экономики" (В.И.Ленин).
Но, несмотря на свой талант, профессиональный опыт, знания, возраст, Михаил Федорович наивный, как ребенок. Невозможно без улыбки читать его детские рассуждения о политике Путина, полные глубокого почтения и доверия к президенту.
О каких-то там противостояниях команды Путина и олигархов. Кто-нибудь сможет назвать хотя бы одного самостоятельного в России олигарха, имеющего смелость сказать хоть слово поперек слова Путина?
О том, что якобы <<основные рычаги – у команды Путина, экономическая – у слоя крупных собственников, хранящих свои капиталы (и права на владение нашими предприятиями) на Западе>>. Но ведь самые крупные наши олигархи как раз и состоят в команде Путина, являются его друзьями и соратниками.
Ну а этот абзац надо цитировать полностью, все в нем вызывает уже не улыбку, а просто сплошной гомерический хохот.
<<Путин иногда пытался совершить такие атаки. Так, он пытался поставить Банк России (ныне не подчиняющийся правительству РФ и решающий с ним спорные вопросы через суд Нью-Йорка) на службу стране. Но Государственная Дума отклонила предложения президента (подробности этой истории может рассказать депутат Думы Евгений Фёдоров). Путин понимает, что действует в очень сложной внутренней и внешней обстановке, и потому проводит свою линию на полное восстановление суверенитета РФ настойчиво, но деликатно, чтобы не вызвать открытого и резкого противодействия со стороны противников>>.
Насколько надо быть наивным, чтобы утверждать о независимости Банка России от Путина (то бишь, правительства РФ)!
Или верить в то, что абсолютно ручная по отношению к Путину Дума <<отклонила предложения президента>>!!!
И об этом якобы <<может рассказать депутат Думы Евгений Фёдоров>> - один из самых больших, среди депутатов, врунов, болтунов и пустобрехов!
И, наконец, уверять, что Путин, оказывается, <<действует деликатно, чтобы вызвать открытого и резкого противодействия со стороны противников>>. Да нет у него во власти противников. Эта насквозь продажная и коррумпированная криминально-олигархическая высшая власть стоит горой за президента, защищающего интересы власти как свои личные!
по сути главного менеджера? Между олигархами и Кремлем "открытого и резкого
противодействия" не было при Ельцине, нет и при Путине. Капитализм, в том числе
и воровской, с буржуазной демократией, в том числе и коррумпированной, вполне
совместимы.
А вот, что пишет Википедия по этому вопросу:
"... Был арестован в мае 1968 года по делу «группы Фетисова — Антонова» в связи с распространением листовок, признан невменяемым и направлен в Ленинградскую специальную психиатрическую больницу. ..."
А вы опять "репрессии"! Запрещалось в СССР писать вне туалета, распространять листовки от каких-то подпольных сообществ. Человек нарушил закон - его хотели наказать, а он оказался больной. Его лечили!
И судя по тому, что после этого он работал в Институте мировой экономики и международных отношений АН СССР (ведущим исследователем и заведующим сектором), до самой пенсии, а сейчас ему 87, и он пишет в ЛГ вполне вменяемые статьи, лечили в советских психиатрических больницах хорошо.
Даже сейчас в царстве неслыханной при совке свободы, когда: "Если не запрещено, то можно" - если запрещено посадят и не назовут это репрессиями.
Как он умудрился с таким следом в биографии - "... , был репрессирован (осужден) с 1968 по 1971 за «клеветнические измышления» (формально по статье 70 за так называемую в то время антисоветскую пропаганду) ... " - устроиться и работать в Институте мировой экономики и международных отношений АН СССР (ведущим исследователем и заведующим сектором).
;) Странно, а я нет, хотя мне очень понравилась книжка М.Антонова c обнадёживающим заголовком: "Капитализму в России не бывать!"
Т.Воеводина относится ко многим другим графоманствующим авторам ЛГ, которые бросают камушки по заданию или выбору редакции, но, судя по отсутствию ответов на комментарии читателей, разбегающихся кругов не наблюдают.
А тогда бросание камушков - пустое занятие, как заметил Кузьма Прутков, хотя, возможно, и прибыльное.
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться