Легендарной «Чайке русской эстрады» Анастасии Дмитриевне Бискупской-Вяльцевой исполнилось бы 150 лет.
Крестьянка по происхождению (кстати, ее ещё называли русской Золушкой), она гордилась, что стала эталоном женственности, кумиром аристократических салонов и желанной гостьей самых рафинированных артистических и поэтических кругов... Её бурная жизнь и трагическая смерть до сих пор окутаны ореолом таинственности... Завесу попытался приподнять питерский поэт (один из основоположников российского верлибра), прозаик, художник и архитектор Геннадий Иванович Алексеев, написав роман «Зелёные берега» и запечатлев Вяльцеву в образе главной героини – певицы Ксении Владимировны Одинцовой-Брянской. Московский театр «Багаж» впервые в России осуществил постановку культового романа и аккурат в день юбилея Вяльцевой в Доме-музее М.Н. Ермоловой показал премьеру...
Он и Она. В роли Его Олег Дуленин. В роли Её Елена Иванова. Алексеев написал роман «Зелёные берега», режиссёр Лилия Борнашова создала свои «берега», подарив своей сценической интерпретацией роману новую жизнь. Между сценическими «берегами» протекает пронзительная мелодия, которая прерывается потёртостями старинной пластинки... Эту мелодию слышат двое. Он – писатель. Пытается отыскать вдохновение. Каждый его день становится днём поисков смыслов его, казалось бы, никому не нужных произведений. Он не такой, как все. Она – та, в которой столпились-сосредоточились все другие героини спектакля. Ключевым среди них является образ певицы Брянской. Её физическая жизнь отделена от его жизни несколькими десятилетиями. Но встреча писателя с известной певицей становится ВДРУГ возможной... Её взгляд, её мимика, её тело и покрывающие его одеяния, её изящные речи – всё это очаровывает его. Всё это становится настоящим таинством для него. Его жизнь пришлась на середину 80-х, но, ей-богу, кажется, что тут каким-то непостижимым образом вкралась чудовищная ошибка, так не должно было случиться... Осознание этой ошибки приводит его к искушению прошлым, загадочному и опасному... Однако только в прошлом он находит удивительное спасение от беспросветного мрака настоящего. Но его время благословенно: ВДРУГ оно одаривает его сакральным – желанным перемещением в нём. И герой принимает этот дар с упоением: встретив её в «вагоне пригородного поезда, который направлялся от станции Токсово в Петербург», он начинает повсюду следовать за ней, посвящает ей свои стихотворения, свои картины, свою жизнь...
Как действие романа, так и действие спектакля невозможно ограничить пространственно-временным континуумом. Все границы стираются благодаря просто-таки сумасшедшей любви, которую переживает герой. Она ирреальна и оттого созидательна. Своими мыслями, и желаниями, и стихотворениями он разрушает абсолютно все рубежи. Совершенно реальное воспарение (прямо как у Шагала), равно как и чёткое понимание его абсолютной нереальности в то самое время, когда писателю было суждено жить и творить, делает возможным его встречу и с любимой, жившей в начале XX века, и с этим давно минувшим временем. Ибо его возлюбленная – сущность и плоть этого времени: красивая, гордая, громкая и печальная. И уже ушедшая. Она выбрала его, поэтому ему будет суждено разделить с ней её участь.
Спектакль «Зелёные берега» – удивительное супружество художественного текста и инсценировки. Его венцом становится невербальное размышление о наивысшем проявлении любви. Если рядом нет никого, кто может разделить градус твоих переживаний и обнять так, чтобы вдруг явилось вдохновение, тогда время способно предложить невозможное. За это оно, разумеется, не забудет взять и трагическую плату...
Художественный мир спектакля прекрасен в своей абсолютной искренности. Актёры, режиссёр, хореограф (Александр Бабенко) и видеохудожник (Ольга Насадик) сохранили хрупкость этой искренности. Поэтому спектакль стал своеобразным ответом на болезнь нашего времени. Река пандемии разделяет берега наших городов, наших стран; мы остались наедине с самыми близкими, и появилось нечто, с помощью чего мы можем прикоснуться к самым важным вопросам бытия. Истина в «Зелёных берегах» трагична в своей красоте. Она случается в моменты встреч и прощаний. Его с ней. Такие встречи и прощания, словно музыка дореволюционных пластинок, погружают их в старинные мелодии, сладостные, как старое вино. И пусть они являются иллюзорными, однако их суть, безусловно, преобладает над законами физического существования. Именно поэтому поэзия действия спектакля контролируется вовсе не разумом (в нём нет отвлекающих глаз пафосных декораций или вульгарных костюмов), а энергией – творческой страстью двух уникальных актёров, которые управляют пространством и временем, порождая чувства, выходящие за все зримые и незримые берега. Потому что любовь их героев – вне берегов, вне текста, вне сцены, вне хронотопа.
Лидия Котова
P.S. Недавно на X Московском театральном фестивале частных театров «Московская обочина» Елене Ивановой и Олегу Дуленину были вручены призы за лучшие роли.
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться