ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
Новая версия сайта
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Реклама.
ЛГ online

Сказочные юбилеи

06.09.2023
Сказочные юбилеи «Аленький цветочек», «Три толстяка», «Мальчиш-Кибальчич» и другие – все они юбиляры в 2023-2024 гг.

Мы в Telegram

30.08.2023
Мы в Telegram Читайте «ЛГ» и ее главреда Максима ЗАМШЕВА в популярном мессенджере.

Небо манит

24.08.2023
Небо манит К 85-летию со дня рождения русского поэта и мыслителя Эдуарда БАЛАШОВА.
ЛГ плюс

Русский космос

03.09.2023
Русский космос Стихи Дмитрия МУРЗИНА изобилуют самыми разными смыслами.

Ветер нового времени

02.09.2023
Ветер нового времени В рассказах Любови ЗЕМНОЙ тесно связаны прошлое, настоящее и будущее.

«Пятую ночь в кино снимаюсь…»

31.08.2023
«Пятую ночь в кино снимаюсь…» Марина ВОРОНИНА в данном рассказе рассматривает жизнь обычного человека под интересным ракурсом.
ВИДЕОРЯД

Максим Замшев на Красной площади

Смотреть все...

Спецформат

Феномен Асадова

07.09.2023
Феномен Асадова К 100-летию со дня рождения популярнейшего советского поэта.

«Белая река» и зеленый свет молодым

01.09.2023
«Белая река» и зеленый свет молодым В Белорецком районе Башкирии прошел уже третий фестиваль авторской песни.

Да, в Загорянке я живу!

31.08.2023
Да, в Загорянке я живу! В Подмосковной Загорянке прошел ХII Фестиваль поэзии и песни имени Анатолия ВЕТРОВА.
Позиция

Кто учит людей писать?

04.09.2023
Кто учит людей писать? Прозаик Даниэль ОРЛОВ о литературных мэтрах и курсах писательского мастерства.

Памяти Глеба Панфилова

31.08.2023
Памяти Глеба Панфилова О жизни и творчестве выдающегося режиссера размышляет Александр БАЛТИН.

Запрет на песни

29.08.2023
Запрет на песни В связи с чем музыканта из Сербии Горана БРЕГОВИЧА не пустили в Молдавию?

  • Статьи
  • 2011 год
  • №18 (6320) (4-05-2011)
  • Исповедь Соколова

Исповедь Соколова

Данилин Юрий

Исповедь Соколова

Искусство
Данилин Юрий

СЕМЬ НОТ

Выдающийся пианист современности дал традиционный концерт в родном городе

Юрий ДАНИЛИН

Он, конечно, во многих привычках консервативен. Навещая его репетиции уже много лет, я замечаю, что любимые вещи пианиста всегда на неизменных местах: сначала стул с курткой, затем часы (тоже на отдельном стуле), далее – сумка с нотами и всякими бумагами, пиджачок – у рояля. И никаких перемен. В этом стабильность и надёжность, вообще свойственные ему. Прибегаю на репетицию перед апрельским концертом и не вижу рядом с ним главного врачевателя рояля Евгения Георгиевича Артамонова. Жуткая, невозможная картина – обычно это самые горячие часы споров вокруг инструмента. Что случилось? «Я отправил его поесть, пусть отдохнёт, он так самоотверженно трудился…» Ушам своим не верю: это говорит Григорий Соколов, для которого обычно не существует никаких причин оставлять сцену, если инструмент «не готов». А «не готовым» он может быть даже за час до концерта. Так что сегодня – удивительный день невероятного благодушия…

Мне всегда интересен неторопливый и обстоятельный процесс его репетиций. Вот отправляется к своему рюкзачку, извлекается папка с нотами. Здесь, в рюкзаке, многие тайны предстоящего концерта, всё, над чем есть смысл подумать, убедиться в каких-то предположениях. Вооружившись очками (они на цепочке, всегда под рукой), внимательно просматривает ноты и – самые ожидаемые моменты – начинает играть. Звуки уже живут в пространствах Большого зала Питерской филармонии. Он слышит, конечно же, во сто крат больше, чем замершие в разных уголках немногочисленные слушатели. Смысл его долгих репетиций (а это всегда несколько дней и по пять часов) – во взаимодействии с инструментом. Инструмент выступает вполне одушевлённым субъектом. В какой-то момент он говорит мне, оглядываясь на только что оставленный «Стейнвей»: «Капризный, очень капризный…» И идёт путешествовать по залу и кулисам: обдумать только что полученные впечатления. В эти минуты на глаза ему лучше не попадаться. Потом всё повторяется: рюкзак, новая папка, очки, часть концертной программы и проход по сцене и залу… Какие-то смыслы его тревожат… Иногда отвлекается от клавиатуры и требовательно обращается к пустому залу: «Евгений Георгиевич, где вы…» И мгновенно из какого-то небытия, как Аладдин, объявляется Евгений Георгиевич Артамонов, и начинается весьма профессиональное обсуждение какого-нибудь молоточка… Инструмент должен абсолютно соответствовать его требованиям.

Григорий Соколов – свободный человек. Непостижимое для многих состояние. Он не принадлежит партиям, его не интересуют филармонические и прочие начальники, он не льёт слёзы, не будучи приглашённым в Кремль на чиновничью тусовку, и вообще чужд всякой суеты. Живёт музыкой. Только музыкой. Почему каждый его концерт и воспринимается уже историческим. Здесь нет преувеличения. В родном городе в апреле он исполнил Итальянский концерт BWV 971 и Французскую увертюру си минор Баха, Юмореску и четыре пьесы Шумана. А потом ещё, как обычно, целое отделение играл на бис. Сочинения Баха уже давно ассоциируются с именем талантливейшего их интерпретатора канадского пианиста Глена Гульда. Соколова часто сравнивают с Гульдом. Правда, Гульд терпеть не мог публику и, как известно, закончил публичные выступления в тридцать два года, затем стал только записываться. У Соколова всё наоборот: он любит публику и предпочитает выступления в филармонических залах студиям звукозаписи. Укоры на этот счёт принимает, но записи так и не появляются. Хотя на углу у входа в Большой зал филармонии я заметил бойкого молодого человека, торгующего дисками с записями Соколова. Где он их взял и кто их изготовил – неизвестно. Во всём остальном отношение к сочинениям Баха их, безусловно, роднит. Гульд, написавший, что «музыка – самая ненаучная из наук, самая невещественная субстанция» и что «весь музыкальный опыт есть демонстрация работы рефлексов», конечно же, прав. Но у Соколова свой Бах. Пианист больше философ. Его Французская увертюра – вовлечение в экзистенцию. И хотя слово «вовлечение» благодаря нашему бестолковому телевидению с бесконечными судебными процессами имеет в обиходе нарицательный смысл, у Соколова это вполне благородная миссия. Он последний экзистенциалист Петербурга. Интенсивность человеческого существования, всегда интересовавшая Баха, так мощно, с такой заразительной энергией при высочайшей технике «обрушивается» на зал, почти парализует его. Впечатление не проповеди, а именно исповеди. И Соколова, и Баха. Слушают не шелохнувшись. Две с лихвой тысячи человек в Большом зале филармонии – как один. У нас у всех шанс контакта с «совершенно иным». Как считает обожаемый мною современный немецкий мыслитель Рюдигер Сафрански, подаривший нам замечательную книгу о Хайдеггере, это «иное переживание времени и переживание иного времени». На моей памяти нет пианиста, которого ТАК бы слушали. И сам пианист себя не щадит – ощущение мига, который не может повториться. Бесподобно был сыгран Шуман. Зал не хотел отпускать пианиста и приветствовал его стоя. Понятно, что в огромном пространстве Большого зала невозможно было бы отыскать хотя бы двух одинаково воспринимавших концерт слушателей. Но любопытно было бы получить от всех однажды ответ: что они услышали на концерте Григория Соколова? Не сомневаюсь, это было бы увлекательное чтение.

После концерта меня посещает крамольная мысль – может быть, и хорошо, что он играет раз в году. Есть время подумать до следующей встречи. Именно раздумий, мысли взыскуют его выступления. Жаль, что пока ему не хочется заняться литературным творчеством, – в его опыте так много личностного, индивидуального, того, о чём не расспросишь в коротких интервью и что могло бы лучше познакомить всех нас с талантливейшим современником пианистом Григорием Соколовым.


Оценить:

Оценка: 1 - Голосов: 1


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 
12+




Новости
08.09.2023

Лев Толстой глазами сына Ванечки

Актеры «Мастерской Брусникина» представят книгу «Ничего, кроме радости».
07.09.2023

«Эдуард умирает, а может быть нет...»

Новая книга Лимонова будет представлена в Доме Ростовых 10 сентября.
06.09.2023

Книги в городе

Тобольский фестиваль сибирских историй откроется 15 сентября.
06.09.2023

Дорогая моя столица

Празднование 876-летия Москвы пройдет 9 и 10 сентября на всех площадках столицы.
05.09.2023

«Колокольчики мои…» под Брянском

Писатели почтили память Алексея Константиновича Толстого.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
Литература
Сазанович Елена

Великий и могучий

140 лет назад – 3 сентября 1883 года – ушёл из жизни...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Чайковский и газ

Более 90% западных компаний не ушли с росси...

Литература
Дмитрий Воденников

Согретая чернильница

События и мнения
Воеводина Татьяна

В инженеры бы пошёл...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Ожидания и правила

В ЮАР 22 августа стартовал XV саммит БРИКС, с к...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

Новая версия сайта

© «Литературная газета», 2007–2023
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда