ЭПИТАФИИ
Не стало Николая Семёновича ЕВДОКИМОВА (1922–2010).
Я помню его пришедшим в сорок третьем году, после тяжелейшей контузии, «за парту», в Литературный институт. Через десятки лет он снова вернётся туда уже как преподаватель – делиться опытом с молодыми прозаиками, подобно своим былым учителям, и будет это делать до последней возможности: когда уже не сможет добираться до своей «альма матер», продолжит вести семинар дома…
Ему было что передать, завещать ученикам – и страстную любовь к делу, к литературе, и строгость в самооценке, ответственность перед словом – и перед читателем, но, пожалуй, главное – в е р н о с т ь.
«Дура она, дура! – с напускной грубостью, а в сущности – с отчаянной любовью думает герой евдокимовской повести «Была похоронка», искалеченный войною Матвей об отыскавшей его жене. – Сколько лет прошло после войны, все бабы как бабы, успокоились, а она, ненормальная, гляди ж, докопалась».
Коля сам был из таких «ненормальных», докапывающихся до правды, несмотря на все препятствия (один из первых же его рассказов попал под яростный огонь пресловутой «партийной» критики).
Когда вскоре появится его новая, оказавшаяся, увы, последней, книга, читатель вновь убедится в этом, встречая там и давний, прежде не печатавшийся рассказ о первом пережитом бое, и произведения самых последних лет, посвящённые тем давним «сороковым, роковым», которые накрепко впечатались в память и судьбу полкового разведчика Николая Евдокимова.
Андрей ТУРКОВ
«ЛГ» выражает искреннее соболезнование семье и близким Н.С. Евдокимова.
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться