ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
Новая версия сайта
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Реклама.
ЛГ online

Сказочные юбилеи

06.09.2023
Сказочные юбилеи «Аленький цветочек», «Три толстяка», «Мальчиш-Кибальчич» и другие – все они юбиляры в 2023-2024 гг.

Мы в Telegram

30.08.2023
Мы в Telegram Читайте «ЛГ» и ее главреда Максима ЗАМШЕВА в популярном мессенджере.

Небо манит

24.08.2023
Небо манит К 85-летию со дня рождения русского поэта и мыслителя Эдуарда БАЛАШОВА.
ЛГ плюс

Русский космос

03.09.2023
Русский космос Стихи Дмитрия МУРЗИНА изобилуют самыми разными смыслами.

Ветер нового времени

02.09.2023
Ветер нового времени В рассказах Любови ЗЕМНОЙ тесно связаны прошлое, настоящее и будущее.

«Пятую ночь в кино снимаюсь…»

31.08.2023
«Пятую ночь в кино снимаюсь…» Марина ВОРОНИНА в данном рассказе рассматривает жизнь обычного человека под интересным ракурсом.
ВИДЕОРЯД

Максим Замшев на Красной площади

Смотреть все...

Спецформат

Феномен Асадова

07.09.2023
Феномен Асадова К 100-летию со дня рождения популярнейшего советского поэта.

«Белая река» и зеленый свет молодым

01.09.2023
«Белая река» и зеленый свет молодым В Белорецком районе Башкирии прошел уже третий фестиваль авторской песни.

Да, в Загорянке я живу!

31.08.2023
Да, в Загорянке я живу! В Подмосковной Загорянке прошел ХII Фестиваль поэзии и песни имени Анатолия ВЕТРОВА.
Позиция

Кто учит людей писать?

04.09.2023
Кто учит людей писать? Прозаик Даниэль ОРЛОВ о литературных мэтрах и курсах писательского мастерства.

Памяти Глеба Панфилова

31.08.2023
Памяти Глеба Панфилова О жизни и творчестве выдающегося режиссера размышляет Александр БАЛТИН.

Запрет на песни

29.08.2023
Запрет на песни В связи с чем музыканта из Сербии Горана БРЕГОВИЧА не пустили в Молдавию?

  • Статьи
  • Архивы изданий «ЛГ» ( 2007 г.)
  • 2007 год
  • №22-23 (6123) (30-05-2007)
  • Архитектор Юрий Григорьев: «Не человек для города, а город для человека – мой девиз»

Архитектор Юрий Григорьев: «Не человек для города, а город для человека – мой девиз»

Архитектор Юрий Григорьев: «Не человек для города, а город для человека – мой девиз»

Московский вестник

СТОЛИЦА В ЛИЦАХ

В эти дни своё 75-летие отмечает Юрий Пантелеймонович ГРИГОРЬЕВ – почётный архитектор России, почётный строитель Москвы и России, действительный член Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской инженерной академии, Международной академии архитектуры, членкор Академии художеств, лауреат множества премий и кавалер ряда орденов. Для Москвы это фигура знаковая: он не просто первый заместитель главного архитектора столицы, но и глава проектного института, который разрабатывает методы массового жилищного строительства. А значит, именно от Григорьева зависит, в каких домах мы – не только москвичи, но и прочие россияне – будем жить в ближайшее время. К счастью, он твёрдо стоит на том, что квартиры должны быть удобными и просторными, дома – имеющими индивидуальный образ, а микрорайоны – зелеными и снабжёнными современной инфраструктурой. Во многом этой закалкой, выработкой принципов, которые заставляют идти в ногу со временем, он считает себя обязанным работе в Минске, где прошёл путь от рядового зодчего до главного архитектора города. Опыт работы в одной из западных, то есть передовых в архитектурном деле, советских республик Григорьев перенёс и в столицу тогда ещё СССР, куда приехал в 1986 году: предложение, от которого нельзя отказаться, исходило от Ельцина. Вплоть до 2002 года, в самые сложные годы, зодчий трудился на посту первого заместителя председателя Москомархитектуры, с 1994-го взвалив на себя и должность директора чуть не развалившегося Московского научно-исследовательского института типологии и экспериментального проектирования – МНИИТЭП. Пришлось решать много проблем в центре Москвы, который курировал зодчий, в том числе разгружать транспортные пробки, придумывать новый алгоритм жилого строительства... Наверное, удалось не всё, не скрывает Юрий Пантелеймонович, который и за 20 лет интенсивного труда по обустройству российской столицы не смог примириться с некоторыми странностями её архитектурной жизни.
Сам Юрий Пантелеймонович принимал участие в установке многих монументов: Георгию Жукову, Кириллу и Мефодию, Сергею Рахманинову, Янке Купале, а в Минске вместе с Юрием Ореховым поставил памятник Пушкину. Но главное, конечно, здания: в багаже Григорьева – перестройка Нового Манежа, ряд многофункциональных комплексов (Берлинский дом на Петровке, «Макдоналдс» близ телеграфа, Школа акварели Сергея Андрияки, а также Фундаментальная библиотека МГУ на Ломоносовском проспекте, рядом с которой завершается сооружение Медицинского центра) и немало жилых ансамблей, прежде всего знаменитые «Золотые ключи» на Юго-Западе.

– Удаётся ли вам применить в Москве методы, выработанные в Белоруссии? Её столица наряду с Вильнюсом славилась как город зелёный, уютный, спокойный и вместе с тем современный.
– В Белоруссии, которая была полностью разрушена войной, я жил с 1944 рода, а потому отношу себя к детям войны. Возможно, потому мы более закалённые и выносливые люди, чем нынешнее поколение. В Минск я впервые попал в 1946-м и был поражён: город лежал в развалинах, его фактически не было. Сегодняшний Минск, по существу, создан усилиями всей страны, восстанавливавшей его в послевоенные годы, хотя сохранились отдельные фрагменты старой застройки. Много сделали для Белоруссии ведущие архитекторы Москвы и Ленинграда ещё до войны – и генплан Минска, и ряд уникальных объектов: Театр оперы и балета, комплекс Академии наук. А знаменитый Дом правительства, чисто конструктивистский, сильно повлиял на всю центральную часть города. Генпланы делались преемственно – последний уже под моим руководством был разработан до 2000 года. Кстати, мы первыми получили премию Совета министров СССР за генеральный план города. Когда в 1974 году я стал главным архитектором столицы республики, секретарь ЦК Петр Машеров – мудрый был человек! – для того чтобы у меня было больше власти и свободы, одновременно назначил меня заместителем председателя Госстроя. Полномочия были большими, но и ответственность велика. Вот там я и прошел школу, которая мне помогла быстро акклиматизироваться в Москве. В период работы главным архитектором Минска, где и сейчас много моих учеников, цели у меня были очень простые – создание гуманной среды. «Не человек для города, а город для человека» – вот мой девиз, который в Москве не удаётся воплотить.
– Что же мешает архитектуре российской столицы повернуться к человеку?
– Много факторов, включая и транспортные потоки, и отношение к природе. По планировке Минск схож с Москвой, там тоже через город протекает река, в 70-е очень загрязнённая. Важной задачей для нескольких поколений было создать систему крупных водных образований, этой же системой мы объединили жилые районы на периферии и в каждом создали большие водные пространства с парковой зоной, но не в стороне от микрорайона, а в его центре. В итоге людям не надо никуда уезжать на отдых, у них есть микроклимат, они живут практически в парке, где сделаны спортивные сооружения, лыжные и велосипедные дорожки с освещением. Но мы не трогали ни рельеф, ни природную среду в отличие от Москвы. Кроме того, мы первыми придумали блок-секционный метод, который потом стали повторять по всей стране, – лестничная клетка с лифтом, а вокруг квартиры. Если в Москве из блок-секций делали дома, которые не желали даже привязать к рельефу, то в Минске мы применяли разноэтажность, смещали секции и таким образом сохраняли всю окружающую природу, вплоть до группы деревьев. Это разбивало монотонность, одновременно создавало силуэт, а дворы я всегда старался решать в свободной планировке, сохраняя микроклимат. И добивался, чтобы районы были уютными, имели всю бытовую инфраструктуру и даже свой «Бродвей», чтобы жителям никуда не надо было ехать. И не разрешал строить вдоль реки, оставляя санационную зону; в итоге речка теперь чистая, там появилась рыба, там страшные штрафы, если кто-то что-нибудь сольёт. Учитывая розу ветров, создали набережные, и вся эта система санирует город. А это решает проблемы экологии, которая для большого города – одна из важнейших проблем. Чем больше город, тем больше должна в него входить природа – вода, зелень, – вот принцип моего генплана. И ещё я убеждён: застройка, вся среда должна иметь человеческий масштаб. Соответственно параметры города должны плавно переливаться в пригородную зону, а она должна принадлежать городу. Поэтому Минск и вышел в лидеры градостроительства в советские годы, и я горжусь, что был активным участником этого процесса.
– Трудно ли было начинать заново в Москве?
– Когда в 1986-м меня за шиворот, по партийной линии притащили в Москву, я два года не мог акклиматизироваться – был в шоке от безграмотности, которая тут творилась. Гнали вал квадратных метров, даже глину из грунта вынимали, речки закапывали в землю, вместо того чтобы делать из них оазисы... Вот так уничтожалось всё живое – стоит ли удивляться, что в Москве к реке не подойдёшь! По-моему, одна из грубейших ошибок совершена ещё в довоенный период, когда вдоль Москвы-реки пустили транспортную магистраль и отрезали людей от реки.
– А каким вам видится будущее массового градостроительства?
– Мы активно развивали в Белоруссии индустриальное градостроение, причём промышленным методом: ведь большие объёмы жилого строительства – не для богатых, а для нормальных людей – могут быть выполнены только индустриальным путем. И это не только крупнопанельные дома. Уже несколько лет я пробиваю, и довольно успешно, сборно-монолитное домостроение: это конструктивный монолитный костяк, а снаружи вы навешиваете легкие сэндвичи-панели. Для нас, архитекторов, это более выгодный приём: мы уже не связаны жёстким шагом конструктивных поперечных стен. Но и в крупнопанельном домостроении мы добились изменения поперечного шага с 3 метров до 3,60 и 4,20, а в этих параметрах можно менять планировку. Квартиры-то наши идут нарасхват! Как-то я на спор решил доказать, что из панелей можно сделать ансамбли – и на Рубцовской набережной на Яузе стоит комплекс с мансардами. Кстати, считаю: город должен быть светлым и сочным по цвету. Я сторонник не штучной, а ансамблевой застройки – восстал против огромных монолитных монстров, облицованных грязно-ржавым кирпичом, и добился других колористических решений.
– Говорят, в строящихся сейчас домах отличная планировка.
– И не только планировка. Почему люди стремятся купить квартиру в домах именно конвейерного производства? Мне много пришлось бороться, чтобы ликвидировать вал и заставить комбинаты работать по-иному, стать более гибкими и конкурентоспособными. Раньше они следовали стандарту 30-летней давности, а это полностью нивелировало облик домов. Приехав в Москву, я не мог понять: не вредительство ли это? Ведь в любом городе жильё занимает основное место в формировании структуры города. В западных республиках СССР, а они были лидерами в жилищном строительстве, мы далеко ушли вперед по отношению к той же Москве – поэтому меня сюда и пригласили. Я должен был внести свежую струю в идеологию города…
– Получилось?
– Удалось! Убеждён: люди, от которых зависит принятие решения, должны быть моими союзниками, и я должен всё сделать для того, чтобы заставить их помогать решать мою задачу. А в кулуарах пробивать решения бессмысленно. Правда, в Москве я многого долго не мог понять, например, что за железки стоят в жилых микрорайонах – магазины и прочее, неужели нельзя их собрать все в одном месте и сделать общественно-торговый центр с пешеходной улицей и паркингами?.. Но зодчим это было неинтересно – мэтрам архитектуры важен был вал квадратных метров для премий, а проектные институты делали «типовуху». Всякие попытки заниматься вопросами колористики, индивидуализировать дома, переходить на блоксекционный метод подавлялись. Посудите сами: во всём мире архитектура – это идеология, а строительство – лишь реализация этой идеологии, исполнение. А в Москве всё было наоборот и до сих пор такое сохраняется: зодчество подгоняется под строителей, под их диктат. Забывают, что архитектура – это сложнейшее искусство, самое долговечно и наиболее чётко отражающее свою эпоху, уровень техники, культуры, образования, даже социальных утопий.
– Возможно, виноват пресловутый квартирный вопрос?
– Нет, это вопрос вечный: новые семьи появляются, старые разваливаются, размежёвываются. Это вечный процесс. А вот то, что столица превращается в Нью-Йорк, меня как градостроителя беспокоит. Я совершенно уверен, что в Москве нельзя до конца ликвидировать промышленность – не надо тут валенки делать для армии, но высокотехнологичное, связанное с научными институтами производство должно быть: это и занятость населения, и приток мозгов, а не гастарбайтеров. Главный архитектор и его заместитель должны думать и об этом, они вообще должны быть архитекторами широкого профиля: и градостроитель, и архитектор-штучник. Они должны сами проектировать, чтобы быть конкурентоспособными и чтобы собратья по цеху не смотрели на них как на чиновников. Нужно думать и о транспорте, строя новые магистрали как можно более широкими, с учётом перспективы. Посмотрите, в Минске пробок нет – а всё потому, что там новые улицы сразу делали максимально широкими, уделяя транспорту большое внимание.

Беседу вела Елена ШИРОЯН


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 
12+




Новости
08.09.2023

Лев Толстой глазами сына Ванечки

Актеры «Мастерской Брусникина» представят книгу «Ничего, кроме радости».
07.09.2023

«Эдуард умирает, а может быть нет...»

Новая книга Лимонова будет представлена в Доме Ростовых 10 сентября.
06.09.2023

Книги в городе

Тобольский фестиваль сибирских историй откроется 15 сентября.
06.09.2023

Дорогая моя столица

Празднование 876-летия Москвы пройдет 9 и 10 сентября на всех площадках столицы.
05.09.2023

«Колокольчики мои…» под Брянском

Писатели почтили память Алексея Константиновича Толстого.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
Литература
Сазанович Елена

Великий и могучий

140 лет назад – 3 сентября 1883 года – ушёл из жизни...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Чайковский и газ

Более 90% западных компаний не ушли с росси...

Литература
Дмитрий Воденников

Согретая чернильница

События и мнения
Воеводина Татьяна

В инженеры бы пошёл...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Ожидания и правила

В ЮАР 22 августа стартовал XV саммит БРИКС, с к...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

Новая версия сайта

© «Литературная газета», 2007–2023
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда