ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Реклама.
ЛГ online

Мы в Telegram

26.03.2023
Мы в Telegram Читайте «ЛГ» и ее главреда Максима ЗАМШЕВА в популярном мессенджере.

Битва двух столиц

20.03.2023
Битва двух столиц Пролдолжается прием заявок на Второй поэтический баттл «Москва vs Санкт-Петербург».

«В защиту верующих мировых религий»

17.03.2023
«В защиту верующих мировых религий» Открытое обращение участников 1-го Международного Форума имени Имама Шамиля.
ЛГ плюс

«Сводить профессора на охоту нас упросила Валентина…»

25.03.2023
«Сводить профессора на охоту нас упросила Валентина…» В рассказе Анатолия МОЖАРОВА российская глубинка показана «такой, как она есть».

И по весне случаются печали…

16.03.2023
И по весне случаются печали… Поэзию Виктора КАРПУШИНА с полным основанием можно отнести к тихой лирике.

«Мне почему-то шелест листьев сладок…»

10.03.2023
«Мне почему-то шелест листьев сладок…» «Поэзия садов» – основная тема стихотворного творчества Олега АЛЁШИНА.
ВИДЕОРЯД

«Депушкинизация» на Украине

Смотреть все...

Спецформат

«Молодость – богатство старости»

21.03.2023
«Молодость – богатство старости» Под такой темой проходят IX Всероссийские Васильевские чтения-2023, посвященные жизни и творчеству писателя Бориса Васильева.

Боль настоящего – путь в будущее

19.03.2023
Боль настоящего – путь в будущее В РГБ представили спецпроект «Настоящие», посвященный современной поэзии и авторской песне.

Мемуары, письма, документы: три новинки

17.03.2023
Мемуары, письма, документы: три новинки Предлагаем для голосования книжные новинки. Книга, которую выберут читатели, попадет на страницы «ЛГ».
Позиция

Бандеровцам везде у нас дорога?

27.03.2023
Бандеровцам везде у нас дорога? Известный поэт и музыкант Вадим СТЕПАНЦОВ о предстоящем фестивале «Дикая Мята» под Тулой.

Наши, Враги и Непричёмыши

22.03.2023
Наши, Враги и Непричёмыши Даниэль ОРЛОВ полагает, что в русской поэзии оформился очевиденый раскол.

Такие же, как мы?

15.03.2023
Такие же, как мы? В 1991 году пути России и Украины начали расходиться, а после «майдана» 2004 года этот раскол принял обвальный характер, считает Владислав ШУРЫГИН.

  • Статьи
  • 2010 год
  • №32 (6287) (11-08-2010)
  • Болгария – мост в истории

Болгария – мост в истории

Анчев Панко

Болгария – мост в истории

Рукопожатие
Анчев Панко

ВЗГЛЯД

Панко АНЧЕВ

Каждый народ – особенный. Каждый народ имеет свою собственную историческую судьбу, отличающуюся от судьбы других народов. Одни народы – большие и сильные, организованы в государства, играющие важную роль в геополитике и определяющие её структуру и законы развития. Другие государства – маленькие и слабые, волочатся в обозе истории и послушно следуют за большими и сильными, теми, кто значительно опередил остальных. Очевидно, народы – как люди, и подобно людям они существуют в некоторой общности, основанной на иерархическом принципе и строгой субординации. Иначе человечество впало бы в неконтролируемый хаос и быстро уничтожило бы себя самое. У народов есть заданная миссия, и когда они её выполняют, то тонут в истории и растворяются в ней.

Видимо, болгарский народ не выполнил свою миссию, поскольку он всё ещё существует. Пусть он и не имеет такого влияния, как когда-то, и подвергается тяжёлым испытаниям. Вопреки тому, что болгарское государство два раза (в ХІ–ХІІ вв. и ХІV–ХІХ вв.) исчезало и в муках восстанавливалось после долгого и терпеливого ожидания, революции и помощи извне. И если первый раз, когда болгарское государство попадает под чужое господство, не так фатален с культурной и цивилизационной точки зрения, поскольку Болгария вошла в состав Византийской империи и сумела лучше интегрироваться в культуру и цивилизацию, к которой она в принципе принадлежала после официального крещения в ІХ веке, то второй раз – в конце ХІV века, когда она попала под господство Османской империи, имел тяжёлые последствия, что привело к резким изменениям в геополитическом плане. Однако, с другой стороны, это знаковое испытание для болгарской устойчивости и способности народа выживать и воскресать после трагических событий.

Тодор ТЕРЗИЕВ. ЗимаСредневековое болгарское государство было создано в VІІ веке на территории Византии в качестве военного союза между двумя народами (славянами и протоболгарами), в рамках которого позже образуется новая славяноболгарская народность. Поблизости проходит граница между Западной и Восточной Римскими империями, между Западной и Восточной церквями. Византия быстро признаёт новое государство, поскольку осознаёт её важное значение хранителя своих северо-западных границ и буфера, препятствующего нашествиям варварских племён со стороны Дуная. Славяноболгары должны были препятствовать попыткам вторжений на территорию Византийской империи народов и племён, которые бы разрушали её изнутри. Византия уступает свою территорию и примиряется с политическим союзом протоболгар и славян, поскольку ей необходим сильный форпост – защита от набегов с севера. Эта надежда оправдывает себя в течение нескольких столетий – вплоть до ІV Крестового похода в 1204 г., когда разложившуюся Византийскую империю покоряют латиняне. Настоящая смертельная угроза находится на ничем не защищённом юге.

Славяноболгарское государство и славяноболгарский народ выступают защитниками культурного и цивилизационного богатства и православия. Историческое значение этой заслуги велико – практически неизмеримо. При царе Петре (927–969) болгарское государство окончательно приобщается к византийской цивилизации, полностью христианизуется. Во время царствования царя Петра формируются аристократия и институты власти. Из военной организации, каковой государство было до того, оно превращается в стабильный институт с развитой экономикой и культурой. За главой болгарского государства официально признано право называться царём, а архиепископ Болгарской церкви возведён в сан патриарха. Теперь Церковь становится не только хранительницей границ этой цивилизации, но и активным её строителем. Болгария готовится исполнить свою роль моста, уготованную ей историей по промыслу Божьему, ведь это время подготовки и грядущего величия России и перемещения через Болгарию центра от Второго Рима к Третьему. Из Болгарии распространяются написанные на славянском языке священные и богослужебные книги и через них восточное христианство достигает России и распространяется по всей её территории. По существу, это грандиозный исторический переход, предзнаменование нового геополитического порядка и утверждение новой цивилизации. Но это и знак скорой гибели Византии! Но миссия выполнена: всё духовно ценное из Византии перенесено в Россию и в славянский мир.

Средневековая Болгария – своеобразный буфер между Константинополем и Римом. Через неё проходят папские миссионеры и участники Крестовых походов, чья цель – приобщить к католицизму болгар и народы, населяющие Византию. Стремление папы – завоевать Константинополь и подчинить его своей тиаре. Крестовые походы должны осуществить этот грандиозный замысел. Должны, но преградой на их дороге оказывается именно Болгария. Независимо от того, что и другие предводители болгарского государства после крестителя болгарского народа князя Бориса-Михаила (852–889) демонстрировали сердечные отношения с Римом и даже отправляли посольства для установления контактов, Болгарская православная церковь вместе с государством отстояла православный характер Болгарии и остановила католическое вторжение в Византию и в среду южного славянства. Ценой больших жертв и разрушений. Неслучайно и то, что она и по сей день остаётся православным государством, а католики в Болгарии весьма малочисленны и имеют незначительное влияние на духовную жизнь страны.

Болгары сохраняют своё православие и во времена османского владычества, хотя, по всей вероятности, у них была возможность вернуть себе отнятую свободу, если бы они приняли помощь Западной церкви и прежде всего помогли бы польскому королю Владиславу Ягелло в 1442–1444 гг., а позднее поддались бы католической и протестантсткой пропаганде.

Болгария охраняет северные границы византийской цивилизации и является препятствием для Рима, который мечтает духовно покорить Балканский полуостров и использовать его, навязав свою власть всему славянскому миру. Это вторая большая заслуга Болгарии. Но цена весьма высока: в конце ХІV века Болгария на целых пять веков исчезает с политической карты Европы, однако именно благодаря исторической роли, которую она играла и которую ей ещё предстоит сыграть, она на самом деле продолжает существовать и готовиться к своей новой судьбоносной миссии.

Со времени падения Византии под натиском османских турок в ХІV века Западную церковь следовало бы считать победителем в споре Востока и Запада. Запад уже принял новую социально-политическую и экономическую систему и скоро завоюет новый мир и подчинит своему политическому и экономическому влиянию всю Европу. Но с усилением России, что заметно ещё в конце ХІV века, и после попадания Византии и Болгарии под власть османских турок противостояние «Восток–Запад» обретает новое измерение. Россия становится защитником порабощённых православных народов, среди которых больше всего южных славян (в том числе и болгар). Не стоит забывать о том, что православные патриархи сразу после окончательного падения Византийской империи обращаются к русскому императору с просьбой вмешаться и избавить их от рабства. И те делают это периодически, вплоть до ХІХ века.

Новые реалии в Европе эпохи модернизма заставили иначе подойти к решению проблемы «Восток–Запад». Могущество России подсказывает необходимость её присутствия на Балканах. Так появляется Восточный вопрос, ставший узлом противоречий в европейской политике с ХVІІІ века и далее. Запад соглашается с целями России и на первый взгляд не препятствует их реализации, да и сам принимает участие в ликвидации Османской империи, но не позволяет, чтобы это произошло резко и не нарушило бы геополитический баланс, заметно усилив влияние России.

Ещё со времени своего появления Восточный вопрос осознаётся как цивилизационный, потому что содержит в себе необходимость создания, как считает Ф.И. Тютчев, православной славянской цивилизации и восстановления Второго Рима, т.е. Константинополя (совр. Стамбула) в качестве главного центра православной цивилизации. И хотя не все говорят об этом, всем ясно, что речь идёт именно о таком ракурсе, а не просто о «владении проливами».

Тютчев верно замечает, что Константинополь неслучайно становится центром христианства и построен он императором Константином Великим именно с этой целью. И именно там находится престол Вселенского Патриарха. И если бы в 1878 г. после войны с Турцией Россия воспользовалась данным ей историей правом завладеть Константинополем и оставить его себе, так называемый Восточный вопрос был бы окончательно решён. Но у России не могло быть такого намерения, потому что в конце ХІХ века эта идея созрела только в секулярном виде, то есть как политическое освобождение православных народов Балкан, а не как восстановление Второго Рима и создание православной империи. В результате этого европейская карта была сформирована по принципу «разделяй и властвуй». Новые национальные государства на Балканах находились не на своих исторических территориях, и сами нации не объединились, а, более того, оказались разбросанными по соседним государствам и стали источником многосторонних конфликтов.

Некоторые уподобляют Европейский союз Римской империи. В сущности, в этом и состояла идея его вдохновителей и создателей. Через новую Римскую империю они хотели объединить европейские государства для резкого экономического скачка и тотального господства над миром. Но очевидно, что необъявленной целью является восстановление империи в её западном, языческом варианте, посредством чего можно было бы установить влияние и на восточную часть империи, то есть православную, сведя к минимуму роль православных христиан (особенно оторванных от России). Европейский союз – это теория и практика, противоположная по духу и смыслу христианско-православной концепции европейского устройства, а следовательно, и Божиему Промыслу. Поэтому Европейский союз не просуществует долго. Намеренно не включая Россию, в него принимают западных славян, делая таким образом жест в сторону православия (т.е. отчасти и южных славян – Болгарию, Румынию и Грецию), не предоставляя им, однако, того места, которое было бы у них в другой концепции. Но само присутствие этих государств создаёт проблемы для Евросоюза, направленного исключительно против России.

Европейский союз имеет намерение окончательно разрешить и так называемый Восточный вопрос, включив в свой блок и Турцию, восстановив таким образом в полном объёме Римскую империю. Это решение – продуманный политический ход для выполнения плана по «западной модели». Второго Рима не будет, а Третий постоянно находится под прицелом и лишён возможности восстановить империю в её «восточном варианте».

Правильно и целесообразно по Божиему Промыслу восстановление Второго Рима. Оно необходимо истории, чтобы началось новое развитие человечества, основанное на новом общественном (я назову его религиозным) сознании. Рано или поздно всякая система исчерпывает себя и на смену ей должна прийти другая. Так и сейчас. Восточный вопрос подаёт нам знак, что с его решением наступит необходимая перемена и начнётся иная эпоха. И Болгария вновь станет мостом, с помощью которого будет осуществляться движение к обновлённому Второму Риму.

Перевод Максима МАКАРЦЕВА


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 
12+




Новости
27.03.2023

Юрий Соломин в Библиотеке для молодежи

В Особняке Носова состоится встреча с Юрием Соломиным, народным артистом СССР, худруком Малого театра.
27.03.2023

Награждены лауреаты премии Дементьева

Дом поэзии Андрея Дементьева в Твери отмечает свое 10-летие и готовится к юбилейным торжествам.
26.03.2023

Филология как страсть

В Доме Ростовых состоится представление книг Дмитрия Бака и его товарищей.
26.03.2023

Сергей Лукьяненко в РГБМ

Встреча с известным писателем-фантастом состоится в Российской государственной библиотеке для молодежи.
25.03.2023

Новые номинации придают интригу

Литературная премия «Ясная Поляна» завершила прием заявок на 21-й литературный сезон.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
Культура
 Фёдор Шеремет

Страница и экран

Далёким от литературы людям экранизация даёт как бы концентрат произведения, а заядлым...

Литература
Сазанович Елена

Буревестник

28 марта 1868 года родился Максим Горький

События и мнения
Амелин Ростислав

Свет звезды

Космическая угроза № 1 – Бетельгейзе: Альфа Ориона и одна из величайших звёзд во...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Шестеро на яхте

Раньше в США созданием «легенд» вокруг специальных мероприятий занимались люди к...

Общество
Мысловский Евгений

Бывает ли справедливость без истины?

Когда в законе не прописаны важнейшие понятия, это ведёт к ошибкам в приговорах
...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2023
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда