Евгений ГИК, шахматный обозреватель
То, что шахматы потеряли былую популярность, очевидно. Причин тому несколько.
Одна из них – возникновение в последние десятилетия множества соблазнов для молодёжи, интересных и к тому же сулящих материальную выгоду. А ведь когда-то игра на 64 клетках была едва ли не самым доступным и массовым развлечением, к тому же почти не требующим затрат.
По шахматам сильно ударила запутанная система розыгрыша первенства мира, введённая в начале девяностых годов, когда появилось два чемпиона по разным версиям. Многие просто не успевали за «новыми» веяниями, а сейчас, когда ситуация изменилась, они до сих пор «не в курсе». Или вовсе охладели к игре.
Более того, в отношении к шахматам появилось некое пренебрежение, которое демонстрируют, как ни странно, известные гроссмейстеры. Например, в прошлом году Карпов должен был играть в финале первенства России. Естественно, все предвкушали эффектное зрелище, были готовы программы, развешаны афиши, но… Буквально накануне крупного шахматного события Анатолий Евгеньевич заявляет, что вопросы бизнеса для него важнее и потому он отказывается от выступления. Поразительно! Разве можно представить, чтобы Ботвиннику или Смыслову пришло в голову сказать накануне крупного чемпионата, что у них есть дела поважнее?
Кстати, о личностях. Сейчас, в отличие от прошлого, их в шахматах практически нет. Последним был Каспаров, но он ушёл в политику. Да, есть Крамник, но ему недостаёт яркости и привлекательности. То, что он в течение многих лет избегал матча-реванша с Каспаровым, нанесло существенный удар по его репутации. Да и в отношениях с журналистами он ведёт себя по меньшей мере странно.
В прежние годы советские шахматисты готовы были часами общаться с журналистами и поклонниками игры. На турнирах с их участием зал был всегда переполнен, достать билет было невозможно. У многих сегодняшних гроссмейстеров чересчур много апломба, самовлюблённости, самодовольства и пренебрежения к прессе и зрителям. И не стоит удивляться, что на суперфиналах чемпионата России зал почти пуст.
Но самую большую угрозу, на мой взгляд, шахматам таит компьютер. Железный монстр уже сейчас просто громит профессионалов. К тому же при появлении электронных гроссмейстеров теряется интерес и восхищение перед белковыми… Теперь шахматисты в глазах общественности выглядят почти как бильярдисты или покеристы – загадок не осталось. И это только начало – вскоре играть против компьютера станет и вовсе бессмысленно! Человек слабее компьютера – факт грустный, но спорить с ним бесполезно.
Резюме: шахматы уже никогда не вернутся в свой «золотой век». Тем не менее детям игра, развивающая различные интеллектуальные способности, чрезвычайно полезна. Шахматная игра подобна музыке, которой юноши и девушки учатся до определённого возраста, а потом выбирают другую профессию.
Евгений ВАСЮКОВ, международный гроссмейстер
Мне кажется, что шахматы ещё возьмут своё. Они становятся интересны детям и молодёжи, проводится немало турниров среди ветеранов. Такого, кстати, не было даже во времена наивысшего расцвета игры, который я застал. Увы, журналисты обходят отрадные факты своим вниманием, хотя их публикации помогли бы возрождению популярности игры. Раньше все центральные газеты жаловали шахматы своим вниманием.
Сейчас, наоборот, редкое печатное издание берётся освещать тему игры на 64 клетках. Кстати, в этом отчасти виноваты и сами шахматисты, которые считают своим долгом лишь демонстрировать своё мастерство. Они только игроки, не более того. Кстати, я не считаю, что Россия оскудела талантами – их достаточно, причём ярких.
Другое дело, что эти люди не способствуют развитию шахмат – почти не выступают в печати, на телевидении. Я уж не говорю о том, чтобы они проводили мастер-классы для детей, читали лекции. А ведь когда-то известные шахматисты – Ботвинник, Смыслов, Петросян и другие – считали это своим долгом.
Не думаю, что компьютеру придётся царствовать в шахматном мире. Я, правда, тоже играю с ним, но лишь когда нужно проверить какие-то дебютные новинки. В этом случае он помогает, но в остальном… И особого смысла в этом не вижу – ЭВМ всё равно сильнее, да и не очень приятно иметь дело с бездушной машиной. Даже какой-то холодок неприятный появляется…
Шахматы не только развивают способности человека, но и меняют его характер. Когда я начинал свой трудовой путь на заводе, видел, что рабочие, приобщившиеся к игре, становились другими. Просто лучше и – во многих отношениях.
Не знаю, как в дальнейшем сложится судьба шахмат, но уверен – слухи о смерти игры сильно преувеличены. Хотя нынешнее состояние шахмат, конечно, оставляет желать лучшего.
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться