С Европой в лице Евросоюза мы поссорились глубоко и надолго. Апофеозом стала резолюция Европарламента о признании РФ «спонсором терроризма», чему сказала «за» подавляющая часть европарламентариев. С ними всё ясно, как и с рядом явлений современного европейского развлекательного бизнеса, который до сих пор называют европейской культурой.
Но сколько бы нас ни пытались отлучить и от её великих творений, и от уже привычной массовой западной музыки, кино, литературы, моды, других сторон образа жизни, надо признать, что мы издавна часть европейской цивилизации и она нам не чужда.
Сейчас кто-то предлагает не только отвергнуть пресловутые «правила», по которым нам рекомендуют жить, но и повернуться от наследия европейской цивилизации на Восток и то ли возродить, то ли заново построить некую особую евразийскую цивилизацию. Сто лет назад такое пробовали сделать в Советской России. «Долой старую буржуазную культуру, создадим новую пролетарскую литературу, новый пролетарский театр, новый пролетарский быт без кухонь и буржуазной семьи». Такую «культурную революцию» железной рукой пытались проводить Пролеткульт и ЛЕФ.
Были на этом пути достижения (Эйзенштейн, Мейерхольд, Родченко, Кандинский и многие другие), но были и потери. Уже в середине 1930-х в СССР возобладал консервативный подход с опорой на «буржуазные» традиции европейской культуры, на основе которых творили наши великие писатели, композиторы, живописцы. Снова стали издавать произведения классиков русской литературы, даже, например, Бунина, возвращались из эмиграции М. Горький, А. Толстой, А. Куприн. Массовым тиражом выходили сочинения мастеров русской, западноевропейской, американской литературы. И на этой почве складывалась та самая советская культура, на которую хотят ныне опираться наши «неопочвенники».
Что говорить, сам метод соцреализма впитал в себя яркие образцы и русской, и европейской классики. И это было никаким не подражанием, не эпигонством. В XIX – начале XX века российская культура уже была органичной частью культуры европейской, а в своих ярких проявлениях (театр, балет, литература, живопись) мощно воздействовала на формирование культурных тенденций и в Европе, и в мире. Всюду восхищались нашими писателями, музыкантами, художниками. Шло взаимообогащение.
Почему же теперь, вслед за расхристанной (в смысле расхристианизированной) Европой, мы должны отказываться от огромного культурного наследия, которое было и остаётся фундаментом развития российской культуры, отказываться от тех этических христианских принципов, которые формировались столетиями?
Соединённые Штаты давно, по сути, приватизировали понятия «Америка» и «американцы» у огромного континента и его жителей. Часть элиты Западной Европы (а континент, как известно, простирается до Урала!) тоже прибирает к рукам понятия «Европа» и «европейцы». Это как бы позволяет им претендовать на всё европейское культурное наследство и даёт только им право развивать его, но, как оказалось, через дегуманизацию и дехристианизацию, навязывание «новых этических принципов», которые по-простому можно определить выражением «всё позволено».
Россия имеет не меньшее право на всё европейское культурное наследие (от древних греков до Гарри Поттера) и на его основе продолжит развивать свою суверенную российскую культуру. Хотя китайскую, японскую, персидскую или корейскую тоже не будет обходить стороной. Это в нашей давней традиции.
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться