ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Реклама.
ЛГ online

Мы в Telegram

26.03.2023
Мы в Telegram Читайте «ЛГ» и ее главреда Максима ЗАМШЕВА в популярном мессенджере.

Битва двух столиц

20.03.2023
Битва двух столиц Пролдолжается прием заявок на Второй поэтический баттл «Москва vs Санкт-Петербург».

«В защиту верующих мировых религий»

17.03.2023
«В защиту верующих мировых религий» Открытое обращение участников 1-го Международного Форума имени Имама Шамиля.
ЛГ плюс

«Сводить профессора на охоту нас упросила Валентина…»

25.03.2023
«Сводить профессора на охоту нас упросила Валентина…» В рассказе Анатолия МОЖАРОВА российская глубинка показана «такой, как она есть».

И по весне случаются печали…

16.03.2023
И по весне случаются печали… Поэзию Виктора КАРПУШИНА с полным основанием можно отнести к тихой лирике.

«Мне почему-то шелест листьев сладок…»

10.03.2023
«Мне почему-то шелест листьев сладок…» «Поэзия садов» – основная тема стихотворного творчества Олега АЛЁШИНА.
ВИДЕОРЯД

«Депушкинизация» на Украине

Смотреть все...

Спецформат

«Молодость – богатство старости»

21.03.2023
«Молодость – богатство старости» Под такой темой проходят IX Всероссийские Васильевские чтения-2023, посвященные жизни и творчеству писателя Бориса Васильева.

Боль настоящего – путь в будущее

19.03.2023
Боль настоящего – путь в будущее В РГБ представили спецпроект «Настоящие», посвященный современной поэзии и авторской песне.

Мемуары, письма, документы: три новинки

17.03.2023
Мемуары, письма, документы: три новинки Предлагаем для голосования книжные новинки. Книга, которую выберут читатели, попадет на страницы «ЛГ».
Позиция

Бандеровцам везде у нас дорога?

27.03.2023
Бандеровцам везде у нас дорога? Известный поэт и музыкант Вадим СТЕПАНЦОВ о предстоящем фестивале «Дикая Мята» под Тулой.

Наши, Враги и Непричёмыши

22.03.2023
Наши, Враги и Непричёмыши Даниэль ОРЛОВ полагает, что в русской поэзии оформился очевиденый раскол.

Такие же, как мы?

15.03.2023
Такие же, как мы? В 1991 году пути России и Украины начали расходиться, а после «майдана» 2004 года этот раскол принял обвальный характер, считает Владислав ШУРЫГИН.

  • Статьи
  • 2010 год
  • №51 (6305) (15-12-2010)
  • Планета «Вишнёвого сада»

Планета «Вишнёвого сада»

Планета «Вишнёвого сада»

Словесник
Шелехов Сергей

СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ

Сергей ШЕЛЕХОВ, театральный режиссёр

Сегодня наше культурное пространство, как забытое поле, – засеяно всеми мыслимыми сорняками. Цензуры нет – но она есть! Это цензура стихийного рынка. Магазинные полки ломятся от книжной макулатуры. Талант, качество – забытые и почти утратившие своё значение культурные понятия. Поневоле спросишь себя: а устоит ли под натиском этой стихии наша классическая литература?

– Вы читали
«Евгения Онегина»?
– А что он написал?

Из анекдота

Да, конечно, первое и главное знакомство с Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем, Толстым, Чеховым, Буниным происходит в школе… Но как? Не оказывается ли это знакомство для современного школьника случайным и поверхностным?

Несколько лет назад вместе с коллегой по театральному институту мне довелось прослушивать перед поступлением одну юную, симпатичную особу, дочь давних знакомых. Девица уверенно и чётко читает басню, хорошие стихи. Предлагаем ей перейти к отрывку. Для тех, кто не знаком с правилами приёма в театральный институт, поясню: наши абитуриенты проходят испытания на так называемых турах. Как правило, их приглашают по десять человек в аудиторию, и они перед экзаменационной комиссией читают прозу и стихи, танцуют или поют. Если прошёл на турах, то не сдать общеобразовательные экзамены просто неприлично…

И вот девица наша читает наизусть монолог Лушки из «Поднятой целины». Картина живописная. Девица весьма хороша собой, длинноногая, глазастая, современная, и вдруг – Лукерья? Кадр явно не монтируется… Мы единогласно и тактично объясняем: отрывок звучит неорганично и никак не подходит к её внешним данным. Посоветовали выучить другой, например, из «Анны Карениной». Она поблагодарила и вышла. А через пару минут вернулась наша кандидатка в артистки и вежливо так спрашивает:
– Простите, а в каком томе собрания сочинений Чехова я могу найти «Анну Каренину»?

Ну что тут скажешь?!

Прервалась связь времён. Сменилась ценностная шкала.

Несколько лет назад в Москву приезжал один мой приятель, питерский режиссёр, со своим выпускным театральным курсом. Звонил, просил прийти, посмотреть… Я пришёл и в течение двух часов смотрел спектакль по известной пьесе… Ребята действительно играли здорово, а вот пьесу, которую знаю почти наизусть, я не узнал… Запредельная режиссёрская надстройка на классическом литературном материале, его, этот материал, завалила какими-то трюками, штуками, чепуховинками и прочим театральным сором – и пьесы не стало! Психология ушла в подмостки, а на сцене осталось лишь название в яркой обёртке. Но молодой зал так хлопал!.. Этот пример – прямая иллюстрация обнищания общекультурного процесса.

В литературе происходит то же самое. Главным сегодня стала яркая обёртка, а к содержанию – потрясающее невнимание или того хуже – презрение. Редактор одного солидного издательства в приватном разговоре так мне и сказал: книга – это развлечение! От себя могу добавить – ещё и товар!

Это удивительное изобретение человечества – книга, эта тайна, это сокровище, а порой и «ящик Пандоры» – превратилось в предмет вульгарной купли-продажи, и только… И ценность книги сегодня измеряется остросюжетным описанием энного количества трупов и добытой разбоем суммой… Как со всеми этими арсеналами соперничать Пушкину или Бунину, Чехову или Толстому? Как заинтересовать современного молодого человека классикой, сформировать его живой интерес к изящному слову?! Может, ещё раз внимательно, аналитически её, эту классику, прочесть?! Поднять, объяснить ему её неисчерпаемую глубину?! И изменить метод преподавания литературы?! Не знаю, но могу попытаться объяснить на, может быть, частном примере…

Много лет занимаясь творчеством А.П. Чехова, могу доказательно утверждать, что, например, его знаменитый «Вишнёвый сад» ещё не прочитан внимательно литературоведами. В пьесе столько загадок, о которых знают единицы, а может, должен знать каждый школьник. Коллизия поистине детективная!..

Взять хотя бы тот факт, что имение, в котором происходит всё действие пьесы, никогда не принадлежало Раневской… Что урождённая дворянка Любовь Андреевна Гаева и родилась, и жила совсем в другом месте… Что после смерти своего престарелого мужа Михаила Раневского Любовь Андреевна заложила вишнёвый сад в банк, вместе с ним и своих домашних, и уехала в Париж… Что сад этот очень велик – почти 11 миллионов квадратных метров… Что Шарлотта Ивановна как-то поразительно легко путешествует за границу и обратно без всякого паспорта… Что Ермолай Лопахин покупает вишнёвый сад не для дела, а как дорогой, очень дорогой подарок любимой женщине, да только ей этого не надобно…

Может, вот об этом надо рассказывать нашей молодёжи?! Может, метод преподавания русской литературы требует кардинального пересмотра? И это далеко не частный пример… Таких потрясающих, неожиданных, не открытых историй много в нашей, да и не только в нашей – в мировой литературе.

Уже четыреста лет центральным монологом шекспировского «Гамлета» считают «Быть или не быть…», но я считаю, это неверно, трагически ошибочно… Его истинный главный монолог звучит гораздо раньше: …Порвалась дней связующая нить. Как мне обрывки их соединить!.. О чём это говорит принц Гамлет? Принц маленького Датского королевства… О «спасении»?

Христианам известно только одно спасение, спасение Души! Что должно произойти, чтобы принц маленькой Дании вдруг объявил себя тем, кто призван (послан) восстановить связь времён, вернуть мир на путь истины? Откуда у него эти права? Борис Пастернак, чей перевод поистине лучший, переводит этот монолог Гамлета шесть раз, отыскивая наиболее точный смысловой эквивалент:

…Век вывихнул сустав.
Будь проклят год,
Когда пришёл я вправить
вывих тот.
Или:
…Погублен век! О горе мне!
К чему
Родился я помочь в беде ему!

Или:

Разлажен жизни ход,
и в этот ад
Закинут я, чтоб всё пошло
на лад!
Или:
Свихнулся век. О рока произвол,
Что я на свет
вправлять его пришёл!

Впервые, когда я прочитал приведённые выше варианты переводов поэта, я жутко разволновался. Передо мной вдруг открылись скрытые смыслы пьесы. Я вдруг понял, о чём она! Может, стоит рассказать об этом нашим школьникам? Может, им стоит рассказать, что 400 лет назад Вильям Шекспир задумал пьесу о неисчерпаемой любви Бога к людям?

Может, им стоит рассказать, что Николай Гоголь всё-таки оставил нам своё автобиографическое произведение и что это – хрестоматийная «Шинель»?! Рассказать о неисчерпаемой глубине его, Николая Гоголя, христианского раскаяния… О том, что Бог так и не дал ему вдохновения окончить «Мёртвые души». О том, что тот же хрестоматийный «Ревизор» – не комедия, а философия русской жизни… И что она парадоксальна, как и весь русский классический комедийный жанр…

Мой взгляд, конечно же, весьма ограничен сферой профессиональных интересов, но, может быть, в нём есть и рациональное зерно…


Оценить:

(Нет голосов)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 
12+




Новости
27.03.2023

Юрий Соломин в Библиотеке для молодежи

В Особняке Носова состоится встреча с Юрием Соломиным, народным артистом СССР, худруком Малого театра.
27.03.2023

Награждены лауреаты премии Дементьева

Дом поэзии Андрея Дементьева в Твери отмечает свое 10-летие и готовится к юбилейным торжествам.
26.03.2023

Филология как страсть

В Доме Ростовых состоится представление книг Дмитрия Бака и его товарищей.
26.03.2023

Сергей Лукьяненко в РГБМ

Встреча с известным писателем-фантастом состоится в Российской государственной библиотеке для молодежи.
25.03.2023

Новые номинации придают интригу

Литературная премия «Ясная Поляна» завершила прием заявок на 21-й литературный сезон.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
Культура
 Фёдор Шеремет

Страница и экран

Далёким от литературы людям экранизация даёт как бы концентрат произведения, а заядлым...

Литература
Сазанович Елена

Буревестник

28 марта 1868 года родился Максим Горький

События и мнения
Амелин Ростислав

Свет звезды

Космическая угроза № 1 – Бетельгейзе: Альфа Ориона и одна из величайших звёзд во...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Шестеро на яхте

Раньше в США созданием «легенд» вокруг специальных мероприятий занимались люди к...

Общество
Мысловский Евгений

Бывает ли справедливость без истины?

Когда в законе не прописаны важнейшие понятия, это ведёт к ошибкам в приговорах
...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2023
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда