Памяти Глеба Панфилова
Фото: vm.ru

Линии сходятся, сплетаются сложно – тугим орнаментом жизни: и Жанна д Арк, мощно изображаемая Пашей Строгановой – скромной ткачихой, со вдруг прорезавшимся актёрским даром, – звучит железно, словно опровергая тихую девушку, укоренённую в такой обыденной жизни…

Ритмы панфилосвкого «Начала» строились двойственно: показывая амбивалентность жизни и судьбы, давая код возможной расшифровки собственной жизни, и вводя в реальность фильм, которому суждено будет преодолеть сопротивление времени.

Преодолеть – и остаться, завораживая в равной мере режиссёрским мастерством и своеобразием исполнительницы главной роли.

Режиссура, определившая судьбу, не сразу попала в объектив его жизни: сначала Панфилов заканчивает химический факультет УПИ, работает мастером Свердловского завода медаппаратов, научным сотрудником НИИ, словно изучает жизнь в разных её проявлениях, пропитывается ею – столь необходимой режиссёру, который, используя конкретику своего опыта, творит собственную вселенную.

Проявляется телевидение: на свердловском работая, Панфилов снимает несколько документальных фильмов; учиться дальше во ВГИКе: на операторском факультете, позже заканчивает Высшие курсы сценаристов и режиссёров.

Опыт его – к началу работы режиссёром, велик; логично, что первый фильм «В огне брода нет» оказывается перлом.

…Гражданская война, санитарный поезд, монотонно везущий раненых с фронта; невзрачная и неуклюжая, нелепая и слегка растерянная в жизни Таня Тёткина: санитарка, у который вдруг открывается – молнией блистая в ночи – талант художницы…

Людские метаморфозы вообще интересовали Панфилова: как из вроде бы тихой незаметности прорастает творческая яркость?

Чувства Тани – робкие, как она – переносимые на бумагу; сочетание поэзии и правды мира, и – монотонно идущий в даль, неукротимый и неизбывный поезд.

Темы революции и выбора вибрировали огненными нервами в недрах великолепной картины.

«Начало» бушевало – в сердцах и душах зрителей; Чурикова становится музой режиссёра: музой, определяющей музыку его фильмов.

«Прошу слова», дозировано и точно мешая мотивы обыденности и преодоления оной, показывает жизнь двояко – и сгущённо: в плане фактов и повседневности, и так – будто сквозь неё просвечивает высшее начало, и должное определять подлинность жизненного лада.

Трагические излома фильма резали сознание – мастерством исполнения, режиссёрской реальностью, ставшей всеобщей.

Острое железо «Вассы» взламывало зрительские сердца.

…Панфилов основал студию «Вера», названную в честь матери: мамы всегда остаются с детьми, только поговорить и посоветоваться уже нельзя…

Долгая жизнь режиссёра – как золотоносная жила кино; и фильмы остаются – сиять правдой, своеобразием дара, истовой мощью…

 

Александр БАЛТИН