ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
Новая версия сайта
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Реклама.
ЛГ online

Сказочные юбилеи

06.09.2023
Сказочные юбилеи «Аленький цветочек», «Три толстяка», «Мальчиш-Кибальчич» и другие – все они юбиляры в 2023-2024 гг.

Мы в Telegram

30.08.2023
Мы в Telegram Читайте «ЛГ» и ее главреда Максима ЗАМШЕВА в популярном мессенджере.

Небо манит

24.08.2023
Небо манит К 85-летию со дня рождения русского поэта и мыслителя Эдуарда БАЛАШОВА.
ЛГ плюс

Русский космос

03.09.2023
Русский космос Стихи Дмитрия МУРЗИНА изобилуют самыми разными смыслами.

Ветер нового времени

02.09.2023
Ветер нового времени В рассказах Любови ЗЕМНОЙ тесно связаны прошлое, настоящее и будущее.

«Пятую ночь в кино снимаюсь…»

31.08.2023
«Пятую ночь в кино снимаюсь…» Марина ВОРОНИНА в данном рассказе рассматривает жизнь обычного человека под интересным ракурсом.
ВИДЕОРЯД

Максим Замшев на Красной площади

Смотреть все...

Спецформат

Феномен Асадова

07.09.2023
Феномен Асадова К 100-летию со дня рождения популярнейшего советского поэта.

«Белая река» и зеленый свет молодым

01.09.2023
«Белая река» и зеленый свет молодым В Белорецком районе Башкирии прошел уже третий фестиваль авторской песни.

Да, в Загорянке я живу!

31.08.2023
Да, в Загорянке я живу! В Подмосковной Загорянке прошел ХII Фестиваль поэзии и песни имени Анатолия ВЕТРОВА.
Позиция

Кто учит людей писать?

04.09.2023
Кто учит людей писать? Прозаик Даниэль ОРЛОВ о литературных мэтрах и курсах писательского мастерства.

Памяти Глеба Панфилова

31.08.2023
Памяти Глеба Панфилова О жизни и творчестве выдающегося режиссера размышляет Александр БАЛТИН.

Запрет на песни

29.08.2023
Запрет на песни В связи с чем музыканта из Сербии Горана БРЕГОВИЧА не пустили в Молдавию?

  • Статьи
  • 2012 год
  • №50 (6396) (12-12-2012)
  • Художник и власть, программа перезагрузки

Художник и власть, программа перезагрузки

Художник и власть, программа перезагрузки

Настоящее прошлое
Рожин Александр

Посещение Н.С. Хрущёвым выставки «30 лет МОСХ», состоявшееся полвека назад, стало поводом, чтобы вновь запустить на орбиту дискуссий тему «художник и власть»

Знаковое событие не только для судеб отечественного искусства, но и культуры в целом стремились торжественно и во всеуслышание обыграть организаторы и устроители помпезно обставленной Международной социальной программы 1962–2012 гг. Не будем давать оценку тому, как это получилось в совокупности разных задач, отметим лишь, что «обсуждение», на котором довелось присутствовать мне, оказалось несостоятельным, самодеятельным и тенденциозным.
Выступавшие, пожалуй, за исключением искусствоведа Ю. Герчука, пытались «тянуть одеяло на себя», утверждая приоритеты, например, «лианозовской группы» художников, преимущественно студийцев Э. Белютина, естественно, при этом не забывая и собственной значимости. Реальных свидетелей манежного действа с участием Н.С. Хрущёва найти пятьдесят лет спустя нелегко, да и тех, кто мог бы абсолютно по-новому рассказать об этом с позиций людей, обременённых достаточным жизненным и творческим опытом, очевидно, не увлекла, не вдохновила на откровенный разговор программа Манежа наших дней. Возможно, гипотетически хорошо продуманная акция кому-то показалась очередной попыткой «продвинутых» активистов утвердить за собой право «истины в последней инстанции», право решать, что такое хорошо, а что такое плохо, где актуальное, а где допотопное.
Короткий период так называемой хрущёвской «оттепели» оставил заметный след в нашей истории. Это было время надежд и ожиданий, время обновления и духовного подъёма. Искусство, культура оказались востребованными не только и не столько властью, а прежде всего обществом, которое начинало ощущать себя гражданским. Конец 50-х – начало 60-х годов прошлого века были для нас временем открытий, снятия запретов, появления книг авторов, о которых мы только слышали, но никогда не читали, экспериментов в театре, правды жизни в искусстве... Нельзя сказать, что всё это было иллюзией. О хрущёвской «оттепели» и её последствиях немало сказано, написано, снято документальных фильмов, иными словами, в привычном историческом, социально-политическом, культурологическом аспектах всё давно известно и изучено. Настал час взглянуть на тот период под иным углом зрения, начать говорить об искусстве на языке самого искусства. Немногие произведения художников тех лет выдержали испытание временем. Работы представителей андеграунда, нонконформистов в большинстве своём носили вторичный характер, либо обусловленный неким протестом с междометиями, а носители испытанных идеалов, «официальные» мастера не успели перестроиться и оставались во власти утопический мечты. Вместе с тем выставка «30 лет МОСХ» стала открытием хорошо забытого, прорывом в новую реальность. Говоря о восстановлении в правах так называемых формалистов 30-х годов и о художниках, устремившихся навстречу творческой свободе, таких как Николай Андронов, Павел Никонов, Виктор Попков, Андрей Васнецов, Таир Салахов, Гелий Коржев, Дмитрий Жилинский, Эдуард Браговский, Игорь Обросов, Эрнст Неизвестный и ряд других, имена которых не менее достойны быть упомянутыми, мы имеем в виду не некую социально-политическую, идеологическую подоплёку, внедрённую в живую ткань искусства, а прежде всего подразумеваем уровень профессиональной культуры.
Конечно, вопрос в том, какую идеологию исповедует художник, отнюдь не праздный. Однако можем ли мы с уверенностью сказать что-то в этом контексте о Мироне или Поликлете, Альбрехте Дюрере или Вермере Делфтском. Да и важно ли это для нас сегодня. Поэтому программные заявления современных кураторов искусства о необходимости актуализировать творчество, духовную среду, во что бы то ни стало, любыми средствами реформировать традиционные формы существования культуры не всегда оправданы благими намерениями. Нельзя проходить мимо манипуляций общественным, творческим сознанием в угоду своекорыстным интересам, ограничивать свободу профессионального самовыражения художника кураторскими условиями и правилами.
Выставка «30 лет МОСХ» стала отправной точкой для переосмысления прошлого. Многие факты и события тех лет померкли в памяти, иные, напротив, превратились в знаковые приметы целой эпохи. Ведь после инспирированного посещения Хрущёвым Манежа последовали гонения не только на художников, но и на писателей, музыкантов, кинематографистов и театральных деятелей, усомнившихся в праведности власти, заявивших о своём праве говорить о правде жизни языком искусства. Эта ситуация вскоре отразилась на судьбе самого Хрущёва, отстранённого от власти, которого в критический момент не поддержала интеллигенция. Совокупность названных вопросов и проблем сейчас представляет интерес в основном для историков, специалистов достаточно узкого профиля, для нас же важна эта выставка не как феномен реального времени, а как возможность переосмысления понятий содержательности и художественности искусства в эволюции культуры, его социальной, исторической и эстетической значимости. Она даёт пищу для размышлений о роли общественного мнения, кураторства, а главное – самого художника в самоидентификации. А беспредметный разговор об актуальном и современном искусстве абсурден из-за несформулированности мнений и неясности их изложения. К тому же политические симпатии и идейная позиция иногда служат удобным прикрытием, маскировкой эгоцентрических целей и амбиций.


Александр РОЖИН,
искусствовед, главный редактор журнала
«Третьяковская галерея», проректор по научной работе
МГАХИ им. В.И. Сурикова


Оценить:

Оценка: 10 - Голосов: 1


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 
12+




Новости
08.09.2023

Лев Толстой глазами сына Ванечки

Актеры «Мастерской Брусникина» представят книгу «Ничего, кроме радости».
07.09.2023

«Эдуард умирает, а может быть нет...»

Новая книга Лимонова будет представлена в Доме Ростовых 10 сентября.
06.09.2023

Книги в городе

Тобольский фестиваль сибирских историй откроется 15 сентября.
06.09.2023

Дорогая моя столица

Празднование 876-летия Москвы пройдет 9 и 10 сентября на всех площадках столицы.
05.09.2023

«Колокольчики мои…» под Брянском

Писатели почтили память Алексея Константиновича Толстого.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
Литература
Сазанович Елена

Великий и могучий

140 лет назад – 3 сентября 1883 года – ушёл из жизни...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Чайковский и газ

Более 90% западных компаний не ушли с росси...

Литература
Дмитрий Воденников

Согретая чернильница

События и мнения
Воеводина Татьяна

В инженеры бы пошёл...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Ожидания и правила

В ЮАР 22 августа стартовал XV саммит БРИКС, с к...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

Новая версия сайта

© «Литературная газета», 2007–2023
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда