Не скитальцы, но «скитцы»
«Скит». Прага 1922–1940: Антология. Биографии. Документы. – М.: Русский путь, 2006. – 768 с.: ил.
Прага вошла в историю зарубежной России как один из центров русской культуры, славистики. Здесь обосновались и закончили свой жизненный путь А. Аверченко, Вас. И. Немирович-Данченко, Е. Чириков, А. Бем и другие видные деятели литературы и культуры, на разные сроки останавливались М. Цветаева, С. Маковский, А. Амфитеатров, П. Струве… С 1922 по 1940 год существовала в чешской столице и литературная организация «Скит поэтов», заявлявшая, что членами её «могут быть все, в ком есть интерес к литературе. Личное творчество не обязательно». К концу 20-х годов название модифицируется в короткое «Скит». Атмосфера радостного творчества всегда окутывала собрания объединения. За 19 лет существования через него прошло около 50 человек, не считая гостей и друзей. За это же время скопился огромный архив: протоколы собраний, прочитанные и одобренные произведения, фотографии. В антологии впервые в таком объёме представлено всё лучшее, что было напечатано «скитниками» и что сохранилось в архивах. Авторские портреты участников «Скита» дополнены биографиями, уникальными фотоматериалами.
В сатирическом ракурсе
Илья Ильф, Евгений Петров. Как создавался Робинзон: Фельетоны и рассказы / Составление, предисловие и комментарии А.И. Ильф. – М.: Текст, 2007. – 477[3] с.
Это издание продолжает серию книг, подготовленных Александрой Ильф – дочерью одного из авторов «Двенадцати стульев» и «Золотого телёнка». На сей раз настала очередь рассказов и фельетонов, написанных в 1928–1937 годах, последнее книжное издание которых вышло полвека назад. Но не устарели ли тексты, написанные на злобу тогдашнего дня, поймёт ли их сегодняшний читатель? Этот вопрос задаёт в предисловии составитель и сама же отвечает: «Утратили злободневность кое-какие явления, понятия, факты. Сошли со сцены отдельные персонажи. Но сохранились художественные образы, сохранились идеи. Сохранилась сила сатирического воздействия. Газетные рассказы и фельетоны написаны прекрасным, совсем не газетным языком. Они оказались не однодневками, а художественной литературой большой сатирической силы и ценности». Книга помогает в чём-то по-новому увидеть некоторые стороны жизни страны в 1920–1930-е годы прошлого века. В частности, жизни культурной и литературной – об этом в разделах «Под сенью изящной словесности, или Рычи – читай», «Искусство для Главискусства, или Деньги обратно!». А лучше разобраться в реалиях того времени помогут очень толковые предисловие и примечания.
Так надо судьбе
Иван Щёлоков. Готовит любовь для полёта крыло: Новые стихи. – Воронеж: ГУП ВО «Типография-издательство им. Е.А. Болховитинова», 2006. – 112 с.
Автор осмыслил светлые моменты своей жизни, яркие впечатления от встреч и прощаний: «Сердцем алкаю минувшее с жаждой, Новое изредка пью по глотку… Всё, что со мною случилось однажды, Дальше с собою нести не могу». Мы видим происходящее в его жизни, словно из окна «машины времени». То, что называется настоящим, для него как поэта пока незаметно, хотя он живёт и работает на отчей Воронежской земле. О детских годах в родном доме он пишет проникновенные стихи «За арбузами», «Ещё поголовно в деревне дома под соломенной крышей…». Прошедшее же он видит отчётливо и любит в нём почти всё: «Смешенье яви, снов и ощущений, Пространств смещенье, лет круговорот И злое чувство перевоплощенья, Где настоящим прошлое живёт». Может быть, в следующих книгах мы сможем узнать и о времени нынешнем – «Разве счастливыми не были мы?». Видимо, в этом творческий метод Ивана Щёлокова. Он живёт, любит и страдает рядом с нами, но пишет об этом только по прошествии многих лет. А сокровенная его мечта, чтобы «Сверкнула жизнь, как луч безумной мысли, Чтоб высветились в сенцах бытия Развалины исчезнувшей Отчизны, Где каждый камень – плоть и кровь твоя».
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться