«Татьяна Маврина. Графика из собрания М.В.Сеславинского»
Творчество Татьяны Алексеевны Мавриной (1900-1996) – одно из самых ярких в «алмазном венце» отечественного искусства XX века. За свою долгую жизнь она была свидетелем всех социально-политических бурь в истории страны от Октябрьской революции до разгара перестройки, но творчество, искусство всегда оставались главным способом ее бытия. Уроженка Нижнего Новгорода, она навсегда сохранила любовь к родному краю и своей первой обители – дому на ул. Студеной.

Выставка «Татьяна Маврина. Графика из собрания М.В. Сеславинского» представляет работы художника от 1920-х до 1990-х годов, от ранних жанров и иллюстраций до последних ее созерцательных натюрмортов.

Работы выставки дают возможность рассмотреть, как развивался ее образно-пластический язык, как сложился ее неповторимый, безошибочно узнаваемый «мавринский» стиль, сказочный и необычайно убедительный в своей гармонии «ликующего цвета» и виртуозного рисунка.

Ранний период творчества автора представлен, в основном, книжными иллюстрациями к изданиям Э.Т.А Гофмана, А.Франса, Э.Золя, О.Бальзака, Ж.Валлеса, М.Лермонтова. В 1930-е годы ею были созданы сочные рисунки обнаженных натурщиц. Среди работ 1940-х годов особенно выделяются архитектурные пейзажи Москвы, в которых главную роль играют храмы.
1950-е годы представлены иллюстрациями к русским народным сказкам и сказкам А.С. Пушкина. Эти темы до конца жизни станут для Т.А.Мавриной магистральным направлением. Именно эти работы приведут ее произведения в каждый дом, где подрастают дети. Иллюстрации сказочных книг привносят в детское сознание взрыв красочных эмоций, которые создают основу, опору для получения эстетического удовольствия уже во взрослой жизни.

Для Т.Мавриной книжная иллюстрация была и способом уберечься от недреманной советской цензуры. Начиная с раннего творчества, с участия в деятельности творческой группы «13» над ней висел дамоклов меч обвинения в формализме. Иллюстрирование детских книг в то время было своеобразной нишей, в которой укрывались художники-нонконформисты, среди которых были И.Кабаков, Э.Булатов, Ю.Соостер. Т.Маврина не была сторонником неофициального искусства, однако в области сказочной иллюстрации было проще реализовать смелые эксперименты в области формы, цвета.

Ее творчество в детской книге получило международное признание, недаром Т.А.Маврина была награждена престижной Золотой медалью Г.-Х.Андерсена.

Локальность и декоративность цвета смело врывается в станковое творчество Т.Мавриной. Созданные ей в 1950-60-е годы циклы пейзажей из поездок по Московской, Ярославской, Владимирской, Горьковской областям передают яркие эмоции любования древними русскими городами, делает их  сказочными, сохраняя при этом бытовые реалии неспешной жизни провинции.  Вместе с цветом меняется и композиционная оптика художника. Городские панорамы пишутся с точки зрения сверху, ландшафт приобретает выпуклость, возможность одновременно видеть первый и дальний план, и то, что происходит по краям. Некоторые пейзажи приобретают сходство с наивной средневековой картографией.

На рубеже 1970-80-х годов Т.Маврина создает альбом «Гуси, лебеди да журавли», посвященный творчеству ее любимого с юных лет А.А.Блока. В нем представлены пейзажи, навеянные мотивами блоковской поэзии. Из этой серии на выставке представлены два пейзажа и портрет поэта.

Т.А.Маврина сохраняла интерес к жизни до последних дней, отодвигая немощь творческим напряжением. Тому подтверждением работы последних лет, в которых ощущается большая сила пластического обобщения. Она писала натюрморты, виды из окна на город, на месяц, за которым она наблюдала всю жизнь, отмечая в дневниках его состояние. Она смотрела вокруг себя через цветовую палитру, переводя непосредственное наблюдение на язык живописи.

В экспозиции представлены графические листы из собрания нашего земляка, известного государственного и общественного деятеля, председателя Национального союза библиофилов, кавалера Ордена Почетного легиона Михаила Вадимовича Сеславинского.

К открытию выставки выпущен красочный каталог.

Торжественное открытие выставки состоится 19 мая в 16:00 в НГХМ|ИСКУССТВО XX ВЕКА (площадь Минина и Пожарского 2/2, 2 этаж). Проход по экспозиции для прессы – в 15:30.