Небо манит

(к 85-летию со дня рождения русского поэта и мыслителя)


1

Небо манит – особенно поэтов.

Словно чувствуется за видимым пластом нечто сокрытое, необыкновенно-лучистое, дающее и определяющее поэтические возможности:

 

Никто не знает неба так, как птицы.

Простор бескрайний. Даль без берегов.

Придуманные сферы и границы

Неведомы для птиц и облаков.

 

Поэзия Эдуарда Балашова совмещала сквозное легкое дыхание и перистые оттенки действительности, смысловую ясность и жажду перевоплощения: во все феномены мира, чтобы лучше озвучить их стихом.

Стать водой и воздухом: ощутить их мысли, их душу:

 

Молчит усталая вода,

И, прислонясь к крутому склону,

Она вздыхает иногда

И гонит вздох свой по затону.

      
И воздух оттого молчит,

Что не роняет слов на ветер.

И каждый вздох его рассветен,

И в небе облаком летит.

 

Шаровая бездна жизни затягивает, предлагая столько нюансов, что каждый хочется оттенить, подсветить, выразить вектором звука.

Четко декларируемый дом является той альфой, благодаря которой говорит поэт:

 

Нету дома земного.

Нет и тайны земной.

Дом мой – Отчее Слово

Над земною виной.

 

И трепетанье стрекозьих крыл, и птичьи – широко распахнутые для полета, ощущались в поэзии Балашова – певучей и нежной, прозрачной и возвышающей дух.

 

2

…емкость посвящения Вадиму Кожинову, исполненная Балашовым, скрещивала компактное определение времени, данное через образы, лирический порыв сильного натяжения, и своеобразную метафизику, проведённую через призмы опыта:

 

На руинах роскошной эпохи,

На обломках погибшего дня

Я поверил в заёмные крохи,

В жизнь без крова и в даль без огня.

Привязался к бродячей собаке,

Презирающей службу и цепь.

По кутам и заходам во мраке

Замотала нас старая крепь.

 

Крепкий раствор стихов, вливающихся в читательскую душу желанием переосмыслить определенные меры былого, а заодно и собственную жизнь, сопоставив познанное с тем, что предлагает поэт.

Балашов был внимателен к деталям времени, и к… вечности: вечно бушующей ближе, чем мы думаем, и, словно космос, начинающейся в нас:

 

Тихие дали. Темные дали.

Где же дороги мои запропали?

Поле рабочее. Скошенный луг.

Снова от сна отряхнётся петух.

Снова я встану босой на дощак.

Снова ударюсь виском о косяк.

Вышибу двери и рухну под клеть.

«Здравствуй, — скажу, — я пришел умереть!»

 

Грустные и тихие картины родной природы, той яви, что была ближе близкого, и уходит, уходит постепенно, как всё… как жизнь.

Поэзия помещается в мире, предлагая собственный мир, и то, как разные явления словно входили одно в другое в поэзии Балашова, завораживало порой, играя (но – смертельно всерьез) тонкими оттенками лучевого света:

 

Свободный ветер света

Из солнечной страны.

В широком шуме ветра

Зелёный шум весны.

 

Поэт необыкновенно – самым сердцем сердца чувствовал суть стихий: воды, воздуха: основополагающих элементов мира, и, переводя оную в слова, добивался интересно-светящихся результатов:

 

Молчит усталая вода,

И, прислонясь к крутому склону,

Она вздыхает иногда

И гонит вздох свой по затону.

И воздух оттого молчит,

Что не роняет слов на ветер.

И каждый вздох его рассветен,

И в небе облаком летит.

 

Он исходил из возможностей высокого света – Эдуард Балашов, двигался по световой вертикали, и – словно растворился в ней, оставив поколениям сияния собственного поэтического сада.

 

Александр БАЛТИН